Топливо, альтернативное бензину: надежды и разочарования

Содержание
  1. Разновидности автомобильного топлива
  2. Установка ГБО в свой автомобиль – основные нюансы
  3. Основные этапы переустановки автомобиля на ГБО
  4. Какие процессы регистрации после установки ГБО в автомобиль нужно пройти?
  5. Какие плюсы установки ГБО и цена на данную процедуру?
  6. Виды автомобильного топлива и методы их производства
  7. Важные характеристики автомобильного топлива – состав, марки, ГОСТы
  8. Виды топлива для автомобилей
  9. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  10. БЕНЗИНЫ
  11. ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
  12. ДРУГИЕ ВИДЫ ТОПЛИВА
  13. Ископаемое горючее
  14. Спирт
  15. Биодизель
  16. Электричество
  17. Водород
  18. Биодизель на растительных маслах
  19. Сжатый воздух
  20. Продукты жизнедеятельности
  21. Солнечные батареи
  22. Биодизель на кулинарных отходах
  23. Очевидные преимущества
  24. Основная проблема
  25. Стахановские темпы
  26. Новое мышление
  27. Что такое природный газ
  28. Какие есть виды газа
  29. Преимущества природного газа
  30. Какой газ дешевле при использовании на автомобиле
  31. Как заправить автомобиль газом
  32. Как газ влияет на состояние автомобиля
  33. ГОСТ, ТУ, СТС: регламенты регулирующие качество топлива на автомобильных заправках
  34. Бензин: как одни из распространенных видов автомобильного топлива
  35. Дизельное топливо: второй по популярности вид автомобильного моторного топлива
  36. Признаки неисправности двигателя

Разновидности автомобильного топлива

Особенность бензина состоит в том, что для удачной работы должен смешиваться с воздухом, чтобы процесс возгорания происходил лучше и проще. Высокая детонационная стойкость исчисляется с помощью октанового числа, которое и определяет данные параметры. Высокий показатель октанового числа говорит о наивысшем качестве бензина, данное топливо безвредно для автомобиля и имеет низшую степень детонации.

Дизельное топливо имеет свои минусы. Данное вещество не терпит холодов, что усложняет жизнь автомобилистам, так как в зимний период нужно устанавливать специализированные насадки, которые снижают вероятность замерзания топлива.

Эко – топливо является настоящим трендом, так как модель правильного образа жизни и защиты природы- наиболее популярное веяние современности.

Машины на экологическом горючем имеют меньшую скорость для разгона, но основная проблема состоит в том, что в мире очень мало эко – заправок, а заряда нужно ждать достаточно длительное время.

Газовое топливо – популярный вид горючего, который не имеет губительных веществ для атмосферы. Однако, газ является более взрывоопасным и не все заправочные станции могут помочь вам с заправкой автомобиля данным топливом. Данная сфера активно развивается и все больше автомобилистов занимаются вопросом переведения своего автомобиля на газ.

Установка ГБО в свой автомобиль – основные нюансы

Если вы захотели установить на свой автомобиль ГБО, то вопрос состоит не только в самой процедуре установки, но и в последующей обязательной регистрации в ГИБДД. Так как установка оборудования газобаллонного типа является фактическим изменением автотранспортного средства, то обязательно нужно вносить правки в технический паспорт своего автомобиля. Поменяв авто на газ, вы должны пройти несколько этапов до завершения всего данного действия:

  • первым делом следует обратиться в автосервисный центр, где осуществится сама переделка автомобиля;
  • поднятия вопроса своевременного внесения изменений в технический паспорт и документацию автомобиля через ГИБДД;
  • следующим шагом будет посещение НАМИ – организации, которая проводит техническую оценку и экспертизу транспорта;
  • предварительные испытания, которые проводятся до самой установки газобаллонного оборудования;
  • сама установочная программа по ГБО;
  • испытательная диагностика после того, как в автомобиль установлена газовая система;
  • процесс регистрирования изменений в органах ГИБДД.

Наибольшим преимуществом газового топлива является проверенный факт, что каждые 100 километров, которые проехал автомобилист на бензине, обходятся ему в 3-4 раза дороже, нежели с ГБО.

Также газобаллонное оборудование наиболее безопасно, ведь октановое число газа имеет наивысший показатель, что говорит о невозможности возникновения детонации при езде на данном топливе.

После установки ГБО в вашем автомобиле останется сразу две системы топлива, что очень важно в моменты поездок на длительные расстояния и позволяет максимально обезопасить себя от некачественного топлива, переключившись на альтернативную подачу.

Учитывая то, что сам газ просто горит, а не резко воспламеняется как нефтепродукты, все детали автомобиля остаются целыми и не покрываются губительным слоем гари, что также повышает срок службы моторного масла.

Минимальная амортизация газа позволяет минимизировать расходы на ремонтные работы, чего не встретишь в других видах топливных ресурсов.

Основные этапы переустановки автомобиля на ГБО

Первое, что вам потребуется сделать перед регистрацией в ГИБДД и самой переустановки ГБО – провести полнейший технический осмотр вашего транспортного средства. Данную процедуру можно провести на СТО и в фирменных салонах, чтобы получить разрешение на тюнинг своего автомобиля по техническим показателям.

После проведения диагностики заполняется специальная форма заявления в ГИБДД, по которой после сбора документов выдается разрешение на установку нового ГБО.

Для того, чтобы подать на рассмотрение свою заявку вам нужно собрать такие документы:

  • акт о проверке вашего автомобиля на предмет возможности установки в него ГБО – то есть само заключительное решение после диагностики в форме справки;
  • свои паспортные данные;
  • сама форма заявления, заполненная вручную;
  • договорная доверенность, которая подтверждает разрешение владельца транспортного средства на установку в него ГБО работниками сервиса;
  • документ вашего автотранспортного средства, который подтверждает его регистрацию;
  • технический паспорт автомобиля;
  • сам автомобиль для дополнительного тестирования и установки.

Только после того, как данная служба даст добро, можно устанавливать ГБО в свой автомобиль. До этого перевод авто на газобаллонное оборудование считается незаконным.

Какие процессы регистрации после установки ГБО в автомобиль нужно пройти?

После того, как вы получили все разрешения и установили в свой автомобиль ГБО, нужно пройти регистрацию в ГИБДД. Для этого вам потребуется собрать такой перечень документов:

  • первоочередное заключение о проведенной диагностике на предмет рациональности модернизации транспортного средства;
  • все документы для удостоверения вашей личности;
  • право владения автомобилем и документы, подтверждающие данный фактор;
  • заявление в письменном виде о выдаче свидетельства смены авто на газовое топливо;
  • карта диагностики;
  • вся сертификация подлинности и исправности ГБО;
  • сертификационный документ компании – установщика ГБО, подтверждающий его право на сам процесс установки и проведение таких работ;
  • чековые доказательства уплаты государственной пошлины.

В соответствии с действующим законодательством, без выполнения всех данных этапов и предоставления всего ряда документов смена ГБО не может быть произведена или транспортное средство будет считаться нелегально модернизированным, за чем следует строжайшая система штрафов.

Какие плюсы установки ГБО и цена на данную процедуру?

Каждый вид топлива имеет свои плюсы и минусы. Основными плюсами, перечисленными выше, являются низкая стоимость топлива и его щадящее отношение к самому автомобилю. Именно данный фактор наталкивает большинство автомобилистов на смену вида топлива и установку газобаллонного оборудование в свое транспортное средство.

Переоборудование машины на газ имеет разную ценовую политику – в зависимости от типа автомобиля, его изначального состояния, региона и компании, которая займется данным вопросом.

В данный момент времени ценовая кампания на данную услугу выглядит примерно таким образом:

  • карбюраторные автомобили иностранного происхождения, которые более дорогостоящие в обслуживании и при приобретении, переоборудуются на газ по цене примерно 250$ – 500$ за весь объем работ;
  • ГАЗ, ВАЗ и прочие автомобили отечественного производства имеют немного меньшую таксу за работу – от 200$ до 350$;
  • моноинжекторные машины иностранного происхождения при установке ГБО займут около 300$ – 600$;
  • иностранные автомобили с механическим типом инжекторов – около 400$ – 700$ за такую работу;
  • полноинжекторные иномарки – цена около 400$ – 800$.

До того, как вы установите себе ГБО в автомобиль, рекомендуется прочитать как можно больше тематических форумов и почерпнуть максимум полезной информации и отзывов автомобилистов, которые уже провели данную процедуру. Топливные ресурсы для автомобилей настолько различаются – одни имеют определенные плюсы при эксплуатации, другие – более дешевые, доступные и экологичные. Однозначно можно сказать, что выбирать вид топлива для своего автотранспортного средства нужно вдумчиво, тщательно взвесив все за и против, а также проверив свой автомобиль на предмет поломок.

Виды автомобильного топлива и методы их производства

Типы топлива для автомобилей отличаются между собой методами изготовления и составом. Немаловажно, для какого транспортного средства они будут использованы. Солярка очень популярна среди:

  • Легковых авто.
  • Сельхозтехники.
  • Грузовиков.
  • Водных и военных машин.

Базовые требования к автомобильному топливу при разработке техники должны быть учтены в полной мере. Можно выделить три основных вида горючего:

  • Бензин –получают при перегоне нефтепродуктов, высушивании природного газа или переработке твердых видов горючего.
  • Солярка – автомобильное топливо, формула которого является достаточно простой. Производится методом прямого перегона нефти, из дистиллятных фракций, получаемых в процессе. Основные, взаимодополняющие компоненты цетан и метилнафталин.
  • Газ – относится к альтернативным видам автомобильного топлива, требует переоборудования техники. Отличается не высокой ценой.

Важные характеристики автомобильного топлива – состав, марки, ГОСТы

Если Вы решили купить летнее или зимнее дизтопливо, обязательно обратите внимание на такие температурные характеристики как:

  • Застывание. Для холодного времени года.
  • Вспышка. Для теплых сезонов.

Заправка автомобиля дизельным топливом зимой

По ГОСТу 305 — 82 выделяют три марки топлива для автомобилей с дизельным двигателем:

  • Летнюю. Имеет способность застывать уже при -5 градусов по Цельсию. Особенностью этого вида дизтоплива является температура испарения углеводородных фракций. Она происходит при отметке 180-360 градусов.
  • Зимнюю. Классификация топлива для автомобилей относит сюда солярку, которая выдерживает температуру до -35 и не застывает. А также испаряется при 180-340 градусах по Цельсию.
  • Арктическую. По сути. это утяжеленный керосин. Но для того, чтобы вещество обладало необходимыми смазывающими свойствами, в его состав добавляют минеральное моторное масло. Не застынет жидкость и при -50°С, а вот вспыхнуть может при температуре всего +25°С.

Немаловажным показателем в составе дизельного топлива является количество серы. Оно должно быть четко ограничено, поскольку сказывается на длительности службы двигателя.

Среди составляющих солярки не должно быть воды или различных механических добавок

Нормы топлива на автомобили регулируются государственными стандартами. О них необходимо знать, независимо от того, хотите ли вы купить дизтопливо оптом или заправить машину на специализированном пункте.

Таблица топлива автомобилей, контроль по ГОСТам

33-2000

Содержит допуски по кинематической и динамической вязкости.

116-2013

Характеризует температуру фильтруемости дизтоплива.

1461-75

Определяет зольность автомобильного топлива.

1510-84

Отвечает за правильную маркировку, транспортировку и то, как упакован и хранится нефтепродукт.

2070-82

Указывает на йодные числа и уровень наличия непредельных углеродов.

2160-2013

Показывает на сколько влияет топливо на медную пластинку, с точки зрения коррозии.

2177-99

Определяет фракционный состав.

2517-2012

ГОСТ автомобильного топлива включает метод отбора проб.

3122-67

Рассчитывает ЦТ (цитановое число) для дизтоплива.

5985-79

Указывает на кислотность.

6307-75

Определяет наличие щелочей и различных водорастворимых кислот.

Если вы хотите, чтобы приобретаемое топливо соответствовало всем стандартам и положительно отражалось на работе двигателя – обратитесь в ООО ТК «Амокс». Среди наших услуг перевозка нефтепродуктов для различных предприятий и частных лиц. А в ассортименте только сертифицированное зимнее и летнее дизтопливо оптом и в розницу.

Виды топлива для автомобилей

Данный раздел дает основные представления об отечественных топливах, причем особое внимание уделено их свойствам, определяющим необходимость применения моющих присадок и присадок-модификаторов к топливу.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания и до настоя­щего времени основными видами топлива для автотранспорта остаются продук­ты переработки нефти – бензины и дизельные топлива. Эти топлива представ­ляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В состав бензинов входят углеводороды, выкипающие при температуре от 35 до 2000С, а в состав дизельных топлив – углеводороды, выкипающие в пределах 180-3600С. Производство топлива включает комплекс технологических процессов пере­работки нефти и нефтепродуктов.

БЕНЗИНЫ

Бензин – это смесь легкокипящих жидких углеводородов различного строе­ния с температурой кипения 35…2000С, получаемая при перегонке нефти, осуш­ке природного газа, переработке твердых видов топлива и при вторичной пере­работке продуктов перегонки нефти (например, мазута). Наиболее важными для бензинов являются требования к детонационной стой­кости и фракционному составу, от которых зависят их эксплуатационные характе­ристики. Бездетонационная работа двигателя достигается применением бензина с требуемой детонационной стойкостью. Наименьшей детонационной стойкостью об­ладают нормальные парафиновые углеводороды, а наибольшей – ароматические углеводороды. Варьируя углеводородный состав, получают бензины с различной детонационной стойкостью, характеризуемый октановым числом (ОЧ). Октановое число – это цифра, показывающая антидетонационную стой­кость бензина. Чем выше ОЧ, тем выше стойкость бензина против детонации. Определение ОЧ производится на специальных моторных установках.

Суще­ствуют два метода определения ОЧ: – исследовательский (ОЧИ — октановое число по исследовательскому методу); – моторный (ОЧМ – октановое число по моторному методу). Численное значение ОЧИ больше ОЧМ. Буква “А” означает, что бензин авто­мобильный. Численное значение – это октановое число бензина. Наличие после буквы “А” буквы “И” означает, что октановое число определено по исследователь­скому методу. Если после буквы “А” нет буквы “И”, то октановое число определено по моторному методу. Российскими стандартами предусмотрены следующие мар­ки бензинов: А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98. Наиболее важным конструктивным фактором, определяющим требования двигателя к октановому числу, является степень сжатия. Повышение степени сжатия двигателей позволяет улучшить их техни­ко-экономические и эксплуатационные показатели. При этом возрастает мощность и снижается удельный расход топлива. Однако с увеличением степени сжатия необходимо применять бензин с более высоким октановым числом. Поэтому важнейшим условием бездетонационной работы двигате­лей является соответствие октанового числа, применяемого бензина и сте­пени сжатия двигателя.

Следует подчеркнуть, что требуемое октановое число зависит не только от сте­пени сжатия, но еще от формы камеры сгорания, максимальной частоты вращения коленчатого вала, теплонапряженности двигателя, наличия наддува и других фак­торов. Поэтому, встречаются ДВС, у которых степень сжатия отличается на 1…2 единицы, а бензин для них рекомендован один и тот же. Для повышения детонационной стойкости бензинов в их состав вводят анти­детонаторы – вещества, которые при добавлении к бензину в относительно не­больших количествах резко повышают его антидетонационную стойкость. К их числу относятся антидетонаторы на основе ароматических аминов, соедине­ний ферроцена и марганца или их смесь.

С фракционным составом связаны такие характеристики двигателя, как его пуск, образование паровых пробок в системе питания двигателя, прогрев и при­емистость, экономичность и долговечность работы. Учитывая противоречивые требования к фракционному составу бензина в части содержания низкокипящих фракций с позиций обеспечения пуска двигате­ля, с одной стороны, и образования паровых пробок, обледенения карбюратора и потерь на испарение – с другой. У нас в стране вырабатываются два вида бензинов – зимний и летний. Эти бензины имеют оптимальный фракционный состав для определенных темпе­ратурных условий и позволяют без осложнений эксплуатировать автомобили в различное время года. Все отечественные стандарты предусматривают содержание в бензинах серы (до 0,05…0,10%) и фактических смол (до 30…100 мг/л). Эти включения вызывают вредные отложения и коррозию деталей ДВС. В соответствии со стандартами бензины не должны содержать воду, механические примеси, водорастворимые кислоты и щелочи, однако на практике встречаются слу­чаи существенного отклонения от этих требований.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

Дизельное топливо (ДТ) для автомобильных дизелей изготавливают из дистиллятных фракций прямой перегонкой нефти, а также из дистиллятных фрак­ций, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации с добавлением до 1% изопропилнитрата для повышения цетанового числа. ДТ состоит в основном из двух компонентов: легко воспламеняемой жидкости (цетана) и плоховоспламеняющегося метилнафталина. Наиболее важными эксплуатационными свойствами дизельного топлива яв­ляются его воспламеняемость и прокачиваемость. Воспламеняемость топлива характеризует его способность к самовос­пламенению. Цетановое число (ЦЧ) – это процентное содержание цетана в дизельном топливе по отношению к метилнафталину.

Цетановое число (ЦЧ) характеризует способность топлива к самовос­пламенению. Чем выше ЦЧ, тем лучше топливо самовоспламеняется. Повышение ЦЧ улучшает самовоспламеняемость топлива при конкретных условиях, что способ­ствует облегчению запуска дизеля. Оптимальный диапазон для ЦЧ = 45…50 единиц. Если ЦЧ ниже 45, то это приводит к “жесткой” работе дизеля (см. Раздел 1, п. 5.6), а если выше 55, то топ­ливо слишком рано воспламеняется, не успев хорошо перемешаться с воздухом. Последнее ухудшает эффективность и полноту сгорания топлива, увеличивая тем самым его расход. В различных российских стандартах на дизтопливо ограничение по мини­мальному значению цетанового числа неодинаково и принадлежит диапазону 35…45. По стандартам Швеции, например, цетановое число должно быть не ме­нее 47…50, в Калифорнии – не менее 48. Прокачиваемость дизтоплива характеризует способность топлива к перете­канию в системе питания дизеля от топливного бака до распылителя форсунки. Прокачиваемость зависит от свойств применяемого дизтоплива (температуры помутнения, предельной температуры фильтруемости, температуры застывания, содержания механических примесей и воды) и конструктивных особенностей си­стемы питания и фильтрации топлива.

Тф – предельная температура фильтруемости – это температура, при ко­торой топливо при охлаждении в определенных условиях перестает проходить через специальный топливный фильтр.

Тп – температура помутнения – это температура, при которой в процессе охлаждения топливо теряет прозрачность.

Тп близка к Тф. Помутнение вызвано выпадением высокоплавких углеводо­родов (парафинов, алканов) в виде кристаллов, способных забить собой топлив­ные фильтры. Поэтому рабочая температура применения дизтоплива должна быть выше температуры его помутнения.

Тг – температура застывания (гелеобразования) топлива – температура в про­цессе охлаждения дизтоплива, при которой топливо в специальном приборе, накло­ненном под углом 450С, сохраняет неподвижность в течение 1 минуты. Этот показа­тель служит для оценки возможности заправки, транспортирования, слива и перели­ва дизельного топлива при отрицательных температурах окружающего воздуха. За нижний температурный предел применения любого дизельного топлива принимают температуру, которая на 3…50С выше температуры помутнения. Экс­плуатационную оценку принято производить также по температуре застывания, руководствуясь следующим правилом: самая низкая температура окружающего воздуха, при которой возможно применение данного дизтоплива, должна быть на 10…150С выше температуры застывания. Марки отечественного дизтоплива устанавливают в зависимости от ус­ловий применения. ГОСТ 305-82 предусматривает дизтопливо:

  • Л – летнее: для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 00С (Цельсия) и выше.
  • 3 – зимнее: а) для эксплуатации в умеренной климатической зоне при температуре окружающего воздуха -200С и ниже (Тг = -350С); б) для эксплу­атации в холодной климатической зоне при температуре окружающего воз­духа -300С и ниже (Тг = -450С).
  • А – арктическое: для эксплуатации при температуре окружающего воз­духа -450С и ниже (Тг = -550С).

Дизельные топлива, как и бензины, имеют условные обозначения. В обозначение летнего дизтоплива входит массовая доля серы и температура вспышки. Например, Л-0,2-40 означает: массовая доля серы 0,2%, темпера­тура вспышки 400С. В обозначение зимнего дизтоплива входит массовая доля серы и температура застывания. Например, 3-0,4-35 означает: массовая доля серы 0,4%, температура застывания минус 350С. В обозначение арктического дизтоплива входит только массовое содержание серы.

По сравнению с бензинами в отечественных дизтопливах содержание серы существенно больше (в 5-10 раз). Для дизтоплива содержание серы строго нор­мируется по двум составляющим: по общей сере (обычно не более 0,2…0,5%) и меркаптановой сере (обычно не более 0,01%). При сгорании из серы образуются ее оксиды, которые оказывают коррозион­ное воздействие на металлы – детали ЦПГ. При низких температурах оксиды се­ры легко растворяются в капельках воды, образуя сернистую и серную кислоты.

Наиболее агрессивными по коррозии являются меркаптаны и сероводород. От содержания в дизтопливе серы существенно зависит срок службы дизеля. Чем больше серы, тем интенсивнее коррозионное изнашивание дизеля, поэтому в промышленно развитых странах содержание серы в дизтопливе ограничено более жесткими стандартами. Так, в Калифорнии содержание серы ограничено значе­нием 0,05%, что в 4… 10 раз меньше по сравнению с российскими видами дизтоп­лива, а в Швеции требования к содержанию серы еще более строгие.

Важным эксплуатационным свойством дизельного топлива является его склонность к образованию нагара и лаковых отложений в двигателе. Отложения приводят к нарушениям в работе двигателя, что ухудшает его тех­нико-экономические и экологические показатели. Количество вредных отложе­ний в двигателе возрастает при увеличении содержания в дизтопливе серы и сер­нистых соединений, фактических смол, непредельных и ароматических углеводо­родов (йодного числа), несгораемых неорганических соединений (зольности).

Повышение зольности топлива увеличивает износ деталей ЦПГ и топ­ливной аппаратуры дизеля.

Все отечественные стандарты не допускают наличие в дизтопливе воды и механических примесей. Однако на автозаправочных станциях этим требовани­ям дизтопливо соответствует крайне редко. Концентрация фактических смол в дизтопливе российскими стандартами ог­раничена и для разных топлив не должна превышать 200…400 мг/л, т.е. в сред­нем она в 4 раза выше, чем у российских бензинов.

ДРУГИЕ ВИДЫ ТОПЛИВА

Альтернативные топлива – это природный газ, нефтяной углеводородный газ (пропан-бутановый), спирты, синтетическое топливо, водород, генераторный газ и др. Каждый вид топлива по сравнению с обычными нефтяными топливами имеет как преимущества, так и недостатки. Превалирование последних в настоящее время препятствует широкому распространению альтернативных топлив.

Ископаемое горючее

По запасам нефти РФ занимает седьмое место в мире. По запасам газа — первое.

Российских запасов нефти осталось всего на 28 лет, утверждает глава Минприроды Сергей Донской. Мировых разведанных запасов хватит не намного дольше — лет на 50. Но шумиха последних лет вокруг электромобилей не может отменить очевидного: в сегодняшних реалиях мы вынуждены ездить на нефтепродуктах, и, откровенно говоря, рады делать это. Разнообразие прекрасных моделей с ДВС пока гораздо шире, чем выбор электромобилей. Да первые и гораздо дешевле.

Жидкое топливо и двигатели внутреннего сгорания, работающие на нем, появились в конце XIX века и по сей день полностью доминируют в автопроме. Автомобили ведут свою родословную от первой серийной модели, выпущенной немцем Карлом Бенцем в 1885 году. До сих пор не получается изобрести более доступное транспортное средство, обладающее достаточным запасом хода и мощностью.

Самый дешевый бензин в мире — в Венесуэле: цена литра — 60 копеек. В Туркменистане — 16 рублей. В Кувейте, Иране, Алжире и Египте — около 20 руб.

Нефть и газ давно превратились в ресурс, из-за которого ведутся войны и определяется стратегическое партнерство между странами. Наличие или отсутствие этих ископаемых влияет на курс развития любой страны порою в большей степени, чем историческое наследие, культурные ценности, политический строй или военная мощь. И каждая страна мечтает избавиться от такой зависимости. Это касается не только бедной полезными ископаемыми Центральной Европы, но и богатой Норвегии, и сверхбогатых Арабских Эмиратов. Все страны в мире встали на курс отказа от ископаемого топлива. У России, к сожалению, именно в этой области серьезные проблемы.

Дело не только в том, как тяжело бьет по нашей экономике каждое падение цен на нефть. И не только в том, что по мере исчерпания ресурсов и перехода экспортеров нефти на другие источники энергии пострадает не только наша экономика, но и влиятельность страны на мировой арене. Возможно, самый тревожный для страны фактор заключается в том, что нефтяные сверхдоходы 1970-х и 2000-х были инвестированы крайне бездарно. Короткие всплески экономического развития оба раза закончились одинаково: деньги ушли на затыкание дыр и в итоге просто испарились. Самый свежий пример: созданные в прошлом десятилетии резервный и стабилизационный фонды, начиная с 2014 года в основном проедались, и к началу 2018 года резервный фонд прекратил свое существование.

Самый дорогой бензин в мире — в Гонконге, Скандинавии, Монако и Исландии, цена литра — около 114 рублей.

Что происходит с ценами на бензин в России?

Федеральная антимонопольная служба называет шокирующую цифру: российская розничная цена бензина на 65% состоит из налогов. То есть без них литр 92-го сейчас стоил бы чуть больше 13 рублей. При этом налоговая нагрузка на стоимость топлива не только не снижается, а постоянно растет. В последние два года государство планомерно повышало налог на добычу полезных ископаемых, а с 1 января 2018 года были в очередной раз увеличены акцизы на готовое горючее — бензин и дизельное топливо.

Есть и другие причины непрекращающегося роста цен. В последние годы сразу несколько нефтеперерабатывающих предприятий останавливались на ремонт и профилактику. Случается и недостаток свободных емкостей для хранения резервов.

Кроме того, многие автомобилисты убеждены, что нефтяные компании устроили заговор против граждан. И подтверждения тому имеются! ФАС зафиксировала огромное число нарушений антимонопольного законодательства. С 2008-го по 2016 г. было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, а также три волны дел по фактам нарушения законодательства на оптовом рынке: пять крупнейших нефтяных компаний заплатили штрафы в 20,7 млрд руб., пишут «Ведомости».

Несколько недель назад в соцсетях стал распространяться вирусный текст, предлагающий устроить массовую акцию бойкотирования сетей АЗС, принадлежащих крупнейшим производителям топлива. Мол, если месяц-два тысячи автомобилистов станут «давить» на основные заправки в своем регионе, то последние будут вынуждены снизить цены, и это подтолкнет игроков поменьше. На успех этой акции сложно рассчитывать.

Альтернативой нефтепродуктам может служить природный газ. Во-первых, бензиновый двигатель без серьезных переделок способен работать на газе, который дешевле, а падение мощности составляет лишь около 10%. Во-вторых, его запасов пока гораздо больше. Россия занимает первое место в мире по запасам и второе место в мире по добыче (после США). Российских запасов должно хватить на 80 лет. Но это при текущих и прогнозируемых объемах расходования. А если перевести весь мировой транспорт на ископаемый газ, то продлить жизнь двигателям внутреннего сгорания особо не получится. Автопром всерьез на газ не рассчитывает.

Искусственный газ

Существуют любопытные проекты по созданию искусственного газа, аналогичного природному. В одну из таких разработок несколько лет назад вложилась марка Audi. Суть технологии в том, что промышленная установка, работающая на электроэнергии, получает из воды водород методом электролиза, а далее водород соединяется с СО2 из атмосферы и превращается в CH4 (метан) — то, что мы привыкли называть природным газом. Но коль скоро первично в этой цепочке все же электричество, то эффективнее питать им электромобили, без расходов на синтез горючего.

Перспективы: есть, но ненадолго. Автопром будет отказываться от жидкого топлива, не дожидаясь истощения запасов нефти. Уже в 2030 году в Германии может вступить в силу полный запрет на производство автомобилей с ДВС, и аналогичные меры готовят многие другие европейские страны. Даже в правительстве Китая уже озвучили планы полного отказа от бензина и дизельного топлива, хотя и без конкретных сроков.

В более близкой перспективе парк бензиновых и дизельных автомобилей будет только увеличиваться. Это касается и газомоторных машин. Кстати, в России парк таких моделей, составляющий сейчас всего 150 тыс. штук, уже к 2020 году, по прогнозу Министерства энергетики, должен удвоиться.

Откуда берется некачественное топливо?

Бензин, «разбавленный ослиной мочой», беспокоил наших сограждан еще во времена фильма «Джентльмены удачи» (1971 г). Проблема сохранилась и в XXI веке. Долгое время иностранные производители вообще отказывались поставлять к нам дизельные модификации, поскольку качество такого топлива слишком нестабильно по стране. Проблема признана на государственном уровне. В конце 2017 года Росстандарт объявил данные своих проверок: более 20% баз нефтепродуктообеспечения занимаются «бодяжным» топливом.

Происхождение некачественного горючего объясняется так. «Существуют мини-НПЗ, и на этой стадии система дает сбой, — заявил заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кудряшов. — Продукт непонятного происхождения производства этих НПЗ, которые часто производят топливо из ворованной нефти в том числе, без системы контроля качества, без документов поставляется на базы нефтепродуктообеспечения, и там происходит смешение хорошего топлива с топливом непонятного происхождения. Затем эта смесь отправляется на АЗС с документами от крупных НПЗ, в том числе с паспортом качества, без выходного контроля на базах».

Спирт

В нашей стране этанол в качестве автомобильного топлива не производится, однако в мире это активно развивающаяся отрасль. С 2007 года объемы производства удвоились, достигнув 97 млрд литров в год. Львиная доля приходится на США и Бразилию. Вместе они занимают 87% мирового производства.

В третьей части фильма «Назад в будущее» герои, оставшиеся без топлива, первым делом закупились самым крепким алкоголем, который смогли найти, и залили его в бензобак Делориана. Двигатель несколько секунд бился в конвульсиях и потом испустил дух. Все верно: обычный бензиновый двигатель не способен работать на чистом спирте, хотя смесь бензина и спирта (где спирта не больше 15%) вполне успешно переваривает. А если мотор изначально имеет так называемую многотопливную конструкцию (flex-fuel), то бензин и спирт в него можно лить в любых пропорциях, хоть чистыми. Такой вариант является вполне работающей альтернативой традиционным автомобилям. Правда, лишь в отдельных точках земного шара.

Спирт, использующийся как топливо, получил название «биоэтанол», хотя это тот же самый C2H5OH, который пьют люди. Первой серийной машиной на этаноле стал Fiat 147, выпущенный в 1978 году в Бразилии. И по сей день именно в Бразилии машины на спирте имеют наибольшее распространение. Объясняется это очень просто: выгоднее всего делать этанол из сахарного тростника, а в этой стране условия для его производства — самые подходящие. В США биоэтанол делают из кукурузы, но это менее эффективно и попросту дороже.

Можно сказать, что в Бразилии заправляют машины ромом, а в США — бурбоном.

Для машин flex-fuel чаще всего используют биоэтанол Е85, в котором 85% спирта и 15% бензина. Цена литра такого топлива в Америке — 31 рубль, а бензин стоит примерно как у нас. Также большое распространение получили марки топлива Е5, Е7 и Е10 (в них 5%, 7% и 10% этанола). Этим горючим заправляют обычные машины.

Перспективы: неоднозначные. В принципе, спирт можно делать из любого растительного сырья, и это является гарантией того, что двигатели внутреннего сгорания продолжат свою жизнь и после того, как нефть и газ будут исчерпаны. Но все упирается в посевные площади и климат. В Европе себестоимость биоэтанола в два с половиной раза выше, чем в Бразилии, а избытка посевных площадей нет ни на одном континенте. Из-за производства биоэтанола уже происходит рост цен на продовольствие. Да и экологи бунтуют: мол, под посевные площади уходят те районы, которые еще недавно были тропическими лесами. Но есть и позитивный для природы аспект: при сжигании этанола образуется значительно меньше парникового газа СО2, чем при сжигании бензина.

Биодизель

Мировые объемы производства искусственного дизельного топлива уже давно исчисляются миллиардами литров в год, однако в России подобная индустрия существует только на стадии идеи.

Растительные масла оказались подходящим сырьем для синтезирования топлива, очень похожего по характеристикам на обычную солярку. Биодизель можно лить в бак дизельного транспорта в чистом виде либо в смеси с обычным дизелем. Для работы на таком топливе двигатель не требует никаких изменений.

В Европе биодизель делают из рапса, в США — из сои, в Азии — из пальмового или кокосового масла. На государственном уровне биодизель поддерживают во многих странах и даже запрещают продавать дизельное топливо в чистом виде! Небольшой процент биодизеля содержится в дизеле в Европе, некоторых штатах США, а в Индии с недавних пор — 20% биодизеля+этанола.

В России нет государственной программы развития биодизельного топлива, но в некоторых регионах власти обещают поддерживать строительство заводов по производству такого горючего.

Перспективы: дорого и недостаточно. С точки зрения экологии это очень выгодное топливо: количество СО2, образующееся при сгорании, примерно равно количеству, которое было потреблено из атмосферы растениями — теми, что являются сырьем для биодизеля. К тому же в случае аварии при транспортировке попадание биодизеля в воду не наносит вреда ни растениям, ни животным. Но посевные площади ограничены, а розничная цена получается выше, чем у любого другого вида горючего. Скажем, в США биодизель почти в полтора раза дороже бензина!

Электричество

Суммарная мощность российской электрогенерации составляет чуть более 1% от общемировой. Для сравнения: Китай — около 6%, США — около 5%.

Электромобиль появился на дорогах раньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания. Первым пригодным для эксплуатации электромобилем стала в 1884 году повозка английского изобретателя Томаса Паркера. Идею подхватили многие: электродвигатель по конструкции гораздо проще парового и ДВС, скорости электромобилей — выше. Но дело уперлось в аккумуляторы. Отсутствие достаточно емких и компактных батарей затормозило развитие этой области более чем на 100 лет. Но теперь электромобили превратились в главную надежду автопрома. Наверное, нет в мире страны, которая бы не планировала постепенное замещение нынешнего автопарка электромобилями.

Серийные электромобили

Первыми крупносерийными электромобилями стали Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf, вышедшие на рынок в 2010 году. По сей день Leaf удерживает титул самого массового электромобиля в истории, хотя по годовым продажам его сейчас превосходит Tesla Model S. Эта машина сыграла историческую роль. С ее выходом стало ясно, что электромобили не обязаны оставаться скучными мелкими машинками для поборников экологии. Tesla — это скорость и отличная управляемость, богато отделанный салон и продвинутые технологии автопилотирования. Но восторги вокруг электромобилей пока преждевременны: на такой транспорт приходится менее 1% мировых продаж.

Железная дорога и городской общественный транспорт перешли в основном на электроэнергию еще в глубине XX века. Эффективность электричества не оставляет сомнений. Как минимум потому, что КПД электродвигателя составляет около 90%, а сам двигатель очень надежен. Электроэнергия — дешевле других видов топлива, а перспективы у мировой электроэнергетики, мягко говоря, лучше, чем у нефтедобычи. Но только в последние годы электрические автомобили громко заявили о себе. Аккумуляторы, наконец, «дозрели». Реальный запас хода все-таки приблизился к удовлетворительному (300–500 км). Хотя время зарядки по-прежнему довольно долгое.

Перспективы: альтернативы нет. Несмотря на то, что электромобили не имеют выхлопа, экологические преимущества этих машин часто критикуют. Всех пугает атомная энергетика (а без нее не обойтись). Производство аккумуляторов совсем не безвредно, а их утилизация — еще более проблемная тема. Тем не менее в долгосрочной перспективе альтернативы электроэнергии, похоже, нет.

Водород

Широкое производство водорода для транспорта не получило развития нигде в мире. Кроме того, отсутствует инфраструктура по его хранению и доставке потребителям.

Если водород сжигать в двигателе внутреннего сгорания, то это безумно дорого. Литр водорода обходится в 500 рублей, а расход получается в три раза выше в сравнении с бензином. Причем у водорода столь высокая летучесть, что половина автомобильного бака неизбежно испаряется примерно за 10 дней. С учетом того, что водородный ДВС еще и сложнее в конструкции, чем бензиновый, то стоимость эксплуатации такой машины выше в 100 раз по сравнению с бензиновым аналогом. Тем не менее некоторые производители мелкосерийно выпускают такие модели. Скажем, в 2007–2008 годах производилась водородная (точнее, битопливная) «семерка» BMW на базе флагманской 12-цилиндровой бензиновой модификации 760i. За нее просили $118 000.

При любом раскладе с водородом масса проблем из-за его взрывоопасности. При малейшей утечке, а тем более при серьезном ДТП, взрыв водорода будет куда мощнее, чем взрыв бензина.

Но кроме сжигания водорода есть и более эффективный вариант его использования. Есть производители, возлагающие надежды на машины, работающие от водородных топливных элементов. Подобных экспериментальных моделей создано множество. Суть конструкции в том, что специальная установка производит из водорода электричество прямо на борту автомобиля. То есть это, по сути, электромобиль, который нужно не заряжать, а заправлять газом. Но практика показала, что аккумуляторы — выгоднее.

Перспективы: туманны. Полного отказа от идей использования водорода пока не произошло, но сколько-нибудь массовое распространение подобных разработок под большим вопросом.

Биодизель на растительных маслах

Биодизель – разновидность биотоплива на основе растительных масел, которая применяется как в чистом виде, так и в качестве различных смесей с дизельным топливом. Идея применения растительного масла в качестве топлива принадлежит еще Рудольфу Дизелю, который в 1895 году создал первый дизельный двигатель для работы на растительном масле.

Как правило, для получения биодизеля используют рапсовое, подсолнечное и соевое масла. Разумеется, сами по себе растительные масла в качестве топлива в бензобак не заливаются. В растительном масле содержатся жиры — эфиры жирных кислот с глицерином. В процессе получения «биосоляры» эфиры глицерина разрушают и заменяют глицерин (он выделяется как побочный продукт) на более простые спирты — метанол и, реже, этанол. Это и становится компонентом биодизеля.

Во многих европейских странах, а также в США, Японии и Бразилии, биодизель уже стал неплохой альтернативой обычному бензину. Так, в Германии рапсовый метиловый эфир продается уже более чем на 800 заправочных станциях. В июле 2010 года в странах Евросоюза работали 245 заводов по производству биодизеля суммарной мощностью 22 млн тонн. Аналитики компании Oil World прогнозируют, что к 2020 г. доля биодизеля в структуре потребляемого моторного топлива в Бразилии, Европе, Китае и Индии составит 20%.

Биодизель — экологичное топливо для транспорта: в сравнении с обычным дизельным топливом он почти не содержит серы и при этом подвергается практически полному биологическому распаду. В почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля — это минимизирует степень загрязнения рек и озёр

Сжатый воздух

Модели пневмоавтомобилей — машин, ездящих на сжатом воздухе — выпущены уже несколькими компаниями. Инженеры Peugeot в свое время произвели фурор в автомобильной индустрии, заявив о создании гибрида, у которого в помощь к двигателю внутреннего сгорания добавляется энергия сжатого воздуха. Французские инженеры рассчитывали, что такая разработка поможет малолитражкам сократить расход топлива до 3 л на 100 км. Специалисты Peugeot утверждают, что в городе пневмогибрид может до 80% времени передвигаться на сжатом воздухе, не создав ни миллиграмма вредных выбросов.

Принцип работы «воздухомобиля» довольно прост: в движение машину приводит не сгорающая в цилиндрах мотора бензиновая смесь, а мощный поток воздуха из баллона (давление в баллоне — около 300 атмосфер). Пневматический мотор конвертирует энергию сжатого воздуха во вращение полуосей.

К сожалению, машины целиком на сжатом воздухе или air-гибриды создаются, в основном, мизерными партиями — для работы в специфических условиях и на ограниченном пространстве (например, на производственных площадках, требующих максимального уровня пожарной безопасности). Хотя существуют некоторые модели и для «стандартных» покупателей.

Экологически чистый микрогрузовичок Gator от компании Engineair – первый в Австралии автомобиль на сжатом воздухе, поступивший в реальную коммерческую эксплуатацию. Его уже можно видеть на улицах Мельбурна. Грузоподъёмность – 500 кг, объём баллонов с воздухом – 105 литров. Пробег грузовичка на одной заправке – 16 км

Продукты жизнедеятельности

До чего дошел прогресс — некоторым автомобилям для работы двигателя нужен не бензин, а попадающие в канализацию отходы жизнедеятельности человека. Такое чудо автопрома создали в Великобритании. На улицы Бристоля выкатили автомобиль, который использует в качестве топлива метан, выделенный из человеческих экскрементов. Прототипической моделью стал Volkswagen Beetle, а производитель машины VW Bio-Bug на инновационном топливе – компания GENeco. Установленный на кабриолете «Фольксваген» перерабатывающий фекалии двигатель позволил проехать 15 тысяч километров.

Изобретение GENeco поспешили назвать прорывом во внедрении энергосберегающих технологий и экологически чистого топлива. Обывателю идея кажется сюрреалистической, поэтому стоит разъяснить: в автомобиль загружается, конечно, уже переработанное топливо — в виде готового к использованию метана, полученного заблаговременно из отходов жизнедеятельности.

При этом двигатель VW Bio-Bug использует два вида топлива одновременно: машина стартует от бензина, но, как только двигатель прогревается, а автомобиль набирает определенную скорость, включается подача переработанного на заводах GENeco человеческого желудочного газа. Потребители могут даже не заметить разницы. Впрочем, остается главная маркетинговая проблема — человеческое негативное восприятие того сырья, из которого получают биогаз.

Солнечные батареи

Производство автомобилей, питающихся солнечной энергией — пожалуй, самое развитое направление автопрома, ориентированного на использование эко-топлива. Машины на солнечных батареях создаются по всему миру и в самых разных вариациях. Еще в 1982 году изобретатель Ханс Толструп на солнцемобиле «Quiet Achiever» («Тихий рекордсмен») пересёк Австралию с запада на восток (правда, со скоростью всего лишь 20 км в час).

В сентябре 2014 года автомобилю Stella на солнечных батареях удалось проехать маршрут от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, а это 560 км. Солнцемобиль, разработанный группой из голландского Университета Эйндховена, оснащён панелями, собирающими солнечную энергию, и 60-килограммовым блоком батарей ёмкостью шесть киловатт-часов. Stella имеет среднюю скорость 70 км в час. При отсутствии солнечного света запаса батарей хватает на 600 км. В октябре 2014 года студенты из Эйндховена на своей чудо-машине приняли участие в World Solar Challenge — 3000-километровой ралли по Австралии для машин на солнечных батареях.

Самым скоростным электрокаром на солнечных батареях на данный момент является Sunswift, созданный командой студентов из австралийского Университета Нового Южного Уэльса. На испытаниях в августе 2014 года этот солнцемобиль на одном заряде аккумулятора преодолел 500 километров с потрясающей для такого транспорта средней скоростью 100 км в час

Биодизель на кулинарных отходах

В 2011 году Министерство сельского хозяйства США вместе с Национальной лабораторией возобновляемых видов энергии проводило исследование альтернативных типов топлива. Одним из удивительных результатов стал вывод о перспективности использования биодизельного топлива на основе сырья животного происхождения. Биодизель из остатков жиров — технология еще не слишком развитая, но уже используемая в азиатских странах.

Каждый год в Японии после приготовления национального блюда, тэмпура, остается приблизительно 400 тысяч тонн использованного кулинарного жира. Раньше он перерабатывался в корм для животных, удобрения и мыло, однако в начале 1990-х годов экономные японцы нашли ему еще одно применение, наладив на его основе производство растительного дизельного топлива.

По сравнению с бензином такой нестандартный вид автозаправки выделяет в атмосферу меньшее количество окиси серы — главной причины кислотных дождей — и на две трети сокращает количество других ядовитых выбросов выхлопных газов. Чтобы сделать новое топливо более популярным, его производители придумали любопытную схему. Каждому, кто пришлет на завод по выработке РДТ десять партий пластмассовых бутылок с использованным кулинарном жиром, выделяется 3,3 квадратных метра леса в одной из японских префектур.

До России технология в таком объеме еще не дошла, а зря: ежегодное количество отходов российской пищевой промышленности составляет 14 млн тонн, что по своему энергетическому потенциалу эквивалентно 7 млн тонн нефти. В России пущенные на биодизель отходы закрыли бы потребность транспорта на 10 процентов.

Очевидные преимущества

Хотя преимущества вроде бы налицо. Главное — экономичность: кубометр метана стоит на заправках 15–16 рублей, а эквивалентный ему литр 95-го бензина — 46–48 рублей; дизельного топлива — 45–47 рублей. Трехкратная выгода. Кроме того, современный двигатель, выпущенный на заводе именно для работы на ГМТ, имеет ресурс в 1,3–1,5 раза выше, чем обычный.

А экология? Количество вредных выхлопов сокращается сразу на 80% и более; любой современный газовый мотор легко выполняет и перевыполняет требования Евро-6. Ведь современная тенденция — массовый переход с пропан-бутана на более безопасный метан, который практически не оставляет вредных продуктов сгорания и считается самым экологически чистым. Причем экономия только на топливе за год интенсивной эксплуатации автомобиля (при пробеге более 100 тыс. км) составляет от 300 тыс. рублей для легкового транспорта до 1,2 млн — для современного магистрального тягача.

Основная проблема

Самая главная проблема — у нас в стране пока очень мало специализированных газовых заправок. Сейчас их около 500, причем большинство — в европейской части страны.

Лет десять назад компания Volkswagen вдруг решила продвигать на нашем рынке самую разную технику на ГМТ, в том числе и легковую. Я взял на тест очень симпатичный “каблучок” Caddy и пришел в полный восторг — на одной заправке в городе проехал порядка 500 км. Но потом замучался искать источник газа — в ту пору в столице метаном можно было заправиться на четырех (!) автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), причем все были расположены за МКАД, и везде были очереди на заправку из десятков автобусов.

С тех пор, понятное дело, ситуация улучшилась: в Москве, например, работает уже десять станций, еще семь строится. Однако этого, конечно, недостаточно для того, чтобы газ по доступности был равноценен бензину и дизельному топливу. Более-менее ситуация неплохая в европейской части России, а чем дальше за Урал… На Дальнем Востоке, к примеру, две станции на Сахалине и одна строится в Хабаровске. Особенно грустно смотрится эта картинка на фоне числа бензиновых АЗС: их в России порядка 15 тыс.

Стахановские темпы

Чтобы решить эту проблему, в стране в последние несколько лет новые станции строятся поистине стахановскими темпами — по 30–50 в год. В этом году, по словам председателя совета директоров “Газпрома” Виктора Зубкова, планируется ввести в строй 100–120 газовых заправок, а в дальнейшем открывать до 200 ежегодно.

Для стимулирования этого процесса уже существуют целевые госпрограммы, на которые ежегодно выделяются по 2–4 млрд рублей, но в будущем эти цифры могут возрасти многократно. Во всяком случае, разработана (но пока не утверждена в правительстве) дорожная карта развития рынка газомоторного топлива на ближайшие пять-десять лет. В Минэнерго рассчитывают, что в 2024 году в России будет работать уже 1000 газовых станций. А к 2030-му их будет уже 2,5 тыс. Государство обещает выделять субсидии на строительство таких станций.

Кроме того, по словам Зубкова, есть план — компенсировать часть затрат (речь идет о 30%) для тех, кто переоборудует свой транспорт под газомоторное топливо. Помимо этого в рамках нацпроекта “Безопасные и качественные автодороги” собираются в ближайшее время выделить 20 млрд рублей регионам для приобретения пассажирского транспорта на ГМТ.

Новое мышление

В то же время точно подсчитать, сколько по России колесит автомобилей на ГМТ, довольно сложно. Дело в том, что еще пару лет назад процедура перерегистрации после перевода двигателя на газовое топливо, мягко говоря, была необязательной. Поэтому большая часть транспорта на пропан-бутане… числится в бензиновых рядах. Хотя на самом деле таких машин у нас 1,5–2 млн. Еще примерно 300 тыс. автомобилей, работающих на метане. Но в ожидании большого спроса практически все российские автозаводы серийно выпускают газомоторную технику: по дорогам России уже колесят грузовики, автобусы и легковушки Bravis, ГАЗ, “Kамаз”, ПАЗ, УАЗ, “Волгобас”, “Лиаз”, КАВЗ, “Нефаз”, “Урал” и “Лада”. Газомоторную технику предлагают и “иностранцы” — Hyundai, Iveco, Isuzu, Scania. В общем — всего свыше 120 моделей. Для сравнения: электромобили (четыре модели) в России официально продают две компании, собственного производства нет.

“Для наших потребителей газомоторная техника — это наиболее выгодный вид транспорта с точки зрения расходов на эксплуатацию, — уверен Вадим Сорокин, президент “Группы ГАЗ”. — Высокий экономический эффект от применения газового топлива мы видим и на собственном опыте: открыли газовую заправку на территории автозавода и перевели весь технологический парк предприятия на ГМТ. В рамках экономики всей страны применение газомоторного транспорта позволяет повысить эффективность логистики и улучшить экологическую обстановку. И вообще для “Группы ГАЗ” расширение линейки газомоторной техники является одним из приоритетных направлений развития”.

С ним согласен Роберто Каматта, бизнес-директор компании “Ивеко Руссия”: “Iveco продолжает развивать модели на дизельном топливе, есть проекты и на электротяге, но мы видим большие перспективы у природного газа. Раньше продажи нашей газомоторной техники в России составляли 1–2% от всего объема, а в прошлом году — уже 6%… Мы видим неподдельный интерес клиентов к газомоторной технике и считаем, что она будет очень востребованной. Да, менталитет людей сложно изменить. Везде, не только в России. Переход с дизельного топлива на природный газ — это новое мышление. На самом деле, газ — это зрелое и экономически эффективное решение, которое подходит для всех сегментов коммерческого транспорта, от внутригородских до дальнемагистральных перевозок. К примеру, наша флагманская модель Stralis NP LNG может проехать 1600 км без дозаправки”.

На “Автовазе” серийно выпускают две модели на газе — “Весту” и “Ларгус” (с этого года). Вроде бы продано немного, но динамика — неплохая: за весь прошлый год продали 2,1 тыс. “газовых” “Вест”, а за восемь месяцев этого года — уже почти 3 тыс. Трехкратная экономия на топливе — это здорово, поэтому машину активно покупают таксопарки.

Что такое природный газ

Начнём с того, что же такое природный газ. Природный газ — это большое сосредоточение газов, которые располагаются глубоко в недрах Земли, при анаэробном расщеплении органических веществ.

Если Вы хотите дышать именно воздухом, а не выхлопами, то обратите внимание на газовое топливо. Природный газ является наиболее экологически чистым видом топлива. Его экологичность трудно не оценить. При использовании газа замечено снижение вредных выхлопов от автомобилей в несколько раз. Природный газ, как топливо отличная эко-альтернатива бензину.

Какие есть виды газа

На самом деле видов газа очень много, но для автомобилей, в качестве топлива используют только два вида: метан и пропан.

Метан — это природный газ, который используют практически в чистом виде, лишь немного его профильтровав. Он располагается глубоко под землёй. Имеет самый высокий класс безопасности.

Пропан — вид газа, который выделяется во время переработки нефтепродуктов. Для топлива его смешивают с бутаном и этаном.

По сути, различия между пропаном и метаном заключается в их физических характеристиках и имеют много отличий в использовании. Хотя у них есть и схожие характеристики, такие как: не выраженный цвет и запах. Для безопасности газ, как топливо обрабатывают одорантами, которые и создают своеобразный аромат.

Преимущества природного газа

Почему газ считается наилучшим видом топлива? Рассмотрим его преимущества:

  • Экономичность. Установка ГБО (пропан) стоит от 21.900 окупается за 1.5-2 месяца полностью. И позже за счёт того, что газовое топливо дешевле бензина Вы значительно экономите.
  • Экологичность. Это преимущество газа известно многим. Газ выделяет в среднем в 4 раза меньше выхлопов, чем бензин. Мало того, метан считается самым экологическим топливом.
  • Срок службы двигателя на газе больше, чем двигателя на бензине.
  • Пожаробезопасность. Несмотря на все мифы, газ имеет высокую устойчивость к огню. Главное качественное оборудование, правильная установка и своевременные прохождения ТО. Если всё сделать грамотно вероятность возгорания практически равна нулю.
  • Газ нельзя разбавить и его состав всегда остаётся одинаковым.
  • Возможность комбинировать топливо: бензин и газ, дизель и газ. Это очень облегчает дальние поездки, даёт возможность не заправляться дешёвым бензином, а Ваш автомобиль останется двухтоплевным.
  • Газовое оборудование существенно увеличивает запас хода.
  • Увеличении срока службы масла.
  • Уровень шума в два раза ниже, чем при работе на бензине или дизеле.
  • Использование газового топлива активно поддерживается страной. Россия делает всё, чтобы ещё больше развить и расширить использование газового топлива в стране.
  • Газовое оборудование сейчас можно устанавливать практически на любой автомобиль. Для каждого автомобиля комплектация оборудования выбирается в зависимости от технических характеристик и потребностей.

Если брать во внимание все вышеперечисленные пункты газовое топливо имеет очень много доминирующих качеств, которые играют роль при выборе топлива.

Какой газ дешевле при использовании на автомобиле

Установка газового оборудования окупается спустя, приблизительно, за 2 месяца. Так какой же газ экономичнее? Если рассмотреть стоимость установки ГБО, то метановое оборудование будет почти в два раза выше, чем оборудование пропан. Суть в том, что Газ метан в использовании дешевле, чем газ пропан. Природный газ, как топливо уступает в цене бензину: пропан в 2 раза экономнее бензина, а метан в 3 раза.

Как заправить автомобиль газом

Следует ознакомиться с правилами безопасности для водителей на заправочных станциях и выполнять их.

Перед заправкой следует обязательно выполнить простые правила безопасности:

  •  выключить двигатель;
  •  выключить свет и разнообразные потребители электроэнергии;
  •  высадить пассажиров.

Все последующие операции выполняются только уполномоченным персоналом заправочной станции.

Пропановых заправок очень много. Они находятся почти в таком же количестве, как и бензиновые заправки. Метановых заправок намного меньше. Придётся заранее искать заправку, где можно заправиться метановым газом. Но не стоит переживать, при правильном подходе это не вызовет у вас проблем. К тому же, уже к 2020 году в России планируют установить на 80% больше по количеству метановых заправок.

Как газ влияет на состояние автомобиля

Автомобили на газе имеют большую выносливость, чем авто на бензине. И на это есть ряд причин: он не смывает масляную плёнку с цилиндров двигателя и при сгорании не образует золы. Использование автомобилей на ГБО в три раза увеличивается срок службы двигателя Вашего автомобиля.

ГОСТ, ТУ, СТС: регламенты регулирующие качество топлива на автомобильных заправках

Качество российского топлива регламентирует целых семь ГОСТ. Три относятся к бензину – Р 51105, Р 51866 и 32513. Четыре к дизельному топливу: Р 52368, 32511, Р 55475 и 305. Однако существующее законодательство не обязывает производителя точно следовать нормам ГОСТ, поэтому возможны и иные нормативы: технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО). Очевидно, что к топливу, выполненному в соответствии с ГОСТ, доверия гораздо больше. Документы на реализуемую продукцию обычно вывешены на АЗС, при необходимости их можно спросить у сотрудников. Основные нормативы изложены в техническом регламенте таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Маркировка наиболее распространенного 95-го бензина выглядит так: АИ 95 К5. Это означает бензин класса 5 с октановым числом 95. С 2016 года в России запрещена реализация моторного топлива ниже 5-го класса. Основные отличия состоят в предельно допустимом содержании определенных веществ.

Распространенного понятия Евро5 применительно к бензину или дизелю не существует: экологические требования относятся не к горючему, а к выхлопу автомобиля. Поэтому различные надписи «Наше топливо соответствует Евро5» – просто маркетинговый ход и не выдерживают никакой юридической критики.

Бензин: как одни из распространенных видов автомобильного топлива

Значимые параметры бензина – октановое число и экологический класс. Октановое число – мера детонационной стойкости бензина. Большинство современных бензиновых двигателей спроектировано для использования горючего с октановым числом 95, для некоторых допустимо октановое число 92. Бензин с октановым числом 98 предназначен для высокофорсированных двигателей. При использовании неподходящего горючего возможны неприятности: топливная смесь вместо сгорания может начать детонировать – взрываться. Для окружающих это, конечно опасности не представляет, но двигатель можно загубить. Поэтому важно следовать рекомендациям изготовителя автомобиля, поскольку при заливке неподходящего топлива производитель не несет ответственности в случае выхода из строя двигателя или топливной системы.

Дизельное топливо: второй по популярности вид автомобильного моторного топлива

Дизельное топливо по старинке иногда называют соляркой. Название происходит от немецкого Solaröl – солнечное масло. Дизельное топливо – тяжелая фракция, образующаяся при перегонке нефти.

Для дизельного мотора, помимо экологического класса, важна и температура замерзания. Существует летнее дизтопливо с температурой застывания -5 °C, зимнее (-35 °C) и арктическое, которое густеет при -55 °C.

Практика показывает, что последние годы АЗС следят за качеством. По крайней мере, сетевые станции не позволяют себе торговать топливом, которое становится вязким при низких температурах. В дальние поездки опытные водители берут с собой присадки-антигели, использование которых обеспечивает беспроблемную эксплуатацию дизельного двигателя.

Признаки неисправности двигателя

В случае заправки некачественным топливом может выйти из строя двигатель или топливная система. Первые признаки, следующие:

  • дым (белый, черный или сизый) из выхлопной трубы;
  • существенно снижается динамика автомобиля
  • увеличение шума, посторонние звуки – гул, скрежет, щелчки;
  • хлопки, которые мастера называют «помпажем», связанные с пульсацией давления на выходе турбокомпрессора;
  • нестабильная работа на холостых оборотах.

В этом случае рекомендуем заглушить машину и связаться с техническим центром ГК FAVORIT MOTORS. Эксплуатировать автомобиль в такой ситуации опасно, поскольку это может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.

Источники

  • http://cars-bazar.ru/remont/vidy-topliva-dlya-avto
  • https://ammoxx.ru/articles/vse-chto-nuzhno-znat-ob-avtomobilnom-toplive/
  • https://www.agah.ru/expertise_and_training/technical_expert_column/vidyi_topliva_dlya_avtomobilej
  • https://www.drom.ru/info/misc/58744.html
  • https://recyclemag.ru/article/7-eco-vidov-topliva-dlja-avtomobilej
  • https://tass.ru/opinions/6974728
  • https://vlasworld.ru/vse-o-gbo/pochemu-gaz-schitaetsya-nailuchshim-vidom-topliva/
  • https://online.favorit-motors.ru/article/motornoe-toplivo

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь