- Какие бывают снега?
- «Раскачка» на автомате и механике
- На механике
- На автомате
- Выезд из грязи с помощью домкрата
- Как выехать из грязи?
- Способ первый: раскачивание автомобиля
- Способ второй: ветки и домкрат
- Способ третий: доска на колесе
- Способ четвертый: только трос и мускульная сила
- Способ пятый: архимедов винт и прочие суррогаты лебедки
- Как выбраться из снежного плена, не прибегая к посторонней помощи, наверное, в эти дни интересует многих. Снегопады буквально завалили всю Центральную Россию и в ближайшее время отступать не собираются, а значит, застрявших в снежных ловушках будет еще немало. Сегодня мы расскажем, как, применив штатные системы автомобиля, можно преодолеть трудный участок.
- Почему в снегу легко застрять?
- Итак, машина застряла в снегу. Что дальше?
- Что должно быть в машине, чтобы самостоятельно выбраться из снега?
- Что делать, если застрял в снегу на машине
- Почему не рекомендуется буксовать
- Правильная установка шин
- Правильные действия
- Грязь, песок или снег?
- Как вытащить застрявший автомобиль
- Что нужно, чтобы выехать из грязи?
- Машина застряла в грязи
- Машина застряла в песке
- Первый способ: правильно распределяем вес на автомобиле с задним и передним приводом
- Второй способ: «раскачка» на автомате и механике
- Как с помощью раскачки выехать из грязи на автомате?
- Третий способ: используем лебедку или делаем ее из подручных материалов
Какие бывают снега?
Поверхность, засыпанная снегом, бывает двух видов: когда можно докопаться до твердого основания и когда нельзя. Причем в первом случае имеется в виду, что основанием будет асфальт или, в крайнем случае, промороженная земля с травинками, бугорками и прочими неровностями. А во втором случае это лед. До такого, с позволения сказать, подарка лучше и не докапываться. Ну и глубина снега тоже играет большую роль. Пока она меньше клиренса автомобиля, по такому снегу можно легко проехать и на легковой машине при условии, что установлена хорошая зимняя резина. И второе, очень важное условие — поверхность должна быть более-менее горизонтальной. Любые подъемы, на которые не заскочили с разгона, станут непреодолимой преградой. Почти все то же самое можно сказать и о кроссоверах. Пока снег не достает до днища — все в порядке. В ином случае или если путь пролегает через подъем — возможны проблемы.
А в чем выражаются проблемы на зимней дороге? Правильно, ведущее колесо выкопало себе уютную ямку и не собирается никуда из нее вылезать.
«Раскачка» на автомате и механике
Путешествовать всегда веселее в компании друзей, они всегда придут на помощь в трудную минуту. Но если вы оказались в сложной ситуации в гордом одиночестве, не паникуйте, можно постараться и справится с проблемой без посторонней помощи.
На механике
Чтобы вырваться из грязевого плена, раскачивайте автомобиль взад и вперед, постепенно увеличивая расстояние. На автомобиле с механической коробкой передач нужно периодически переключаться между первой и задней скоростями. Старайтесь как можно меньше буксовать, чтобы не увязнуть в грязи еще больше. Когда поняли, что автомобиль достаточно раскачался, попробуйте резко выехать из канавы. Берегите сцепление, работайте им аккуратно, чтобы исключить повреждение.
Если у вас нет достаточного навыка вождения и не получается быстро переключать передачи, попробуйте раскачать машину при помощи сцепления. Для этого включите нужную передачу, первую или заднюю в зависимости от направления выезда и медленно отпускайте сцепление.
После того, как почувствовали момент прокручивания колес, отпустите педаль газа и нажмите на сцепление. Автомобиль должен покатиться в обратном направлении и как только откат прекратится и автомобиль поедет в обратную сторону, примените навыки заезда в горку и помогите машине взобраться на твердый грунт.
На автомате
Автомобили с автоматической коробкой передач напичканы электроникой и различными датчиками. Поэтому при попытке выехать из канавы, нужно применять совсем другую тактику. В этом случае переключать передачи во время раскачки не получится, даже при попытке ездить туда-сюда, вы рискуете вывести АКПП из строя.
Как же выйти из этой ситуации и благополучно выехать из грязи? Принцип действий такой же, но без применения заднего хода. Начинайте двигаться на подъём, а затем просто скатывайтесь в обратном направлении. Только вместо того, чтобы нажимать педаль сцепления, нужно переключить рычаг в позицию «N», а когда нужно снова тронуться — в позицию «D».
Выезд из грязи с помощью домкрата
Такой способ применим в ситуации, когда машина основательно застряла в колее или села на днище и точка опоры потеряна. Чтобы помочь авто почувствовать землю под колесами, нужно использовать домкрат и сломанные ветки.
Нужно действовать в следующей последовательности:
- сделайте площадку из подручных средств в месте, где будет установлен домкрат;
- поднимите ведущие колеса машины таким образом, чтобы дно не задевало грунт;
- выложите дорожку из веток или палок, чтобы автомобилю было легче выехать из грязевой ямы.
Как выехать из грязи?
Есть несколько способов выехать из грязи, используя лишь подручные материалы, или вовсе без них:
- Раскачивание автомобиля;
- Выезд из колеи с помощью домкрата
- Доска или палка на колесе (дополнительные грунтозацепы);
- Трос и мускульная сила (простейшие блоки из веревок);
- Архимедов винт (простейшая лебедка из троса и лома/лопаты).
Способ первый: раскачивание автомобиля
Для авто с «механикой» нужно действовать следующим образом:
- Включить первую передачу, начать движение;
- Как только автомобиль достигнет крайней точки (колесо начнет пробуксовывать), выжать сцепление, быстро включить заднюю передачу, начать движение назад;
- Как только автомобиль снова достигнет крайней точки, выжать сцепление, быстро включить первую передачу, начать движение вперед;
- Повторять пункты 2-3 до того момента, пока автомобиль за счет приобретенного импульса не выберется из ямы.
Главная сложность данного способа — быстрое переключение передач, также нужно аккуратно работать сцеплением. Наиболее эффективно раскачивание на тяжелых автомобилях.
Если у вас не получается быстро переключать передачи, можно действовать упрощенно:
- Включить первую или заднюю передачу (в зависимости от того, в какую сторону проще выбраться), начать движение;
- При достижении крайней точки выжать сцепление и дать автомобилю скатиться под собственным весом;
- При достижении нижней точки снова начать движение;
- Повторять пункты 2-3 до тех пор, пока автомобиль приобретет достаточный импульс для выезда из ямы.
Для автомобилей с коробкой-автоматом подойдет только модифицированный второй способ:
- Перевести селектор КП в позицию «D», начать движение;
- При достижении крайней точки переключиться на нейтраль («N»), и дать автомобилю скатиться под собственным весом;
- В нижней точке вновь переключиться на «D» и начать движение;
- Повторять пункты 2-3 до тех пор, пока автомобиль не сможет выехать из грязи.
Если вы едете в компании, то призовите своих родственников или друзей на помощь — пусть они толкают автомобиль в такт раскачиванию. Усилия помощников увеличат импульс автомобиля, что позволит быстрее выбраться из ямы.
Также эффективность способа можно повысить, если яму заполнить ветками, камнями и другими предметами. Можно подбрасывать камней в яму каждый раз, когда колесо будет выезжать из нее, однако для этого необходим помощник.
Способ второй: ветки и домкрат
Этот способ следует применять в тех ситуациях, когда автомобиль сел на днище в колее или в глубоком мягком грунте, и колеса просто не имеют точки опоры. Чтобы вызволить автомобиль из плена, нужно использовать домкрат, ветки, доски и другие подручные материалы. Здесь все достаточно просто:
- Подложить под место установки домкрата доску или ветки — сделать площадку, чтобы домкрат сам не углубился в грунт;
- Поднять ведущие колеса автомобиля так, чтобы днище автомобиля не задевало грунт;
- Подложить под колеса ветки или доски, также следует выложить «дорожки» из веток, чтобы автомобиль мог выехать из колеи или ямы.
Наиболее просто этот способ применим к легким автомобилям, под тяжелые машины придется подкладывать довольно много веток или досок, а в некоторых случаях эту операцию придется выполнять несколько раз, пока не удастся преодолеть сложный участок дороги.
Способ третий: доска на колесе
Если сложный участок дороги имеет большую протяженность, а раскачиванием или с помощью веток выбраться из грязи не удалось, нужно использовать подобие грунтозацепов на колесах — их роль может играть обломок доски или палка. Причем возможны два варианта.

Поперечный грунтозацеп из доски

Радиальный грунтозацеп на тракторе
Поперечный грунтозацеп. В этом случае необходимо взять не слишком длинную палку или доску — на 30-50 см шире покрышки. Данную палку веревкой, скотчем или на крайний случай шнурками крепко привязать к шине. Нужно следить, чтобы с внутренней стороны палка не царапала арку колеса, с наружной стороны длина палки может быть увеличенной. Можно привязать палки на оба ведущих колеса.
Радиальный грунтозацеп. В этом случае необходимо взять доску или палку, длина которой чуть больше диаметра колеса с покрышкой. Эту палку привязать точно по радиусу колеса так, чтобы она с обеих сторон на 5-10 см выступала за покрышку. Чтобы палка не царапала кузов, под нее необходимо подложить две других палки или иные предметы (да хотя бы пластиковые бутылки).
Такие грунтозацепы повышают сцепление колеса с грунтом, и позволяют выбраться даже из самых сложных участков дороги
Способ четвертый: только трос и мускульная сила

При наличии троса и надежной опоры можно изготовить простейшие средства спасения автомобиля.
Первое средство — это трос, натянутый между автомобилем и деревом или другой опорой. Трос необходимо натянуть с большим усилием, чтобы он не провисал. Теперь нужно трос потянуть вбок в его средней части — созданное таким образом усилие будет достаточно большим, чтобы вытянуть автомобиль на несколько сантиметров из грязи. Трос немного ослабнет — его необходимо снова натянуть и повторить описанное выше. Так постепенно удастся вытащить машину на твердый грунт.
Второе средство выглядит сложнее — в сущности, это блок, собранный только из одного троса. Для работы такого блока необходима опора в виде дерева или столбика. Принцип его действия понятен из рисунка.
Способ пятый: архимедов винт и прочие суррогаты лебедки
Если автомобиль крепко увяз в грязи, а у вас в багажнике помимо троса есть лом или лопата, а также обычный винтовой домкрат, то можно попробовать выбраться с помощью одного из трех вариантов простейшей лебедки.

Самый простой вариант требует лишь троса, монтировки или прочной палки, и наличия перед автомобилем дерева (или иной прочной опоры). Трос необходимо сложить вдвое, с одной стороны обернуть вокруг дерева, а с другой стороны зацепить за автомобиль. Примерно в середине троса пропустить монтировку/палку, и начать вращать ее — трос постепенно будет закручиваться, его длина будет сокращаться, и создаваемого усилия будет достаточно для вытягивания из грязи автомобиля.

Еще один вариант требует только троса и домкрата. Домкрат необходимо упереть о надежную опору (лучше всего камень или палку, но в крайнем случае можно сделать углубление в грунте), а на его подвижной части закрепить конец троса. При подъеме домкрата автомобиль будет постепенно вытягиваться из грязи, при одном полном подъеме домкрата автомобиль может сдвинуться на 25-30 см.

Третий способ требует только троса, железного лома или лопаты, и монтировки. Лом или лопату необходимо прочно заглубить в грунт, на свободном конце троса сделать петлю, этот конец обмотать вокруг лома или стальной части лопаты. Трос необходимо протягивать над самой землей. В петлю вставить монтировку, и, используя ее в роли рычага, начать наматывать трос на лом/лопату. Эта конструкция называется архимедовым винтом, она имеет достаточно высокую эффективность и помогает вытянуть из грязи даже тяжелые автомобили.
Большинство из указанных способов позволяют самостоятельно выехать из грязи на легковых автомобилях, а некоторые можно применять на грузовиках и тракторах.
Как выбраться из снежного плена, не прибегая к посторонней помощи, наверное, в эти дни интересует многих. Снегопады буквально завалили всю Центральную Россию и в ближайшее время отступать не собираются, а значит, застрявших в снежных ловушках будет еще немало. Сегодня мы расскажем, как, применив штатные системы автомобиля, можно преодолеть трудный участок.
Да, как бы это ни казалось странным, но именно задействовав стояночный тормоз, можно довольно легко значительно улучшить проходимость заднеприводного автомобиля на снежном накате, голом льду или даже на снежной целине. Наверняка каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда попавшее на скользкую поверхность ведущее колесо бешено вращается, а в это время то, которое стоит на поверхности с лучшим сцеплением, остается неподвижным. Виной тому дифференциал. Призванный значительно улучшить управляемость автомобиля на дорогах с хорошим сцеплением, на скользких участках он как раз и становится виновником такой неприятной ситуации. Есть, конечно, автомобили, у которых возможна принудительная блокировка дифференциала, и тогда колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью, существенно повышая проходимость автомобиля в таких условиях, но как быть тем, у кого такой волшебной кнопки нет?
Тут-то и придет на помощь стояночный тормоз. Ведь для того чтобы начало вращаться колесо, стоящее на твердом покрытии, нужно всего-навсего притормозить то, которое беспомощно вращается. А сделать это можно как раз стояночным тормозом. Слегка затянув ручник, вы тем самым притормозите вращение свободного колеса, и дифференциал будет вынужден перекинуть часть момента на то, которое не вращается. В результате колесо, стоящее на поверхности с лучшим сцеплением, вытолкнет автомобиль из ловушки. Главное, не затягивать стояночный тормоз полностью, то есть найти ту грань, при которой он создаст достаточное сопротивление вращению и при этом не заблокирует колеса полностью. Попробуйте этот способ, и вы убедитесь, насколько он эффективен. И после того как выберетесь из ловушки, не забудьте отпустить ручник, чтобы в процессе езды по дороге не спалить тормозные колодки.
2. ОСНОВНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
А как быть, если автомобиль переднеприводной? Да, сейчас в основном все легковые автомобили оснащены приводом на переднюю ось, и притормозить дифференциал стояночным тормозом, который, как правило, заведен на заднюю ось, не получится. Но выход есть. В этом случае притормозить бесполезно вращающееся колесо можно рабочей тормозной системой. Для этого потребуется определенная сноровка, потому как одновременно придется давить и на педаль акселератора, и на педаль тормоза, но, немного потренировавшись, задействуя только правую или обе ноги, можно будет добиться желаемого эффекта.
Во всяком случае, когда колесу, стоящему на поверхности с хорошим сцеплением, не хватает лишь незначительного импульса, этот способ работает.
Кстати, именно по такому принципу, притормаживая то или иное колесо, работают системы интеллектуального полного привода у многих автомобилей. Электроника отслеживает скорость вращения колес и в случае необходимости притормаживает одно из них рабочей тормозной системой, обеспечивая тем самым максимальный крутящий момент на колесах, находящихся на поверхности с хорошим коэффициентом сцепления, что, собственно, и дает хорошую проходимость.
3. ПАЛКИ В КОЛЕСА
Обычно о них говорят, как о предметах, мешающих движению. А между тем в ситуациях, описанных выше, они могут не только не помешать, но и помочь. Правда, следует иметь в виду, что подходит этот вариант лишь при условии, что на автомобиле стоят литые или кованые диски со спицами, между которыми можно вставить нечто наподобие черенка от лопаты. Вставив палку и расклинив ее между колесным диском и суппортом, вы намертво заблокируете беспомощно вращающееся колесо, и дифференциал сам уже перекинет момент на противоположное колесо, которое высвободит автомобиль из плена. Главное, не переусердствовать и не повредить посторонним предметом тормозную систему. В связи с этим начинать движение со вставленным посторонним предметом нужно очень аккуратно, чтобы спицы диска не ударились, а плавно прижались к суппорту. И, естественно, палку нужно тут же удалить, как только машина сдвинется с мертвой точки. Применять для этого, на первый взгляд, варварского способа нужно именно деревянную палку, чтобы свести к минимуму возможные повреждения, так как дерево мягче стали, и основную нагрузку по вынужденным деформациям оно возьмет на себя.
4. ПАЛКИ НА КОЛЁСА
Из палок можно также сделать некое подобие цепей противоскольжения. Для этого достаточно прикрутить по палке на каждое из ведущих колес, веревкой или ремнем поперек протектора, с таким учетом, чтобы они при вращении колеса не цеплялись за элементы конструкции автомобиля. Конечно, ехать с ними по дороге с плотным покрытием не получится, но вылезти из сугроба или же проехать по снежной целине можно вполне.
Все эти способы действенны и вполне могут помочь вызволить автомобиль из плена, если вы оказались в ловушке совершенно одни и без необходимого инструмента. Однако при выезде на зимнюю дорогу мы бы все же рекомендовали иметь в машине хоть небольшую снеговую лопатку, пару килограммов песка и, конечно же, трос. Он как раз может стать тем самым незаменимым предметом, когда свои силы и средства будут исчерпаны и без помощи уже будет не обойтись.
Почему в снегу легко застрять?
Незаметно увязнуть можно и в песке — причина одинаковая. Автомобиль легко проваливается в снежную массу из-за небольшой площади соприкосновения каждого колеса с поверхностью. Один квадратный сантиметр «пропускает» через себя сотни килограмм. Вес машины вдавливает ее в глубокий снег через эти четыре точки. Если твердой опоры нет — автомобиль вязнет. Поэтому гусеничные машины, которые обычно тяжелее любой легковушки, такие проходимые. В них многотонный вес равномерно распределен по большому полотну гусеницы. У кроссоверов колеса шире, пятно контакта больше, но из-за своей массы им тоже трудно выехать из сугроба. Иногда сложный участок помогает преодолеть высокая скорость, но есть шанс влететь с сугроб и закопаться еще глубже.
В каком снегу чаще застревают? Такой статистики не существует, но обычно машины попадают в снежный плен на пригорке, неудачно пытаясь на него взобраться, или роют себе яму в глубоком рыхлом снегу, под которым может притаиться лед. Старожилы говорят, что рано говорить «застрял» пока снег не достал до днища. Время думать о своем спасении приходит в момент, когда машина совсем перестает ехать и «садится».
Итак, машина застряла в снегу. Что дальше?
- Самый первый совет — едва трогая педаль газа и покрутите рулем. Передние колеса, если они ведущие, могут зацепиться за края ямы, которую себе раскатали. Другая история с задним приводом. Если ведущие колеса на задней оси, передние надо держать прямо и стараться не буксовать. Двигаться надо медленно. Тут важно добавить про метод «раскачки»: доберитесь до верхнего края ямы в которой сидят колеса, затем быстрой включите заднюю передачу и повторите «движение-тормоз-назад-тормоз», увеличивая амплитуду. На «механике» сделать это проще. С автоматической коробкой передач все зависит от мастерства водителя, хотя в любом случае резкие переключения между режимами будут не на пользу автомату.
- Если вас больше одного водителя и выехать не получается, придется обращаться к мышечной силе. Атлетом быть не обязательно. Следите за руками, чтобы не продавить нежный кузов в местах не рассчитанных на русскую зиму и такую помощь.
- Снежная ловушка боится лопат. Начинайте копать под машиной — надо убрать снег в том месте, где она села «на мель». Если есть подножки, то попрыгайте на них, чтобы машина на время поднялась и проще было чистить. Как вариант: выкопать альтернативную дорогу. Вращающееся колесо должно соскользнуть из накатанной ямы и найти сцепление где-нибудь рядом.
- В багажнике лежит компрессор? Тогда сдувайте шины до 0,8–1,0 бар. На полуспущенных колесах увеличивается пятно контакта с поверхностью. Ведущие колеса становятся более цепкими, а ведомые меньше проваливаются в снег. Способ эффективный, но долгий, потому что колеса надо сразу накачивать — долго на спущенных ездить вредно.
- Еще один способ: бросить под колеса что-нибудь вроде картонки, резинового коврика из салона (внимание — колесо может моментально протереть его!), да хоть еловых веток, которые оказались под рукой. Существует более цивилизованная альтернатива в виде специальных цепей, которые надеваются на колесо. Они крепятся на шине и дают «тракторное» сцепление с дорогой. Как вариант — использовать пластиковые траки, которые тоже продаются в магазине на случай, когда застрявшая машина отказывается ехать. Оба приспособления во множестве вариантов есть в магазинах, но лучший вариант для себя придется найти самостоятельно. Почитайте обзоры, посмотрите видео со спасением машин. Обратите внимание: цепи должны легко надеваться и быть с прочным замком как и траки.
- Очевидный совет про трос. Главное, чтобы он был. Важно не дергать машину стальным тросом, чтобы не повредить буксировочные проушины, меньше буксовать надрывая двигатель и идти внатяг. Тут важен крутящий момент, дающий эту самую тягу. Если на буксире есть понижающая передача, ее надо включить, чтобы не было пробуксовки.
Что должно быть в машине, чтобы самостоятельно выбраться из снега?
Помните, что любая проблема имеет решение, и от количества полезных в дороге вещей у вас в багажнике зависит как быстро вы его найдете.
- Самое главное место — для троса, а лучше двух. Один динамический, чтобы сдергивать застрявшую машину с места, а второй — для вытаскивания внатяг.
- Если не было, купите цепи на колеса и/или траки.
- Поможет домкрат в виде рейки, если под колесо надо что-то подложить.
- Насос, который накачает спущенные колеса.
- Еще нужна лопата (лучше штыковая, ей можно не только разгребать снег, но и колоть лед) и как дополнение к ней — мешок с песком или мраморной крошкой, которой в некоторых городах так любят посыпать дороги. Можно воспользоваться способом дальнобойщиков и возить с собой пару-тройку пачек обычной повареной соли, которая быстро разъедает лед под колесами.
- Для совсем запасливых: провода для «прикуривания», комплект теплых вещей, что-нибудь из еды, спальный мешок и средство для розжига костра, а пока он не разгорелся — фонарь. И может быть тогда вопрос «как выехать, если машина застряла в снегу» станет совсем пустячным.
Отдельным пунктом напишем, что автомобиль ко всему прочему должен быть исправен, иначе есть шанс и застрять, и сломаться, а это совсем плохо. Чтобы машина не принесла неожиданностей вовремя ее обслуживайте в сервисных центрах FAVORIT MOTORS. Мы проводим диагностику автомобиля между сезонами и даем полный отчем по недостаткам, конторе нужно исправить. Предупрежден, значит вооружен.
Что делать, если застрял в снегу на машине
Если застрял в снегу на автомате, не нужно суетиться. Новички автолюбители сразу начинают впадать в панику и дергать ручку селектора автомата, пытаясь с раскачки выехать из сугроба. Но тем самым, только еще больше себя вгоняют в него. А автомат не выдерживает такой бешеной эксплуатации и ломается.
Поэтому нужно выйти из транспортного средства и осмотреться. Если есть лопата, то можно подкопать колею под колесами, облегчив нагрузку и положить резиновые коврики под шины. Попытаться выехать. Если сугроб не глубокий и автомобиль не сильно въехал в него, то этот способ практически всегда выручает.
Внимание! Если машина застряла на проселочной дороге, то можно обратиться к сельчанам за досками и посредством подкладывания их под колеса, дать машине легкий ход и выезд из сугроба.
Почему не рекомендуется буксовать
Пробуксовка – это действие, которым грешат не только новички автолюбители, но и опытные автовладельцы. Всем знакома ситуация, когда торопишься, летишь на всех парах на встречу или домой вечером, не замечаешь сугроба и въезжаешь в него.
Это злит и начинаешь раскачивать машину, как это делается на механике. Всем знакомо это чувство? Так вот – раскачку на автомате нельзя делать ни в коем случае.
Пробуксовка чревата перегрузками на планетарную коробку и гидротрансформатор автомата. Происходит следующее при попытке выехать:
- Масло в бублике перегревается свыше 100 градусов в автомате. Оно не может выполнять роль защитника и смазывающего компонента при перегреве.
- Фрикционы и стальные диски с зубьями, из-за постоянных перескоков передач с «D» на «R», усиленно трутся друг о друга.
- Перегрев воздействует на все системы АКПП.
- Как результат автовладелец получает перегретый автомат с укороченным сроком жизни.
Внимание! После длительных пробуксовок необходимо сразу менять смазывающее средство, чтобы хоть как-то сгладить ошибки автовладельца.
Правильная установка шин
Чтобы выехать из заснеженного места, нужно правильно выставить шины при их установке. Автовладелец должен вовремя поменять летние на зимние. Помогают бороться с гололедом и сугробами шипы на протекторах.
Правильная установка, если застрял, выполняется по следующим параметрам:
- тип рисунка протектора;
- направление вращения. Обычно указывается стрелкой на колесах;
- внешняя и внутренняя сторона покрышки. Прописывается английскими «outside» и «inside» соответственно;
- сторона установки: левая или правая.
Эти параметры можно узнать у продавца в официальном автомагазине, но обычно на шинах указываются направление и стороны покрышки. Кроме правильной установки, шины необходимо сбалансировать. От балансировки зависит поведение машины на дороге и при попытке выехать из снега.
Правильные действия
Следующие действия помогут выехать из сугроба, если застрял в нем, не насилуя АКПП. Рекомендую не отступать от них, если вы попали в снежную или грязевую яму на автомате, из которой при первой попытке выехать, нельзя этого сделать.
Грязь, песок или снег?
Очень важно понимать, в чем застрял ваш автомобиль, так как грязь, снег и песок существенно отличаются по физическим свойствам, и колеса машины в каждом случае ведут себя по-разному.
- Грязь у нас – это обычно мягкий глинистый грунт с примесью песка, который после сильных дождей превращается в вязкую «кашу», где застревают даже профессиональные внедорожники. Проезжать такие участки дороги опытные водители рекомендуют медленно. При поездке на небольшие расстояния, можно слегка приспустить шины – это улучшит сцепление протектора, но движение по грязевым участкам допустимо только на первой передаче. Обязательно в багажнике нужно иметь лопатку, домкрат, ломик, пару деревянных брусков и надежный трос.
- Глубокий снег – рыхлый материал, который можно частично растопить водой или солью, раскидать с помощью лопаты, или подложить под колеса любые предметы (например, древесные ветки бруски или колесные колпаки), после чего медленно раскачивая машину, вытащить ее на твердое покрытие.
- Песок отличается рыхлостью и сыпучестью. Чтобы улучшить сцепку покрышек с ним, проще всего приспустить колеса. Можно также увеличить плотность материала – полить его водой, либо под колесо подложить доску, камень, ветки, ветошь или автоковрик.
А теперь – о методах выезда на твердое покрытие, если ваша машина застряла в бездорожье.
Самый универсальный способ вытаскивания машины – буксировка другим автомобилем с помощью троса или лебедки. Так можно вытащить авто из грязи и снега любого состава и глубины. Это без проблем можно сделать в городе – достаточно позвонить другу с машиной, который вытащит вас за пять минут. Для этого:
- лучше использовать нейлоновый трос, а не металлический;
- нужно крепить трос за фаркоп или проушины, но не за бампер;
- вытаскивать машину лучше по направлению движения, а не задом;
- тянуть застрявшее авто лучше медленно и равномерно;
- первоначально пробовать вытащить авто резким рывком, а если увязло – постепенным раскачиванием.
Как вытащить застрявший автомобиль
В грязи и глубоком снегу колеса не просто буксуют, но и зарываются все глубже, усложняя проблему. Поэтому выезжать надо аккуратно и осторожно. Для этого подойдет:
- Раскачка. Подходит, если машина увязла в неглубокой грязи. Устанавливаете колеса прямо и медленно раскачиваете автомобиль взад-вперед, быстро переключая передачи «передняя-задняя» (или D-N-D на АКПП) и постепенно увеличивая амплитуду качания, пока он не зацепится колесами за более твердый грунт, после чего его можно вытащить рывком. На передаче машина выезжает вперед, выжимаете сцепление, переключаете передачу и едете назад, после чего цикл повторяете. Работает также вариант подгазовки педалью: «газ – пауза – газ». Однако для глубокой грязи такая техника не подходит – вы рискуете увязнуть еще глубже.
- Правильное перераспределение груза. Если грязь или снег не слишком глубокие, следует переместить большую часть груза на приводящие колеса машины. После этого следует начать раскачивать машину коробкой передач, двигая колесами чуть влево-вправо, нащупывая твердый грунт. Пассажиры могут оставаться в салоне, если авто не перегружено – они обеспечат необходимую весовую нагрузку и улучшенную сцепку колес с покрытием.
- Подкладывание веток или палок под колеса. Хороший вариант при отсутствии сцепки с поверхностью. Лучше использовать доски бруски или ветки деревьев (чем больше площадь поверхности, тем лучше). Подкладывать упоры следует по направлению движения. Можно сочетать с техникой раскачки, подкладывая доску в момент, когда машина оказалась в максимальной задней точке качания и готова качнуться вперед (но тут нужен второй человек). Если бруска нет, используйте ветошь или автомобильный коврик.
- Выкапывание. Если есть в багажнике саперная лопатка, можно выкопать колею, по которой колеса выведут машину на сухое место.
- Использование домкрата. Дополнительно вам понадобятся ветки, камни, доски и все, что есть из твердых предметов под рукой. Под домкрат следует подложить ветку или доску, чтобы он сам не погрузился в грязь. Затем приподнять домкратом ведущие колеса и подложить под них твердые предметы (желательно те же ветки и доски). После этого домкрат опускается, и машина выезжает на нормальную дорогу. Можно также использовать трос, который крепится на подвижной части домкрата и к дереву: поднимая домкрат, вы постепенно вытягиваете машину из грязи.
- Использование лебедки. Если в машине имеется тяжелая лебедка, необходимо заякорить трос на дерево, второй конец закрепить на приемное гнездо на раме, к навесам бампера или на специальное приспособление внутри машины. Пультом управления запускаете лебедку и чуть подтягиваете автомобиль, затем подкладываете спереди под колеса твердые предметы, затем снова включаете лебедку. Если лебедки нет, ее можно собрать из подручных средств. Крепите один конец троса к машине, другой к дереву или вбитому в землю лому. Вставляете монтировку в петлю троса на дереве и постепенно наматываете трос на дерево. С помощью такого рычага можно вытянуть машину.
В заключении следует отметить, что вытащить машину из грязи, песка или снега сложно, но можно, если у вас есть опыт, владение некоторыми приемами, некоторые инструменты в багажнике и подручные материалы. Главное не спешить и правильно выполнять инструкции выше.
Главное также помнить, что застрять в бездорожье ваша машина может в любой момент. Поэтому в багажнике всегда должны находиться лопата, ломик, монтировка и буксировочный трос – это расширит ваши возможности, позволит выбрать варианты спасения в зависимости от ситуации и существенно сократит время поиска колесами машины сухого асфальта.
Что нужно, чтобы выехать из грязи?
Начнем с того, что должно быть в каждом автомобиле:
- Домкрат. Данное приспособление не только может помочь вам выехать из грязи, но и безоговорочно должно быть в каждом авто, объяснять, для чего — я думаю, смысла нет.
- Трос. Аналогичная ситуация, как с домкратом — обязан быть в каждом автомобиле. Если же это будет динамический трос, что вряд ли, то вообще супер, но главное, чтоб не китайский с «триколором», который рвется на раз-два.
- Опыт вождения и чувство машины. Пожалуй, самый важный фактор, который нельзя купить. Он нарабатывается годами и, собственно, предостережет вас от ситуации, когда вы завязнете/застрянете. Так как будучи опытным водителем, тем более, водителем, который чувствует машину, вы просто не поедите либо проедите грязь внатяг на скорости, не останавливаясь.
- Способность думать в нестандартных ситуациях. Вот здесь, пожалуй, это самый важный фактор, которого не хватает многим водителям, да и людям в целом. В данном случае я знаю, что говорю, и осознаю всю важность этой черты характера. Такой человек нигде не пропадет, в том числе и за рулем авто.
При помощи этого стандартного набора автомобилиста можно выехать из грязи. Не скажу, что из любой, но если авто не ложится на дно весь путь, и под колесами есть хоть какое-то твердое покрытие, то выехать можно. Самый простой и быстрый вариант — воспользоваться сторонней помощью, толкнуть авто либо дернуть. Но часто бывает, что людей, как назло, рядом нет.
Стоит отметить, что ВАЗ «Самара» имеет высокий клиренс и неплохую проходимость (легкая, переднеприводная машина). Передний привод имеет лучшую проходимость, чем задний, по двум причинам: тянуть легче, чем толкать, ведущие колеса всегда нагружены (под массой двигателя).
Машина застряла в грязи
Что может помочь?
- Лопата;
- Цепи;
- Трос;
- Шнурок;
- Палка;
- Проволока;
- Посторонняя помощь;
Что необходимо сделать?
- Приспустить ведущие колеса;
- Поставить колеса прямо;
- Выбрать один или в совокупности несколько из вышеуказанных средств.
Когда автомобиль застрял в грязи уже нельзя воспользоваться теми же средствами (за исключением лопаты, троса и цепей) и способами, которые указаны выше и еще несколькими. Но важно помнить результат будет зависеть от количества слоя грязи. В некоторых случаях хватит одного помощника, а в некоторых не хватить и пяти. Важно помнить, что выехать из грязи намного сложнее, чем при застревании в песке или снегу.
Можно использовать ломик, предварительно вбив его в грунт и трос, закрепленный к колесу принципом лебедки, но данный способ более опасен, так существует вероятность вылета троса с грунта и повреждения не только автомобиля, но человека.
Если же автомобиль застрял в грязи где-то в лесу, то можно использовать ветки, палки и т.д. подстелив их под ведущие колеса. Также с помощью палки закрепленной к колесу или баллонного ключа (как указано на видео), можно попытаться вывести автомобиль, но в данном случае все зависит от прочности материала, которым крепятся палка или ключ, т.е. веревки или проволоки.
Главное в данном случае действовать без фанатизма и аккуратно, дабы не повредить крыло автомобиля или шланги.
Машина застряла в песке
В случаях, когда автомобиль застрял в песке можно воспользоваться, теми же способами, которые описаны выше в случаях, когда машина застревает в грязи. Но можно также добавить при застревании в песке существует еще способ, это намочить песок, так как по мокрому песку автомобиль движется уверенно.
Важно помнить, что в любом случае перед поездкой по снегу, по грязи или по песку необходимо иметь определенный опыт и смекалки. Когда существует возможность избежать поездок по таким местам, то это будет самый разумное решение.
P.S: Уважаемые водители, если известны еще эффективные способы про выезд автомобиля из грязи, снега или песка, то сообщите об этом в комментариях.
Первый способ: правильно распределяем вес на автомобиле с задним и передним приводом
Гораздо легче выехать из грязи на переднем приводе, так как он дает своему владельцу большую маневренность, что нельзя сказать о заднем приводе.
На переднем приводе:
- Разгрузите заднюю часть авто и загрузите переднюю. Если вы путешествуете один, то просто переложите вещи с багажника на переднее сиденье. Если вы с компанией, тогда оставьте одного пассажира на переднем и высадите всех с задних сидений;
- Плавно трогайтесь с места и медленным поворотом рулевого колеса вправо и влево попытайтесь найти сцепление с дорогой на краю колеи.
На заднем приводе:
- В этом случае наоборот нужно загружать заднюю ось и разгрузить переднюю. Или просто пересадите пассажира с переднего сиденья на заднее.
- Руль ставьте только прямо.
- Медленно двигайтесь в обратном направлении. В этом случае можно затянуть ручной тормоз, чтобы избежать пробуксовки колес.
Второй способ: «раскачка» на автомате и механике
Если предыдущий способ выехать из грязи вам не помог, попробуйте раскачать свой автомобиль. Это можно выполнить как одному, так и с помощью друзей. Чтобы это сработало, нужно чтоб автомобиль двигался вперед и назад, постепенно увеличивая пройденное расстояние. На механике это получается периодическим включением первой и задней передачи. При этом старайтесь как можно меньше пробуксовывать колесами, чтобы не увязнуть в грязи еще больше. И как только вы почувствовали, что автомобиль раскачался до максимума — попытайтесь резко выехать в нужном направлении. Также аккуратно работайте сцеплением, чтобы не сжечь его.
Если у вас не получается быстро переключать передачи, можете попробовать раскачать авто с помощью сцепления. Как правило, это срабатывает в случаях, когда колеса автомобиля попали в углубление. Для этого, включите первую или заднюю передачу и медленно трогайтесь. И после того как вы почувствуете, что колеса начали прокручиваться, отпустите газ и нажмите на сцепление. В этот момент автомобиль должен покатиться в обратном направлении. И как только он перестанет откатываться, а начнет сам возвращаться в нужном направлении, снова отпускайте сцепление, помогая машине взобраться. Скорее всего, придется неоднократно повторить вышеописанные действия, прежде чем вы выберетесь на твердую поверхность.
Как с помощью раскачки выехать из грязи на автомате?
Как правило, автомобили с АКПП оснащены разной дополнительной электроникой, которая не позволяет колесам проскальзывать на поворотах. Вот почему при попытке выехать из грязи, машина будет вести себя совсем по-другому. Более того, на автомате у вас не получится переключать передачи с той же скорость, как на механике. Поэтому, как бы вы не старались, но раскачать авто быстро переключая передачи у вас не выйдет. Даже если вы попытаетесь проделать такое, то коробка автомат у вас просто откажет.
Что посоветовать, если автомобиль с коробкой автомат застрял в грязи? Все как в предыдущем случае. Воспользуйтесь способом раскачки автомобиля наполовину — без использования задней передачи. То есть, начинайте движение до упора, а затем просто скатываетесь в обратном направлении и снова вперед. Только вместо нажатия на сцепление нужно переключать рычаг коробки автомат в позицию «N», а когда нужно трогаться — в позицию «D».
Третий способ: используем лебедку или делаем ее из подручных материалов
Из грязи можно выехать и с помощью лебедки. Подбирается она по весу вашего автомобиля. Цеплять ее можно за дерево, столб или другой предмет. Если у вас ее нет, то можно смастерить лебедку из подручных средств.
Для этого нужно иметь при себе лом и два троса. Также для рычага вам понадобится деревянный брусок или металлический прут, но вместо них можно использовать черенок от лопаты или ветку от дерева. Лучше если трос будет не плоским, а в виде косички, так как он более устойчив к нагрузкам на скручивание.
Вбиваем лом в землю, один конец троса привязываем к дереву или столбу, а второй конец цепляем к лому так, чтобы он мог свободно прокручиваться на месте, не притягиваясь к дереву. Следите за тем, чтобы канат не провис, а крепился внатяжку за верхушку лома.
Переходим ко второму тросу. Один конец привязываем к ветке, а другой цепляем к машине. Осторожно накручивайте ветку на устройство, трос должен располагаться как можно ниже к земле. Так у вас образуется некий рычаг, который позволит вызволить ваш автомобиль из грязи.
- https://www.zr.ru/content/articles/915469-9-sposobov-vybratsya-esli-avt/
- https://vazweb.ru/sovet/kak-vyehat-iz-grazi.html
- https://www.avtoall.ru/article/20927158/
- https://5koleso.ru/articles/obzory/chto-delat-esli-mashina-zastryala-v-snegu/
- https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/zastryali-v-snegu-chto-delat-sposoby-vybratsya-iz-sugroba/
- https://akppoff.ru/korobka-avtomat/kak-na-avtomate-vyehat-iz-sugroba
- https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/chto-delat-esli-avtomobil-zastryal-v-gryazi-snegu-ili-peske
- https://vaz-2114-lada.ru/2016/09/zastryal-v-gryazi-chto-delat-kak-vyekhat-6-sposobov/
- https://PolomkiAuto.ru/chto_delat_esli_mashina_zastrjala_v_snegu_grjazi_ili_peske.html
- https://auto-pos.ru/66-shest-sposobov-kak-vyekhat-iz-gryazi-esli-zastryal.html