Замена свечей накаливания на дизельном двигателе по низким ценам

Содержание
  1. Саморегулируемые свечи SRM/SRC
  2. Устройство
  3. Управление
  4. Запуск дизеля: отличия от бензиновых моторов
  5. Зачем нужны свечи накаливания
  6. Как определить необходимость замены
  7. Основные правила замены свечей накаливания
  8. Нагреватель из металла
  9. Что нужно знать перед началом работ
  10. Снятие защиты
  11. Отсоединение клемм АКБ
  12. Свечи зажигания, свечи накаливания
  13. Что необходимо сделать на автомобиле:
  14. Особенности силовых агрегатов, работающих на ДТ
  15. Назначение свечей
  16. Замена свечей на Дизеле: базовый ликбез
  17. Чем грозит несвоевременная замена
  18. Диагностика в домашних условиях
  19. Замена свечей накаливания в Жуковском
  20. Как самостоятельно заменить свечи: алгоритм
  21. Снимаем защитные элементы
  22. Отсоединяем клеммы
  23. Особенности силовых агрегатов, работающих на ДТ
  24. Принцип работы
  25. Признаки неисправностей и их причины
  26. Как обнаружить неисправность
  27. Конструкция свечи накала
  28. Керамические
  29. Проверка состояния свечей накаливания
  30. Типовые причины неисправностей
  31. Разновидности
  32. Системы быстрого накаливания QGS. Свечи на 6 и 12 вольт

Саморегулируемые свечи SRM/SRC

В свечах накаливания первого поколения время и мощность их нагрева регулировал либо сам водитель, либо отдельный электронный блок управления. Современные свечи меняют свой режим работы самостоятельно благодаря дополнительной регулирующей (управляющей) спирали. Такие свечи накаливания называются саморегулирующимися и обозначаются маркировкой SRM — Self Regulating Metal. Или SRC (Self Regulating Ceramic), если речь о керамической свече.

Сопротивление регулирующей спирали меняется в зависимости от температуры: чем она выше, тем меньший ток управляющая спираль пропускает к основной спирали накаливания. Это позволяет изначально подать на свечу больший ток, ускорив её прогрев, без риска выхода свечи из строя — встроенный предохранитель в виде управляющей спирали не даст ей сгореть.

Устройство

Внешне они похожи на те, что устанавливаются в бензиновом двигателе, но конструкция несколько сложнее. Свечи накаливания не вырабатывают искру, в их основе – нагревательный элемент в виде спирали, которая может быть металлической или заключенной в керамический «чехол». В первом случае речь идет о двух «завитках», один из которых служит для подогрева, второй защищает от перегрева. Следующий тип изделий представляет собой спираль, помещенную в керамическую оболочку, благодаря чему разогрев происходит быстрее. Наконечник свечи раскаляется до 1350 градусов. Также в конструкцию входит нить накаливания, состоящая из пары резисторов. Первый из них имеет неизменяемое сопротивление. У второго регулируется температурный коэффициент. Т. е. при изменении температуры двигателя меняется и нагрев пусковых элементов. Это позволяет экономить электроэнергию.

Керамические изделия считаются более перспективными: такие свечи не только быстро разогревают наконечник, что позволяет без проблем запустить дизельный силовой агрегат при низкой температуре, у них есть и иные плюсы: данные запчасти подходят под стандарт Евро 5 и 6. Это связано с тем, что изделия с керамической оболочкой гарантируют режим промежуточного накаливания. Это оптимизирует процесс восстановления фильтра, «занимающегося» уменьшением содержания сажи в выхлопе «Санг Енг Актион», «Кайрон» или иного подобного авто.

Управление

Работа свечей накаливания регулируется ЭБУ, отдельным блоком либо специальным реле. Их работа связана с данными, полученными от датчиков, определяющих частоту вращения коленвала и температуру охлаждающей жидкости. На многих моделях авто предусмотрена функция поддержания накала после пуска для уменьшения уровня шума от непрогретого двигателя (этим «грешат» «Фрилендеры Ленд Ровер», и не только они). Когда производится замена свечей накала и почему они выходят из строя?

Запуск дизеля: отличия от бензиновых моторов

Дизельный двигатель заводится совсем не так, как бензиновый. Летучий бензин даже при температуре -40° C готов вспыхнуть от одной искры, которую в цилиндрах создают свечи зажигания. Дизельному топливу — даже зимнему — из-за низкой летучести для воспламенения нужны те же 40 градусов, но уже со знаком «плюс» (а летнему — и вовсе +62° C). Недаром соляр называют тяжёлым топливом.

Высокую температуру, необходимую для горения дизеля, в цилиндре создаёт сжатие воздуха поршнем. Как и любой газ, воздух сжимается неохотно, при этом растёт его давление и температура. Когда форсунка впрыскивает порцию дизтоплива, оно самостоятельно воспламеняется от контакта с горячим сжатым воздухом — из-за этого часто говорят, что дизель заводится давлением или взрывом. Старые дизельные моторы, не оснащённые электронным впрыском и датчиками, легко могут работать без аккумулятора, поскольку воспламенение топлива в цилиндрах происходит механически, без каких-либо искр и свечей зажигания.

Но дизельную идиллию рушит мать-природа: при похолодании до минусовых температур сжатия воздуха в цилиндрах уже недостаточно, чтобы нагреть топливо до самовоспламенения. Поэтому совсем отказаться от свечей в дизельном двигателе невозможно. Просто свечи здесь нужны не для зажигания топливно-воздушной смеси, а для её нагрева.

Зачем нужны свечи накаливания

Свечи накаливания прогревают цилиндры сгорания изнутри, тем самым облегчают воспламенение топливной смеси в дизельном двигателе. Работой свечей руководит блок управления, питаются через подачу напряжения от реле. Блок управления регламентирует время, спустя которое реле передает подавать напряжение на свечи.

По большому счету, свечи накаливания – расходный элемент в обслуживании дизельного двигателя, их рекомендуется менять каждые сто тысяч км пробега.

В наших условиях, когда автомобиль хранится под открытым небом, запускается зимой «на холодную» и используется для поездок в городском цикле на короткие дистанции, часто с прогревом в режиме холостого хода, менять свечи накаливания рекомендуется каждые 20-30 тысяч км пробега, или раз в полтора-два года.

Как определить необходимость замены

О неисправностях со свечами накаливания подскажут трудности с холодным пуском дизеля.

Если из строя вышла одна свеча, мотор может завестись, но нормально работать не будет. Если сломались две и больше свечи, дизель будет запаздывать в момент схватывания, работать неустойчиво, требовать поддержки работы стартером.

Самый верный признак неисправности реле или блока управления свечей накаливания – отсутствие характерного щелчка, который раздается в момент поворота ключа в зажигании. Этот звук слышат каждый день владельцы дизельных ДВС.

Работу свечей накаливания можно проверить разными способами. Самый простой – протестировать их мультимером, отсоединив проводку от центрального электрода в гнезде (колодце) свечи и замерив сопротивление последнего прибором.

Основные правила замены свечей накаливания

  • Выбирать оригинальные свечи известных производителей, таких как Bosch, Beru, Delphi. Некачественные отслужат максимум один сезон.
  • Подбирать свечи накаливания в зависимости от типа двигателя и в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Менять комплект целиком, даже если кажется, что какие-то свечи работают.

Нагреватель из металла

Металлический нагревательный элемент – это две спирали. Одна – нагревательная, вторая – регулировочная. Функция первой – максимально быстрый разогрев наконечника. Вторая защищает деталь от сильных перегревов. Это возможно, потому что при увеличении температуры повышается сопротивление на регулировочной спирали.

Свободное пространство между нагревательной трубкой и двумя спиралями заполнено изолятором. Он также выполняет несколько задач – защищает спираль от различных механических повреждений и эффективно передает тепло. Свеча с металлической деталью способна разогреться до 1000°.

Что нужно знать перед началом работ

Острая необходимость замены свечей накаливания своими руками может возникнуть в холодное время года, так как свечи повышают температуру внутри цилиндра для эффективного самовоспламенения смеси солярки и сжатого воздуха в момент прогрева ДВС. При выходе из строя более одной свечи дизель зимой уже не заводится. Также калильные свечи влияют на эффективность распыла топлива в цилиндрах.

Для самостоятельной замены необходимо иметь минимальный набор подручного инструмента: гаечный ключ, торцевой ключ-трещетку и отвертку. Полный набор подразумевает наличие перчаток, гаечные и торцевые ключи (которые имеют удлинители и замки-трещотки), развертку и плоскогубцы. Также понадобится немного графитовой и высокотемпературной смазки.

Стоит добавить, что свечи накала достаточно хрупкие. В процессе замены их можно сломать в результате неосторожной работы с ключами. Поломка свечи внутри свечного колодца приведет к тому, что возникнет необходимость высверливания остатков контактного стержня при помощи сверла и дрели. Также могут потребоваться дополнительные инструменты для восстановления поврежденной резьбы.

В отдельных источниках рекомендуется менять свечи накаливания дизельного двигателя на прогретом моторе. Это объясняется тем, что резьба в блоке цилиндров может оказаться более хрупкой сравнительно с корпусом свечи. Благодаря температурному расширению свечи на разогретом дизеле должны выкручиваться легче. Другие руководства рекомендуют осуществлять замену на холодном моторе. Перед началом работ в обязательном порядке ознакомьтесь с инструкциями касательно замены калильных свечей на конкретном дизельном двигателе.

Снятие защиты

Свечи накаливания зачастую располагаются в верхней части головки блока цилиндров (обычно рядом с дизельными форсунками). Их может быть не видно в том случае, если мотор сверху прикрыт пластиковой крышкой или защитным кожухом. Данную защиту необходимо демонтировать для обеспечения доступа.

Отсоединение клемм АКБ

Так как свечи накала представляют собой электрический нагревательный элемент, потребуется осуществить отсоединение от АКБ минусовой клеммы. Затем производится откручивание небольших гаек, которые фиксируют наконечники высоковольтных проводов на контактных стержнях калильных свечей. Провод подключается к верхней части свечи. Указанную гайку необходимо отвернуть при помощи гаечного ключа, а сам провод можно немного сдвинуть, чтобы он не мешал дальнейшему снятию свечей накаливания.

 

Свечи зажигания, свечи накаливания

В двигателе внутреннего сгорания свеча зажигания устроена достаточно просто – центральный электрод покрыт мощной керамической изоляцией и до половины вставлен в металлический корпус. Свободный «нижний» торец центрального электрода имеет контакт для подключения высоковольтного провода системы зажигания. А «верхний» торец слегка выступает из кольцевого пояска керамического изолятора и приближается (с небольшим гарантированным зазором) к боковому контакту металлического корпуса. Для установки свечи в цилиндр металлический корпус имеет резьбовую часть и шестигранный поясок (для затягивания свечи ключом).

Свеча накаливания дизельного двигателя устроена практически аналогично – у неё лишь отсутствует боковой электрод, а центральный предназначен не для подачи искры, а для нагрева воздуха в цилиндре двигателя (для этого внутри свечи имеется спираль с высоким омическим сопротивлением).

Что необходимо сделать на автомобиле:

Необходимость частой замены искровых свечей говорит о нарушении рабочего процесса в бензиновом двигателе. В этом случае свечи могут выступать своеобразным «индикатором». Так чёрный налёт свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания двигателя (износ поршневых колец, маслоотражательных колпачков или неисправность системы вентиляции картера). Рыже-красный налёт – признак использования низкооктанового топлива, щедро разбавленного железосодержащими присадками.

Опасность применения плохого бензина заключается в его склонности к детонации – это прямая угроза быстрого износа цилиндро-поршневой группы и клапанов. Ну, а рытвины на рабочей поверхности свечи или облом бокового электрода свидетельствуют о том, что детонация уже «поработала» над двигателем (а отломанный контакт благополучно попал в цилиндр!).

Особенности силовых агрегатов, работающих на ДТ

Размещение СН внутри двигателя.

В отличие от силовых агрегатов, работающих на бензине, дизельные двигатели не имеют СЗ, в них установлены свечи накаливания (сокращенно, далее в тексте СН). Они служат нагревательным элементом, основная функция которого – подогрев камеры сгорания для упрощения холодного пуска мотора. Воспламенение топливо – воздушной смеси в дизельных движках происходит из-за образования высокого давления внутри камеры сгорания при окончании такта сжатия, когда поршень доходит до верхней мертвой точки. Воспламенение топливной смеси, возможно, только при подогретом горючем. Летом, температура за бортом автомобиля достаточная, подогрев не нужен, а зимой, если температура воздуха меньше +50С необходимо прогревать камеру сгорания. С этой целью, для каждой камеры монтируются СН. Стержень изделия располагается в предкамере, его окончание достигает границы завихрения рабочей жидкости, создаваемой с помощью форсунки. Подача электрического тока на свечную спираль производится автоматически при повороте ключа зажигания. Разогреваются изделия до нужной температуры и прогревают, таким образом, камеру и попадающий в нее воздух.

Учтите, есть типы дизельных моторов, не имеющие СН. В большинстве случаев это автодвигатели приводящие в действие промышленное оборудование либо тихоходные тракторные движки. В таких случаях применяется специальная нагревательная решетка, встроенная во впускной коллектор, она заменяет СН.

В автомобиле присутствует специальный блок управления СН. При проворачивании ключа зажигания в рабочее положение, происходит подключение свечей к аккумулятору, при этом на приборной панели загорается индикатор, который при полностью прогретом моторе тухнет, указывая, что автодвигатель готов к пуску.

Рекомендуем посмотреть видео о проверке исправности свечей накаливания на дизельном двигателе:

Назначение свечей

Свечи зажигания обеспечивают воспламенение сжатой топливно-воздушной смеси в цилиндре бензинового двигателя искровым разрядом. Рабочий зазор между электродами свечи составляет порядка 0,7-1,5 мм и «пробить» его электрическим разрядом не составляет труда – но это на воздухе. А вот в цилиндре, наполненном сжатой (очень плотной) и практически не проводящей ток бензо-воздушной смесью для получения искры необходимо прикладывать к электродам свечи напряжение в десятки тысяч вольт! Помимо источника искры свечи выполняют другую важную функцию – участвуют в отводе тепла из камеры сгорания. Эта способность характеризуется калильным числом свечи. Чем оно меньше, тем более «горячая» свеча в процессе работы.

Для быстроходных высокофорсированных двигателей легковых автомобилей применяются только «холодные» свечи (с калильным числом не ниже 17 – по российской классификации). Если свеча не справляется с отводом тепла, то при определённых режимах работы двигателя раскалённый электрод может выступать источником калильного зажигания. То есть когда топливно-воздушная смесь воспламеняется не от искры – в строго необходимый момент, а загорается от контакта с раскалённым изолятором. Калильное зажигание нарушает рабочий процесс двигателя (ухудшает мощность и экономичность) и может привести к серьёзным дефектам деталей поршневой группы и клапанного механизма.

В бензиновом моторе свечи – источник воспламенения смеси, то есть один из ключевых узлов для обеспечения рабочего процесса. А вот в дизеле свечи накаливания служат лишь для первичного разогрева воздуха в цилиндре – с целью облегчить пуск двигателя при низкой окружающей температуре. После успешного запуска и некоторого прогрева двигателя свечи накаливания отключаются и никак не участвуют в рабочем процессе внутри цилиндра.

Замена свечей на Дизеле: базовый ликбез

Необходимость срочно заменить свечи часто возникает в зимний период, поскольку эти элементы способствуют повышению температуры во внутренней части цилиндра, что обеспечивает максимально эффективное воспламенение смеси солярки и воздушных масс в момент, когда вы прогреваете двигатель. Если хотя бы одна из свечей окажется негодной, завести двигатель будет невозможно. Помимо того, хорошие калильные свечи делают более эффективным распыл топливного вещества в цилиндрических элементах машины.

Чтобы произвести замену свечей на дизеле, потребуется несколько инструментов, обычно входящих в «базовый» набор уважающего себя автомобилиста: гаечный ключ, торцевой ключ–трещотка, отвертка. В идеале также нужно иметь перчатки, гаечные и торцевые ключи с удлинителями и замками-трещотками, а также плоскогубцы и разверстку. Помимо того, нужно будет воспользоваться графитовой смазкой, устойчивой к высоким температурам.

Важно учитывать, что свечи накаливания не отличаются прочностью. Во время замены их легко повредить — достаточно допустить всего одно неосторожное движение. Если вы сломаете свечу внутри свечного отверстия, впоследствии придется высверливать остатки контактного стержня; работа это тяжелая и неприятная (притом для нее потребуется дрель).

Часто можно столкнуться с рекомендацией производить замену исключительно на прогретом двигателе. Логика в этом есть: резьба в цилиндрическом блоке подчас оказывается еще менее прочной, чем корпусная часть свечи. Ввиду расширения, обусловленного изменением температуры, на разогретом двигателе выкручивать свечи будет проще. Впрочем, в других статьях дают противоположный совет, так что здесь все зависит от конкретной модели двигателя (нужно ориентироваться на индивидуальную ситуацию).

Чем грозит несвоевременная замена

Отказ свечей зажигания делает работу мотора невозможной в принципе. А вот эксплуатация двигателя с неисправными свечами приводит к потере мощности, росту токсичности отработавших газов и ухудшению экономичности двигателя.

Кроме того, неисправные свечи ведут к повышению вибрации двигателя (мотор «троит»), что негативно сказывается на ресурсе опор и трансмиссии. Неработающая свеча в цилиндре приводит к интенсивному смыву масляной плёнки, что не только разжижает масло в картере топливом (значительно сокращая его ресурс), но и увеличивает износ колец и зеркала цилиндра. В итоге сомнительная экономия на замене свечей выливается в приближение капитального ремонта двигателя!

Что касается свечей накаливания, замена их на дизельном двигателе необходима для поддержания способности мотора успешно заводиться в холодное время года. Если свечи дефектны, или вообще неясно их состояние, в самый неподходящий момент можно оказаться у вполне исправного, но не заводящегося дизеля – да ещё с полностью разряженным аккумуляторам от долгих попыток оживить мотор стартёром!

Диагностика в домашних условиях

Одна из разновидностей конструкции СН.
  1. Штепсель
  2. Печатная плата с электроникой
  3. Корпус свечи накаливания
  4. Нагревательный стержень накаливания
  5. Высоковольтное соединение
  6. Измерительная диафрагма
  7. Набивка

Проверить необходимость замены свечей накаливания на дизельном двигателе можно несколькими способами:

  1. Используя аккумулятор. Для проведения диагностики, придерживайтесь последовательности:
  • возьмите изолированный провод, длина которого 50 см;
  • переверните свечу так, чтоб нагревательный элемент оказался вверху и установите его центральный электрод на «+» клемму аккумулятора;
  • подсоедините «-» клемму АКБ с корпусом свечи, используя электропровод;
  • об исправности свечи можно судить по степени ее прогрева, если нагревательный элемент быстро прогреется хоть на 50%, то изделие исправно, в ситуациях, когда разогревается только кончик нагревательного элемента стоит заменить свечу.

Из недочетов данного метода можно выделить необходимость выкручивания каждого свечного устройства, при этом может понадобиться демонтаж некоторых элементов автомобиля, препятствующих доступу к СН.

  1. Применяя мультиметр. Используя этот способ можно не извлекать свечи. Для проведения диагностики, проведите следующие манипуляции:
  • отсоединяете от калильных изделий токопровод центрального электрода;
  • подсоедините к центральному свечному электроду плюсовой щуп мультиметра, минусовым щупом прикоснитесь к боковой части корпуса;
  • установите прибор в положение омметр;
  • при отсутствии показаний на дисплее прибора можно говорить о пробое нагревательного элемента — свеча требует замены.

Недочетом указанного метода есть диагностика изделий, имеющих слабый накал. При тестировании прибор укажет, что пробой отсутствует, при этом прогрев камеры сгорания будет недостаточным.

  1. Используя изолированный провод. Схема проверки следующая:
  • снимите изоляционный слой, около 2 см с каждой стороны провода (длина которого до 1 м);
  • отсоедините свечи от подающего провода и шины;
  • закрепите один конец изоляционного провода на «+» клемму АКБ, а вторым прикоснитесь к центральному контакту свечи.
  • на исправной свече возникает искра, если изделие слабо накаливается, то искра незначительная.

Отсутствие искры указывает на полностью неисправную свечу. Недочетом указанного метода есть возможность проверки свечей на автомобилях старого образца, «без мозгов».

Замена свечей накаливания в Жуковском

Замена свечей накала выполняется в несколько этапов:

  • 1. Снятие защиты. Если двигатель покрыт сверху пластиковой крышкой или специальным кожухом, до головки блока цилиндров и до свечей можно будет добраться только после демонтажа защиты.
  • 2. Отсоединение клемм аккумулятора. Отсоединение производится с помощью гаечного ключа.
  • 3. Выкручивание старых свечей. Демонтаж выполняется очень аккуратно, в противном случае можно повредить резьбу головки блока цилиндров или разрушить сам нагревательный элемент и усложнить работу.
  • 4. Зачистка от нагара. В чистке нуждаются как контакты, так и свечные отверстия. От качества зачистки зависит работа новых нагревательных приборов. Удаление грязи из свечных каналов выполняется с помощью специальной развертки и сжатого воздуха. В завершение наносится смазка.
  • 5. Монтаж новых свечей. Установка нагревательных приборов выполняется так, чтобы исключить перетягивание. В противном случае можно повредить свечу.

Как самостоятельно заменить свечи: алгоритм

Не забывайте о том, что при осуществлении замены нужно заменять все свечи накаливания вне зависимости от того, как они выглядят (даже если кажется, что они не имеют ни малейшего дефекта); визуальное состояние не является критерием качества. Подбор свечей происходит с учетом конкретного типа дизельного двигателя.

Снимаем защитные элементы

Свечи накала находятся в верхней части головки цилиндрического блока (невдалеке от форсунок дизеля). Иногда их нельзя увидеть сходу, поскольку двигатель закрыт специальной крышкой (сделанной из пластика) либо кожухом. Для того, чтобы получить доступ к интересующей области, эти защитные элементы нужно демонтировать.

Отсоединяем клеммы

Фактически первый шаг в самой замене предполагает, что вы отсоедините от АКБ минусовой клеммы. Это потребует открутить несколько мелких гаечек, обеспечивающих фиксацию наконечников высоковольтных проводов на контактных стержнях калильных свечей. Проводок подключен к свече сверху. Гайка отворачивается мгновенно: потребуется только гаечный ключ; сам провод рекомендуется чуть отодвинуть, поскольку в противном случае он будет мешать дальнейшей работе.

Особенности силовых агрегатов, работающих на ДТ

В отличие от силовых агрегатов, работающих на бензине, дизельные двигатели не имеют СЗ, в них установлены свечи накаливания (сокращенно, далее в тексте СН). Они служат нагревательным элементом, основная функция которого – подогрев камеры сгорания для упрощения холодного пуска мотора. Воспламенение топливо – воздушной смеси в дизельных движках происходит из-за образования высокого давления внутри камеры сгорания при окончании такта сжатия, когда поршень доходит до верхней мертвой точки. Воспламенение топливной смеси, возможно, только при подогретом горючем. Летом, температура за бортом автомобиля достаточная, подогрев не нужен, а зимой, если температура воздуха меньше +50С необходимо прогревать камеру сгорания. С этой целью, для каждой камеры монтируются СН. Стержень изделия располагается в предкамере, его окончание достигает границы завихрения рабочей жидкости, создаваемой с помощью форсунки. Подача электрического тока на свечную спираль производится автоматически при повороте ключа зажигания. Разогреваются изделия до нужной температуры и прогревают, таким образом, камеру и попадающий в нее воздух.

Учтите, есть типы дизельных моторов, не имеющие СН. В большинстве случаев это автодвигатели приводящие в действие промышленное оборудование либо тихоходные тракторные движки. В таких случаях применяется специальная нагревательная решетка, встроенная во впускной коллектор, она заменяет СН.

В автомобиле присутствует специальный блок управления СН. При проворачивании ключа зажигания в рабочее положение, происходит подключение свечей к аккумулятору, при этом на приборной панели загорается индикатор, который при полностью прогретом моторе тухнет, указывая, что автодвигатель готов к пуску.

Принцип работы

Итак, нагревательный элемент расположен на цилиндрах силового агрегата, там, где случаются завихрения топливной смеси. Когда водитель поворачивает ключ в замке, на свечу подается напряжение и она очень быстро нагревается. Это можно видеть по индикатору на приборной панели.

Для полного запуска свечи должно пройти около 5 секунд.

Затем она полностью раскаляется и прогревает камеры сгорания агрегата, а также воздух, поступающий в них. Но этих секунд хватит лишь на саморазогрев свечи. Чтобы разогреть воздух и холодные детали блока цилиндров, а также его головку, возможностей данной детали недостаточно.

Так, главная функция – подогреть топливо до таких температур, при которых оно сможет беспрепятственно испариться и воспламениться посредством компрессии.

Признаки неисправностей и их причины

Выявить проблему лучше всего удается в холодное время года. Если неисправна одна деталь, дизель запустится с трудом и работать будет крайне неустойчиво. Если нерабочими оказались два и более элемента, мотор может вообще не запуститься. Второй признак – густой белый дым из выхлопной трубы. Если оба симптома в наличии, необходимо проверить все свечи накаливания. Причинами их неисправности могут быть:

  • выработка ресурса;
  • проблемы со спиралью: плохой нагрев, замыкание со стержнем или ее разрыв (перегорание) — последняя неисправность связана с чрезмерно высокой температурой газов, что получается из-за большого нагара на стенках цилиндра;
  • нарушения целостности электропроводки;
  • поломка управляющей аппаратуры: несвоевременный впрыск или недостаточное его давление.

Решение проблемы одно: заменить детали.

Как обнаружить неисправность

Слабый разогрев спирали выявляется по времени ее разогрева, которое должно составлять не более 50 секунд. Чтобы убедиться в исправности элемента накаливания, выкрутите ее и центральный контакт присоедините к плюсу аккумулятора, а корпус к минусу. Если нагрев нормальный и происходит менее чем за минуту, значит, дело в неисправной электропроводке или плохом контакте. Как еще можно проверить исправность пусковых элементов дизельного двигателя без вывертывания? Приготовьте мультиметр и переключите его в режим измерения сопротивления. Отсоедините центральный провод от контакта и прикоснитесь к нему плюсовым щупом (минус – на корпус). Если стрелка прибора не шевелится – деталь неисправна.

В большинстве современных авто существует система самодиагностики: если даже одна свечка неисправна, загорится соответствующий индикатор на приборной панели.

Конструкция свечи накала

Любой, кто держал в руках кипятильник или ТЭН от водонагревателя, с ходу поймёт принцип работы дизельной свечи накаливания. Кстати, первые калильные свечи были с открытой спиралью и действительно внешне напоминали мини-кипятильник. Нагревательная спираль современных свечей закрыта прочным корпусом-стержнем (обычно стальным, иногда керамическим), заполненным оксидом магния — магнезией. При прохождении электрического тока спираль нагревается, отдавая тепло стержню, а тот — воздуху в камере сгорания и топливно-воздушной смеси, помогая ей воспламениться. Кончик стержня находится ровно в том месте камеры сгорания, где образуется завихрение смеси при впрыске топлива форсункой.

Свеча с открытым нагревательным элементом и современная стержневая свеча накала

Время прогрева первых свечей накаливания в 1920-е годы составляло бесконечные 180 секунд — целых 3 минуты водитель должен был ждать, пока свечи достигнут рабочей температуры, чтобы запустить двигатель! Современные свечи со стальным стержнем полностью раскаляются менее чем за 10 секунд (рекордсмены — за 4 секунды), а температура стержня достигает 800–1000 °C.

Свечи с керамическим стержнем ещё эффективнее: прогрев за 2 секунды и максимальная температура 1350 °C. Такие свечи используются в высокофорсированных дизелях, отвечающих самым жёстким экологическим требованиям. Но и стоимость керамических свечей в сравнении с классическими стальными заметно выше.

Керамические

Керамические свечи накаливания – это второй тип подогревающих устройств. Ее электрическая схема не отличается от предыдущей. Рабочим элементом такой свечи является керамический стержень, внутри которого находится керамический нагревательный элемент. В течение двух секунд происходит нагрев стержня до 1000 градусов, в результате чего обеспечивается быстрый запуск дизеля, как у бензинового силового агрегата, без характерной для большинства дизельных моторов «раскачки».

Напряжение разогрева не постоянно, оно имеет три фазы. На этапе быстрого прогрева оно составляет от 9,8 до 11,5 В, стержень при этом нагревается до максимально возможной температуры. Когда заводится двигатель, подаваемое напряжение постепенно снижается до уровня, ниже напряжения бортовой сети автомобиля: во второй фазе до 7 В, в третьей – до 5.

Помимо этих трех фаз существует режим промежуточного накаливания, предназначенный для восстановления сажевого фильтра. Это помогает улучшить условия сгорания в процессе восстановления.

Керамические свечи накаливания имеют ряд преимуществ перед штифтовыми с нагреваемой спиралью. Наиболее значимые – это более высокая температура нагрева, которая обеспечивает лучшую работу свечей при холодном пуске, меньшая токсичность отработавших газов, более долгий срок службы, большая эффективность (их температура нагрева при равном напряжении значительно выше).

Часто производители устанавливают на дизельные моторы свечи с встроенным датчиком давления. Его показания помогают скорректировать температуру нагрева свечи и повысить ее эффективность.

Проверка состояния свечей накаливания

За состоянием свечей накаливания необходимо тщательно следить и своевременно их менять, особенно если автомобиль эксплуатируется зимой (насколько часто менять укажет автопроизводитель). Во-первых, перед зимой нужно проверить их работоспособность, поскольку даже одна неработающая свеча не позволит завести мотор при отрицательной температуре. Если проверка таковую выявила, то лучше менять весь комплект, поскольку и остальные в скором времени могут выйти из строя.

Существует два безопасных способа проверить свечи. Первый требует участия двух человек. Потребуется вывернуть форсунки, после чего один человек будет смотреть в колодцы, а второй повернет ключ в предстартовое положение. Работающие свечи станут красными от нагрева. Однако такой метод подойдет не всем, т.к. на некоторых двигателях через колодцы форсунок свечи попросту не видны.

Второй способ проверить исправность свечей – при помощи мультиметра. Нужно выбрать режим проверки замыкания цепи, после чего одним щупом прикоснуться к корпусу свечи, а другим – к ее шляпке. Если цепь окажется замкнутой, то она работает, в противном случае ее необходимо менять.

На многих современных автомобилях проверка свечей накала выполняется в режиме самодиагностики, а схема электропроводки дополняется индикатором на приборной панели, сигнализирующем о поломке.

В нормальных условиях эксплуатации менять свечи накала необходимо в среднем раз в 60 тысяч км. Если же машина постоянно эксплуатируется в предельных режимах, то не лишним будет проверить их работоспособность, хотя бы раз в сезон, а менять или с учащенным интервалом, или по выходу из строя.

Менять свечи накала нужно с осторожностью. Они довольно хрупкие и часто ломаются при попытке вывернуть. Если такое случится, то придется везти автомобиль на СТО или самостоятельно снимать головку блока, чтобы высверлить сломанную свечу и нарезать новую резьбу.

Типовые причины неисправностей

Частая и популярная неисправность – перегорание спирали. Обнаружить эту проблему можно по тому, что контрольный элемент не нагревается. Если же замкнуть металлическим проводником клеммы свечи, то можно увидеть искрение.

В этом случае необходимо замена свечей накала на дизельных авто.

Зачастую такая неисправность, как перегорание, может случаться из-за высоких токов накала, либо слишком высокой температуры газов, что вызвана большим количеством нагара на стенках цилиндра. Особенно быстро спираль разрушается вследствие коррозии.

Разрывы нагревательной спирали – последствия проблем в системе питания. Это связано с несвоевременным впрыском, слишком низким давлением впрыска, а также другими с другими неисправностями. В это случае уже необходимо обследование и ремонт дизелей.

Разновидности

Конструктивные особенности стержня из керамики

Различают такие типы свечных изделий:

  • закрытого типа, при этом спираль может быть открыта либо размещена внутри защитного кожуха;
  • открытого типа.

В первом варианте нагревательный элемент помещен в свечной корпус, заполненный специальным порошком, проводящий тепло. Разделяют изделия со спиралью, выполненной из металла либо из керамики.

Основным достоинством керамических изделий есть достижение максимальной температуры прогрева за очень короткий период. При этом обеспечивается лучший пуск автодвигателя без прогрева, снижается количество токсичных газов выхлопа, возрастает срок службы свечных элементов и движка. Срок службы свечи увличивается, та как помещенный в кожух нагревательный элемент не окисляется, плюс он защищен от механических воздействий.

Калильные изделия открытого типа располагаются в камере сгорания, для их эффективной работы топливная смесь должна поступать на раскаленную часть стержня.

По времени достижения рабочей температуры калильные свечи разделены таким образом:

  • обычные, прогрев изделия происходит менее 1 мин;
  • быстродействующие, нужная температура достигается в течение 10 сек.;
  • саморегулируемые, их прогрев происходит за 5 сек.

В последнем варианте скорость прогрева достигается благодаря присутствию двух свечных спиралей. Такие изделия очень эффективны в работе и имеют длительный эксплуатационный период, что позволяет им вытеснять с прилавков авторынка первые два вида свечей.

Системы быстрого накаливания QGS. Свечи на 6 и 12 вольт

В двухступенчатых системах быстрого накаливания QGS (Quick Glow System) свечи последовательно работают в двух режимах: сперва интенсивный накал, затем более слабый догрев. В фазе накала свеча почти мгновенно выходит на пиковую температуру, а затем переходит в режим догрева, где поддерживает её какое-то время. Системы QGS обычно встречаются в зимних комплектациях дизелей, а работой свечей в них заведуют сразу два реле и специальный таймер.

В двухступенчатых системах используются особые свечи накаливания с пониженным вольтажом (6V или 7V). В режиме накала они работают на повышенном напряжении 12V, а после запуска двигателя переходят в режим догрева, где напряжение уже соответствует номинальным 6V. Если такие свечи установить в одноступенчатую систему накаливания, где 12 вольт подаются постоянно, то они очень быстро сгорят. А если использовать обычные свечи на 11/12 вольт в системе QGS, то автомобиль будет плохо запускаться и нестабильно работать на холостых оборотах, ведь свечи не будут раскаляться до расчётной температуры. Поэтому правильный подбор свечей накаливания очень важен — нельзя устанавливать в двигатель первые попавшиеся свечи, подходящие по размеру.

Источники

  • https://HyperAuto.ru/articles/poleznaya-informaciya/zimniy-zapusk-dizelya-svechi-nakalivaniya/
  • https://djago.ru/sistema-zazhiganiya/zamena-svechey-nakalivaniya-na-dizelnom-dvigatele/
  • https://www.dieselkraft.by/poleznaya-informatsiya/zamena-svechej-nakalivaniya-svoimi-rukami.html
  • https://FB.ru/article/237648/zamena-svechey-nakala-na-dizelnyih-avto-instruktsii-uslugi-avtoservisa
  • http://KrutiMotor.ru/zamena-svechej-nakalivaniya/
  • http://pulam.ru/zamena-svechey-nakala/
  • https://pro-zamenu.ru/svechi-zazhiganiya/zamena-svechey-nakalivaniya-na-dizelnom-dvigatele.html
  • https://service-vao.ru/articles/zamena-svechej-zazhiganiya-dizelnogo-dvigatelya/
  • https://veles-v-avto.ru/zamena-svechey-nakalivaniya-na-dizelnom-dvigatele/
  • http://avto-zhelezo.ru/1147-zamena-svechey-nakalivaniya-na-dizelnom-dvigatele.html
  • https://ZnanieAvto.ru/fire/svechi-nakalivaniya-dlya-dizelya.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: