- Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок
- Функции
- 1. Шум.
- 2. Толщина составляет меньше 3 мм.
- 3. Шум металла.
- 4. Шпионы.
- 5. Эксплуатационный срок.
- Разновидности
- Полуметаллические
- Органические
- Низкометаллические
- Керамические
- Клееные колодки
- Заклепочные
- Плюсы и минусы
- Несколько мифов
- Металл или керамика?
- Отличия керамических тормозов
- Плюсы и минусы керамических тормозов
- Что выбрать?
- Разновидности тормозных накладок
- Материалы изготовления накладок
- Маркировка тормозных колодок
- Маркировка по рабочей температуре
- Маркировка по коэффициенту трения
- Способы производства тормозных накладок
- Лучшие производители
- Ferodo
- Hankook FRIXA
- Bosch
- Описание и характеристики качественных недорогих тормозных колодок
- Лучшие тормозные колодки для грузовых автомобилей
- TRW GDB1681
- Nisshinbo PF-2320
- Meyle 0140420402/S
- Маркон 5301-3501090
- Лучшие тормозные колодки для мотоциклов
- EBC FA192
- SBS 624HS
- Gold Fren Sintered S3 246
- Brenta FT 4115 Sintered
- Какие тормозные колодки лучше купить
- На что обратить внимание при выборе колодок?
- Влияние эксплуатационных характеристик на выбор тормозных колодок
- Как отличить подделку?
- Тормозные колодки какой фирмы лучше выбрать?
- С чего начать выбор нужной мне колодки?
- Чем вторичный рынок хуже первичного?
- Так чем же хуже вторичные колодки?
- Где купить вторичную колодку?
- Кто служит дольше? Колодки или диск?
- Как проверить износ тормозных колодок не снимая их?
- Признаки износа
- Увеличение тормозного пути
- Нарушение прямолинейности во время торможения
- Снижение жесткости тормозной педали и увеличение ее хода
- Снижение уровня тормозной жидкости
- Появление биения колес при торможении
- Появление скрипа и скрежета
- Появление темного налета или пыли на колесных дисках
- Когда следует менять тормозные колодки?
- Замена тормозных колодок своими руками
- Диагностика.
- Полезные советы:
Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок
В случае гидравлического привода нажатие на педаль тормоза передает давление на главный цилиндр. Далее усилитель дополнительно нагнетает давление тормозной жидкости при помощи поршней в главном цилиндре, а после прохождения по патрубкам ТЖ переходит к колесным цилиндрам. За счет большого давления поршни двигают колодки к барабанам или дискам.
В большинстве ТС установлены фрикционные (или механические) механизмы, которые, могут отличаться по принципу действия. Таким образом, самыми распространенными являются барабанные и дисковые тормоза.
Торможение движения колеса в случае с дисковой системой происходит за счет того, что поршни прижимают автомобильные колодки к диску. Естественно, что при отсутствии давления – элементы стремительно возвращаются в стартовое положение. В барабанной системе при приведении в действие гидравлического привода поршни расходятся.
Колодки прижимаются к барабану, вращающимся вместе с колесом. Процесс остановки происходит из-за трения барабана и накладками колодок. Стяжные пружины вернут колодки в обратное положение.
Физическую основу действия составляет преобразование энергии. Кинетическая энергия подвергается трансформации в тепловую из-за постоянного трения колодки о барабан, диск или колесную пару. При непосредственном торможении происходит необратимый процесс нагревания исполнительной пары и вбирание кинетической энергии.
Функции
Передние и задние тормозные колодки состоят из двух основных частей, это основная и фрикционная часть. Фрикционная часть соприкасается с поверхностью тормозного диска, поэтому и быстро изнашивается. В последнее время производители часто разрабатывают что-то новое для того, чтобы увеличить срок эксплуатации тормозных колодок.
Основной функцией, которую обязаны выполнять тормозные колодки, является замедление или остановка тормозного диска. Для того, чтобы справляться с этой задачей, в состав, из которого делаются передние тормозные колодки, входит много компонентов. Каждый производитель имеет свой определенный состав. Раньше производители в состав добавляли асбест. В состав он входил до тех пор, пока не выявили вредные свойства этого вещества.
Сегодня производители для того, чтобы скрепить фрикционные частицы, используют специальные составы, в основу которых входят органические вещества. Стоит учесть тот факт, что некоторые производители до сих пор в состав добавляют асбест, потому что он дешевле, чем органические вещества.
Для того, чтобы признать асбест вредным веществом, врачи производили специальные экспертизы, в ходе которых было выявлено что это вещество сильно влияет на здоровье водителя, пассажиров и пешеходов, которые движутся вдоль дороги или по пешеходному переходу. Вредны именно пары, которые выделяются из-за нагревания.
1. Шум.
Обычно первым сигналом, который отмечают автомобилисты, будут визжащие шумы при надавливании на педаль тормоза. Подобный звук вызывает небольшой датчик, встроенный в колодку именно для этого. Если этот шум слышно постоянно при торможении, есть смысл проверить тормоза, а именно колодки на степень изношенности.
Если в тормозную систему попала влага, к примеру, после дождя, небольшой слой пыли может появиться на колодках и вызвать эти же шумы при торможении. Когда звук пропадает после нескольких нажатий на тормоз, это значит, что на колодке появилась маленькая ржавчина и ее пока что не нужно менять.
2. Толщина составляет меньше 3 мм.
Можно внешне оценить деталь, чтобы определить, стоит ли их менять. Нужно осмотреть спицы шины, и заметить рельеф на роторе тормозов, если ширина колодки меньше 3 мм. Стоит учесть, что тормоза проверяет автомеханик, в особенности если со времени последней диагностики прошел значительный период времени.
3. Шум металла.
Когда слышится негромкий, глубокий звук по типу раздробления металла, это может означать, что трение затронуло уже не только колодки, но и поршни с дисками. В этом случае не нужно затягивать, а сразу ехать на СТО.
4. Шпионы.
На некоторых транспортных средствах на панели приборов имеется сигнальная лампочка, способная указать на то, когда нужно менять тормозные колодки. Необходимо почитать в инструкции к автомобилю, чтобы выяснить, есть ли в машине система, сигнализирующая о неисправности в системе торможения.
5. Эксплуатационный срок.
Обычно этого элемента хватает на расстояние в 45 — 50 тыс. км. Но все же точный ответ на то, на сколько может хватить колодок, зависит от модели транспортного средства и разумеется от того, кто сидит за рулем. К примеру, если автомобилист зачастую эксплуатирует автомобиль в городском режиме ему придется нажимать на тормозную педаль намного чаще, чем при поездках на загородных дорогах и скоростному шоссе. Определенный тип водителей в прямом смысле слова «ездит на тормозе», то есть нажимают на тормозную педаль намного чаще, чем другие автомобилисты. Соответственно при такой эксплуатации деталь способна износиться в разы быстрее.
Разновидности
Сегодня существует два вида передних и задних тормозных колодок, отличаются они лишь тем, из чего их делают. Есть асбестовые тормозные колодки и без асбеста. Различие их лишь в том, чтобы скрепить фрикционные элементы, в состав добавляется либо асбест, либо органические вещества.
Первый вид колодок рекомендуется заменять только в респираторе и очках для того, чтобы сохранить зрение. Не смотря на то, что это вещество такое вредное производители все равно делают изделия из него. Ведь асбест намного дешевле, чем органические вещества, в конце это отражается и на цене. Более того эти изделия покупают водители, даже не задумываясь о последствиях.
Второй вид подразумевает, что для того, чтобы закрепить все фрикционные элементы, используется металлическая стружка из мягких металлов. Они значительно дороже, чем первый тип. Обуславливается это тем, что они более термостойкие и меньше подвергаются износу. Также во время использования металлов в составе снижается шум при торможении, что является неоспоримым преимуществом.
Во время покупки колодок в магазине на коробке будет специальная маркировка, прочитав которую можно определить, из чего изготовлено изделие, и на какие условия оно рассчитано. Устройство любых тормозных колодок схоже по своей конструкции и составу.
Из маркировки можно узнать примерные сроки замены и правильные размеры тормозных колодок, при которых они могут эксплуатироваться.
Полуметаллические
Прежде всего стоит уточнить, что речь идет о фрикционном слое, которым колодки прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Этот слой приклеен специальным термоизолирующим клеем к металлическому каркасу колодки. Также в конструкции могут присутствовать антикоррозионное покрытие, шумоизолирующий слой и датчики износа, но основной компонент здесь — именно фрикционная смесь.
Рабочий слой полуметаллических колодок делают из железного либо медного порошка, графита и связующего компонента. Процентное отношение металлов может быть произвольным — от 30 до 60 процентов. Такие колодки относительно долговечны и хорошо отводят тепло от диска, но эффективность торможения невысока. По этой причине в Европе популярны модели с невысоким содержанием металлических компонентов.
Органические
Также известны по прозвищу Non-Asbestos. Перечень материалов для фрикционного слоя чрезвычайно широк — от толченого стекла до композитных материалов. В качестве связующего звена используются разнообразные термостойкие смолы. Волокнистая структура обеспечивает высокие показатели трения, однако в результате образуется большое количество пыли и гарантируется повышенный износ как дисков, так и самих колодок.
По этой причине они хорошо подходят для активных водителей, готовых доплатить за эффективность и закрыть глаза на повышенные расходы.
Низкометаллические
Некий гибрид между органическими и металлическими, но с добавлением в органический состав железного либо медного порошка и стружки в сравнительно невысоких концентрациях. Металл обеспечивает улучшенную теплопроводность и повышает коэффициент трения. Вместе с тем, низкометаллические колодки трутся довольно шумно и этот их недостаток ограничивает им путь в высшее автомобильное общество, где на скрипящий тормозами «Бентли» смотрят с нескрываемым осуждением. Зато активные водители снова довольны.
Керамические
Обещанный хайтек из мира гоночной техники. Керамический состав обеспечивает непревзойденный коэффициент трения и при этом износоустойчив. В сочетании с керамическими дисками можно добиться весьма существенных улучшений в тормозной динамике. Но с одной оговоркой — чтобы добиться максимальной отдачи керамику придется хорошенько разогреть, иначе ее эффективность едва ли превзойдет таковую у дешевых полуметаллических изделий.
Достигается это многократным торможением «в пол», что вполне обыденно на гоночном треке и совершенно невыполнимо в пробке в дождь. По этой причине, а также из-за высокой цены их распространение на гражданской технике довольно ограничено. Зато они сохраняют работоспособность при температурах вплоть до 800-900 градусов, тогда как потолок остальных — в три раза меньше.
Для улучшения характеристик замедления при низких температурах в состав добавляют композитные волокна — они даже в ненагретом состоянии «цепляются» за поверхность диска. В результате получаются колодки с адекватными характеристиками для использования в больших городах.
Клееные колодки
В данном случае фиксация фрикционного материала осуществляется посредством клеящего состава с проникающими свойствами. Износ таких колодок происходит непосредственно до основы. Это несколько увеличивает ресурс, однако может спровоцировать повреждения тормозного диска, если не заменить их вовремя.
Заклепочные
Они отличаются наличием специальных заклепок, которыми фрикционный слой крепится к пластине. Обычно их ресурс немногим меньше, чем у клееных. С другой стороны, когда становится слышен скрип заклепок о диск – пришло время замены.
Плюсы и минусы
Керамика в тормозной системе имеет свои преимущества и недостатки.
К плюсам относятся следующие свойства:
- уменьшение неподрессоренной массы, нагрузки на подвеску машины;
- трение не сопровождается выделением пыли;
- увеличение показателей трения и эффекта торможения при высоких температурах;
- длительный срок эксплуатации.
К минусам можно отнести следующие факторы:
- высокая стоимость;
- необходим прогрев перед эксплуатацией;
- в работе появляются скрипы.
Читайте также

Несколько мифов
Популярность и распространение керамических деталей тормозной системы привели к появлению необоснованных мифов:
- Керамические колодки оптимально подходят для спортивных болидов, так как быстро изнашивают тормозной диск. На самом деле существует любительская керамика, которая подходит для ежедневной эксплуатации. Колодки адаптированы для ежедневного использования.
- Колодки и тормозные диски должны быть из одного материала (керамики). Но эти элементы были разработаны именно для стальных дисков.
- Керамика быстро стирает тормозной диск. Последние испытания показали, что это утверждение ошибочно.
- Керамические элементы тормозной системы не надежны. Исследования показали, что новые колодки не так чувствительны к высоким температурам, которые образуются при трении. Они увеличивают безопасность торможения.
- Стоимость значительно превышает аналоги из других материалов. Большая разница была только при появлении колодок на отечественном рынке. Сейчас эти детали доступны каждому автолюбителю.

Металл или керамика?
При выборе материала для тормозных колодок следует учитывать несколько факторов: стиль вождения, а также средний скоростной режим.
Если водитель предпочитает спортивный тип управления автомобилем, с частыми, резкими нажатиями на тормоз, подойдут керамические элементы.
Для равномерного движения на средних скоростях по городу и обычным трассам достаточно будет обычных металлических деталей.
Читайте также
Постоянно растущие цены на бензин вынуждают водителей искать новые варианты экономии. Однако мало кто знает, что…
Выбирая элементы для системы торможения, следует принимать во внимание, как вы ездите и насколько быстро. Любителю скорости лучше покупать керамику. Для водителей, соблюдающих неагрессивный режим вождения, подойдут стандартные детали.
Отличия керамических тормозов
Основными элементами дисковых тормозных механизмов являются:
- тормозной диск;
- тормозные колодки;
- суппорт.
В обычных тормозах суппорт и диск изготовлены из металла, а колодки (накладки) – из смеси металла с асбестом. В процессе работы тормозных колодок возникает трение, которое преобразовывается в тепло. Выделившееся тепло сильно нагревает колодки и диски, что негативно сказывается на эффективности торможения. Для снижения их нагрева тормозные диски делают вентилируемыми. Применение асбеста также позволяет выдерживать высокую температуру и поглощать тепло, которое выделяется при торможении.

Однако для действительно тяжелых условий эксплуатации этих мер не достаточно, и температурный режим работы тормозов будет выше допустимого. Поэтому производители принялись внедрять новые материалы, которые бы одинаково хорошо выдерживали температурные нагрузки и обеспечивали необходимое трение. Так появились керамические накладки тормозных колодок и керамические диски.
Керамика изготавливается по следующей технологии: под давлением металлическая стружка в определенной пропорции смешивается с керамикой. Затем смесь запекается при высокой температуре. А итогом всего является керамический тормоз, обладающий высокой температурной стойкостью и другими полезными свойствами. К ним можно отнести:
- снижение вибрации и шумов;
- обеспечение постоянных коэффициентов трения в разных температурных диапазонах;
- более бережное отношение колодок к дискам за счет замены железосодержащих сплавов на медные.
На данный момент выпускается несколько модификаций керамических тормозов, рассчитанных на определенный стиль езды: street, sport, extreme. Первые подходят для повседневной езды, вторые предназначены для мощных спортивных автомобилей, которые могут ездить как по дорогам общего пользования, так и по гоночной трассе, а третьи устанавливаются только на гоночные автомобили, участвующие в соревнованиях, и не могут использоваться на обычных дорогах.
Плюсы и минусы керамических тормозов
Начнем с преимуществ керамических тормозов, часть из которых уже была перечислена в предыдущем пункте:
- Снижают неподрессоренную массу и нагрузку на подвеску за счет того, что керамический диск легче металлического.
- При трении практически не выделяется пыль.
- Увеличивают коэффициент трения и эффективность торможения в нагретом до высоких температур состоянии.
- Высокий срок эксплуатации керамических дисков за счет того, что они не содержат в своем составе сплав железа.

Переходим к минусам керамических тормозов:
- Высокая цена по сравнению с обычными тормозами.
- Требуют прогрева перед работой.
- При работе могут издавать скрип, который устраняется добавлением металлических примесей в состав дисков.
Что выбрать?
Делая выбор между керамикой и металлом, следует учитывать особенности эксплуатации автомобиля, а также стиль вождения конкретного автолюбителя. Керамические колодки оптимальны для агрессивного вождения, при котором требуется частое или резкое торможение. В этих условиях керамические колодки могут значительно сократить тормозной путь. Это могут быть спортивные или дорогие автомобили, которые двигаются с высокой скоростью при любых дорожных условиях.
Для движения по городским и проселочным дорогам достаточно будет металлических колодок. Высокая цена керамики не оправдывает ее применение в этих условиях.
Разновидности тормозных накладок
По назначению накладки бывают для тормозных механизмов:
барабанных;
дисковых.
Накладки для барабанных тормозных механизмов выполнены в виде дугообразной пластины, наружный радиус которой равен внутреннему радиусу барабана. Устанавливаются в каждом колесном тормозном механизме по две штуки.
Накладки в виде плоских серпообразных пластины используют для дисковых тормозов.
По месту монтажа:
установка в колесных тормозных механизмах;
установка в механизме стояночного тормоза.
Материалы изготовления накладок
Изготавливают накладки тормозных колодок из смеси полимеров, асбестов и других веществ. Раствор включает в себя множества различных компонентов. В качестве основы выступает либо асбест, либо полимер.
Поэтому все эти накладки делятся на две большие категории: асбестовые и безасбестовые.
Асбестовые
В основе изделия – асбестовые волокна, в частности хризотил-асбест. Он используется в качестве каркаса, скрепляя и удерживая остальные составляющие. Изделия получаются мягкими, но отличаются высоким коэффициентом трения. Значительно снижают износ тормозного механизма.
Безасбестовые
В качестве основного компонента используются полимеры или минеральные волокна. Более жесткие и шумные, по сравнению с асбестовыми. Но являются менее вредными для окружающей среды.
В качестве дополнительных компонентов каждый производитель использует разные материалы: металлическую стружку, каучук, керамику, медь, полимеры.
Состав смеси постоянно дорабатывается, меняется процентное соотношение компонентов. Производители держат в секреты собственные рецепты и разработки.
Наше предприятие производит фрикционные накладки тормозных колодок как из асбестовых, так и безасбестовых материалов.
Маркировка тормозных колодок
Чтобы мы смогли разобраться в типах фрикционного материала, не прибегая к лабораторным исследованиям, производитель маркирует колодки по нескольким параметрам — по типу использования, по составу фрикционной смеси, по максимальной рабочей температуре.
Маркировка по рабочей температуре
Проще всего выполнять маркировку цветом. Единых жестких стандартов в этом плане нет, но в общем порядочные производители придерживаются такой классификации: И все же главный показатель, на который мы будем обращать внимание при выборе колодки — это коэффициент трения. Он обозначается литерой μ в спецификациях, а на самой колодке — кодом. Дело в том, что μ величина не постоянная, она изменяется в зависимости от изменения температуры рабочей поверхности в месте контакта в диском, от влажности и массы других факторов. В таблице ниже указаны значения μ и соответствующие литеры в маркировке колодки. Для производства тормозных фрикционных накладок готовят смесь из основного компонента и дополнительных веществ. Затем помешают в форму и под пресс либо при стандартных температурах, либо при высоких. Производством тормозных колодок занимается очень много японских, немецких, американских итальянских и других компаний. Российский автомобильный рынок предлагает покупателям лишь малую часть от выпускаемых во всем мире деталей. Однако даже в представленных колодках неопытному водителю довольно легко запутаться. Поэтому стоит знать о популярных моделях и лучших фирмах-производителях по мнению покупателей. Продукции этой компании доверяют многие автолюбители. На сегодняшний день компания поставляет высококачественные элементы тормозной системы не только ведущим производителям транспортных средств, но и на вторичный рынок комплектующих. Поставляет оригинальные запчасти для восьми самых популярных автомобилей европейского производства. Корейский производитель, выпускающий тормозные колодки дискового и барабанного типа в основном для корейских транспортных средств. Однако они также подходят для российских машин ВАЗ при подкладке специальных ограничительных колец. Наибольшей популярностью пользуется модельный ряд накладок Frixa S1 с противоскрипными пластинками. По отзывам владельцев авто, установивших колодки от этой компании, запчасти служат довольно долго и имеют не высокую цену. Немецкий бренд, имеющий большую популярность во всем мире. Выпускает запчасти для дисковых и барабанных типов тормозов не только для иномарок, но и для японских машин из Азии, отечественных автомобилей. Основные рабочие компоненты тормозной системы от производителя уверенно тормозят, не скрипят, служат верой и правдой не один десяток тысяч километров. Самыми бюджетными прокладками считаются детали, изготовленные для стран «третьего мира». Так как в этих государствах производство значительно упрощено, качество изготавливаемой продукции не отличается высоким качеством. Однако среди подобного товара довольно часто встречаются достойные запчасти. Кроме того, такой суппорт имеет бюджетную цену. Такие модели обладают высокой прочностью и не боятся воздействия экстремально высоких температур. Они отличаются шумностью работы, однако устойчивы к сложным условиям эксплуатации. Длина предупреждающего контакта составляет 160 миллиметров, габариты самих колодок — 19,2х169,2х61,5 мм. Датчики износа облегчают контроль рабочего состояния компонентов и гарантируют своевременную замену. Достоинства: Недостатки: TRW GDB1681 совместимы с тормозными системами Brembo. Надежное решение для установки на грузовики Citroen, Fiat, Peugeot и др. Низкое содержание металла во фрикционной смеси повышает устойчивость колодок к перегреву и ускоряет остывание. Они стабильны при эксплуатации в условиях частого экстренного торможения, а также под воздействием агрессивных смесей. Габариты новых колодок — 160,8х49,4х17 мм. Датчики износа оснащены звуковыми сигнализаторами. С их помощью владелец может своевременно отреагировать на необходимость замены компонентов для предупреждения опасной ситуации. Достоинства: Недостатки: Nisshinbo PF-2320 приобретают для установки на переднюю ось грузовиков Nissan, Ford, Volkswagen и др. Диаметр колодки составляет 170 миллиметров, ширина — 40 мм. В комплектацию входят все необходимые компоненты для самостоятельной установки панелей. Это позволяет быстро заменить износившиеся тормоза при наличии инструмента. Достоинства: Недостатки: Meyle 0140420402/S устанавливаются на заднюю ось грузовиков. Это недорогие, но вполне надежные колодки для барабанных систем. Размеры колодок — 160х79,2х16 миллиметров. Пластины плотно прижимаются к дискам и не повреждают их при экстренном срабатывании. Они не подвержены быстрому истончению и не боятся воздействия агрессивных сред. Достоинства: Недостатки: Колодки Маркон устанавливают на малотоннажные грузовики, вроде ЗИЛ-5301 и его аналогов. Такие модели отличаются высоким коэффициентом трения и обеспечивают эффективность резкого торможения. Они имеют небольшие габариты, удобны при монтаже, устойчивы к сложным погодным условиям. Габариты колодок 20х12х1,5 см, вес — 250 г. Их применение не вызывает повреждения дисков вне зависимости от условий эксплуатации. Опорные пластины закреплены по системе Nucap, что исключает вероятность отсоединения компонентов при длительном использовании. Достоинства: Недостатки: EBC FA192 рекомендованы для установки на классические мотоциклы, крузеры или чопперы. Прекрасный выбор для эксплуатации в городских условиях. Габариты — 55х69,8х8,5 мм. Пластины могут использоваться совместно с дисками из чугуна или стали. Плотность прилегания и первоначальная толщина сохраняются после 15 000 пройденных километров. Достоинства: Недостатки: SBS 624HS предназначены для использования в сложных условиях. Такие колодки стоит присмотреть владельцам спортивных байков или тяжелых туристических крузеров. Применение металлических добавок делает пластины более жесткими и износостойкими. Для максимального распределения тепловой нагрузки и быстрого охлаждения смесь наклеена на бронзовую накладку. Достоинства: Недостатки: Gold Fren Sintered рекомендованы владельцам мотоциклов Harley-Davidson и других дорожных моделей. Размеры — 37,8х48,9 мм при толщине 7,8 мм. Платформы выполнены из литого под давлением алюминия и не боятся большой ударной нагрузки. В комплект включены пружины для быстрой установки. Достоинства: Недостатки: Tarazon FA369/4HH стоит приобрести для использования на тяжелых или спортивных мотоциклах, а также для моделей Kawasaki или Suzuki. Главной характеристикой колодок является рабочая температура. Необходимый максимальный показатель зависит от специфики использования транспортного средства. Для эксплуатации в условиях города будет достаточно моделей, выдерживающих температуру 300-350 °C. Гоночные накладки должны быть рассчитаны на 900 °C и более. От материала изготовления во многом зависит износостойкость колодок. Слишком мягкие накладки быстро истираются, чрезмерно жесткие — повреждают тормозные диски. Для соблюдения необходимого баланса производители используют различные синтетические материалы. К хорошо зарекомендовавшим себя относятся кевлар, каучук, специальные минеральные волокна. Следует периодически проверять состояние колодок. Они должны вплотную прижимать тормозные роторы и иметь толщину не менее 1 см. Как правило, колодки фиксируются при помощи специальных клеевых составов либо усиленных заклепок. При использовании первого способа пластины служат несколько дольше, однако их несвоевременная замена может привести к разрушению диска. Важно определить коэффициент трения моделей. Он указывается в виде заглавных букв латинского алфавита: Высокий коэффициент трения обеспечивает лучшее сцепление колодки с тормозным диском и барабаном. Эффективность работы тормозной системы определяет безопасность водителя и пассажиров. Поэтому нужно внимательно отнестись к выбору деталей. Первое, на что нужно обратить внимание — производитель. Покупайте только продукцию известных брендов и только у проверенных продавцов, которые не торгуют подделками. Наличие в упаковке мусора и стружки, сколы с трещинами на поверхности фрикционного слоя говорят о низком качестве продукции. При покупке колодок нужно учитывать три ключевых момента: «Гоночные» колодки, рассчитанные на работу при температуре до 800-900 градусов, не дают преимуществ при нормальном вождении. Для эффективного торможения они должны быть предварительно разогреты минимум до 150 градусов. Ценителям спокойной манеры езды можно посоветовать полуметаллические и низкометаллические колодки. Они недорого стоят, медленно изнашиваются и обеспечивают достойную эффективность торможения. Тормозные колодки можно отнести к высоконагруженным элементам автомобиля. В зависимости от манеры и условий езды температура рабочего материала колодок достигает 300 – 350 °С в обычной эксплуатации, и поднимается до 800 – 900 °С при спортивной и экстремальной езде. Конечно, если речь идёт об эксплуатации в обычных условиях и с умеренной манерой езды, температурный порог не превышает 250 °С. Обеспечение стабильности коэффициента трения в рабочем диапазоне температур важно для эффективности торможения, и это надо учитывать при выборе тормозных колодок. Хорошим показателем считается коэффициент трения в диапазоне 0,35 – 0,50. Именно такие показатели обеспечиваются поставщиками оригинальных деталей на колодках, идущих на заводской конвейер автопроизводителей. Несколько ниже (0,25 – 0,35) пороговые значения коэффициента трения у так называемых неоригинальных (альтернативных) поставщиков. Но для умеренного стиля вождения в городских условиях этого бывает достаточно. Более низкие значения коэффициента трения не обеспечат ни эффективного торможения, ни приемлемых показателей долговечности. Зато у таких тормозных колодок обычно весьма привлекательная низкая цена, на что и попадаются незадачливые автолюбители. Пробег до максимально допустимого износа – другой важный эксплуатационный показатель. На интенсивность износа в первую очередь влияет качество фрикционного материала с одной стороны и манера и условия вождения с другой. Если при определенной манере и условиях вождения водитель выбирает дешёвые тормозные колодки, средний ресурс которых составит 10 – 15 тыс. км вместо оригинальных, обеспечивающих пробег 20 – 25 тыс. км, то понятно, что в итоге эксплуатационные расходы в первом случае будут выше (не говоря уже о функциональных характеристиках). Как тут не вспомнить поговорку, что скупой платит дважды. Выше мы разобрались на что обратить внимание и как выбрать тормозные колодки. Однако, покупать их самому достаточно рискованно, потому что можно нарваться на подделку. Даже проверенные магазины могут по ошибке закупить некачественные подделки. Поэтому при покупке колодок стоит осмотреть упаковку и сами детали. Качественные изделия отличаются следующими признаками: Ведущие производители применяют передовой метод защиты от подделок — кодировка товара. На упаковку наносится уникальный номер, подлинность которого можно проверить на сайте компании. И не следует покупать дешевые колодки. Демпинговая цена — верное свидетельство плохого качества материала накладок. В магазинах представлены запчасти от десятков старых и новых брендов. Наибольшей популярностью у владельцев российских и импортных автомобилей пользуются следующие производители колодок: Даже если вы подбираете колодки для старой недорогой машины, не следует покупать дешевые детали от китайского «нонейма». В экстремальной ситуации все решают секунды реакции и считанные метры тормозного пути. Поэтому ключевое условие безопасности — хорошие тормоза и качественные колодки. Они способны сохранить ваше имущество, здоровье и даже жизнь. С номера оригинальной детали. Его найти несложно — в дилерском центре всегда подскажут. Деталь с таким номером могут производить несколько фирм. Но следует помнить, что оригинальная колодка будет по определению и самой дорогой. Если вопрос об экономии не стоит, то это — лучший выбор. Продукция, идущая на конвейер, распространяется в основном через авторизованные дилерские центры, но иногда поступает и в обычные автоцентры. Но уж если решили не экономить, то лучше платить у официалов. Это будет стопроцентное попадание «в оригинал». А если хочется сэкономить? Тогда нас ждет продукция для вторичного рынка. Ничем! Так обычно говорят производители. Мол, тот же конвейер, та же технология. Но не всегда это именно так. К примеру, если конвейерная колодка испытывается по десятку с лишним параметров, то ее вторичная подруга — преимущественно по трем. Это плотность крепления материала к несущей пластине, тест на сжимаемость фрикционного материала и динамометрические испытания по замеру трения. Это обязательные тесты для вторичного рынка Европы. На такую продукцию ставят клеймо R90 на соответствие одноименным правилам. Без этого клейма колодка не может быть продана на вторичном рынке в странах Евросоюза. У них может быть несколько иной состав фрикционной смеси. Они могут чуть хуже тормозить, иметь меньший ресурс. Однако разница с оригиналом исчисляется несколькими процентами — не более. Проблема совсем в другом. Соответствие правилам R90 не обсуждается — наличие клейма обязательно. Но номер такой колодки будет отличаться от оригинального, а потому для покупателя возможны приключения. Какие — понятно, в общем-то… Предстоит обнаружить кросс-ссылку, которая выведет вас с номера оригинальной колодки на неоригинальную. Тут может помочь продавец — в профильных торговых точках всегда есть база данных: например, база TecDoc. В нее загружают информацию большинство серьезных поставщиков, в том числе и упомянутые выше. Перед покупкой желательно сопоставить свою старую колодку с новой: компьютеры тоже умеют подвирать. Но и тут возможны «приключения»: следует помнить, что различия по внешнему виду вполне допустимы! Колодки могут отличаться, допустим, покрытием, которое снижает вибрации и шум. Колодка премиум-класса имеет, как правило, металлическую антишумовую пластину. А вот колодки эконом-класса и среднего сегмента — резиновое, типа мастики, как правило, с неровной поверхностью. По своим характеристикам эти типы покрытий могут быть идентичными, но металлическая антишумовая пластина выглядит намного эстетичнее и меньше подвержена повреждениям в сравнении с покрытием типа мастики. Можно ли ставить такие колодки на дорогую машину? Тут опять некоторое лукавство — многое зависит от владельца. Один даже «старушку» будет гонять к официалам, другой сразу же после окончания гарантии уйдет «налево». И в этом случае он будет искать только бюджетный вариант. Лучше всего — у тех же официалов: они, как правило, предлагают как оригинальные запчасти, так и более доступные по цене — для послегарантийных машин. Опять-таки, речь идет о надежности продавца. Понятно, что к автодилерам поедут далеко не все, потому что изначальная цель поиска вторичных колодок была простая: сэкономить. Есть и более дешевые места — сетевые розничные магазины вроде «Авто-49», и интернет-магазины типа Exist. Но с этого момента опять начинается лотерея, потому что, не будучи специалистом, отличить колодки премиум-качества от собратьев более низкого ранга уже почти невозможно. Некоторые производители, например, Federal-Mogul (колодки Ferodo Premier) или Continental (колодки ATE), используют систему PrioSpot для защиты своей продукции от подделок. Однако простому смертному разобраться в этом очень тяжело. Сегодня — диск, конечно же. Как правило, 2–3 замены колодки — одна замена диска. Но диск не вечен, у него обычно есть маркировка по минимально допустимой толщине. Допустим она составляет 9 мм, однако человек упрямо может ездить до момента, пока диск не износится, скажем, до 4 мм. В этом случае выделяемое тепло уже не будет эффективно отводиться. Масса диска становится меньше, от перегрева он начинает деформироваться, его может «повести», а в худшем случае рабочая часть может отсоединиться от ступичной. Это — реальность. Вибрация при торможении может быть вызвана деформацией тормозного диска. В этом случае поврежденную деталь нужно немедленно заменить. «Провалы» при нажатии педали могут быть следствием разгерметизации системы и утечки тормозной жидкости. Кроме косвенных методов, существует точный и надежный способ проверки состояния колодок — визуальный осмотр. На машине с дисковыми тормозами достаточно снять колесо и измерить толщину накладки. Колодки подлежат замене, если толщина фрикционного слоя меньше 5 мм. С барабанными тормозами сложнее. Для осмотра колодок придется снимать колесо, а затем тормозной барабан. Зато вы сможете убедиться не только в достаточной толщине накладок, но и в отсутствии трещин и сколов. Отвечая на вопрос: «как часто менять тормозные колодки?» необходимо для начала рассмотреть признаки, по которым определяется предельный износ колодок. От того, насколько они стерты или пришли в негодность зависит частота замены. Определить предельный износ тормозных колодок можно по различным косвенным признакам. Необходимо лишь правильно интерпретировать и не игнорировать их. Симптомами износа тормозных колодок являются: То есть, ввиду того, что фрикционный материал максимально стерт, а соприкосновение колодки с диском происходит за счет металлического основания, то и коэффициент торможения снижается, увеличивая длину тормозного пути. Это возможно при неравномерном износе тормозных колодок и неправильной работе суппорта, при котором один из дисков зажимается сильнее. Еще один признак неисправности тормозной системы, в том числе износа тормозных колодок. Кроме того, если вы нажали на педаль тормоза, а она не вернулась в обратное положение, то это говорит о том, что колодки стерлись полностью, а сама она из-за высокой температуры пригорела к диску. Положение исправит только ремонт с заменой диска и колодок. Ввиду того, что при износе накладок ширина колодки уменьшается — поршням суппорта приходится при торможении выдвигаться дальше, что уменьшает уровень тормозной жидкости в бачке. Это происходит из-за разрушения тормозных колодок, появления в них трещин, сколов и попадания туда частичек грязи. Этот признак износа появляется тогда, когда фрикционный материал стирается полностью, а торможение происходит за счет металлического основания колодки. Темная угольная пыль – признак истирания фрикционного материала. Металлическая пыль – признак стирания тормозного диска основанием изношенной тормозной колодки. Кроме того, современные автомобили комплектуются специальными электронными датчиками, показывающими состояние колодок и уровень их изношенности. После того, как накладка сотрется до критического уровня на панели загорится лампочка. В механических датчиках в подобных условиях будет слышен металлический скрип и скрежет, который издает пластина, закрепленная за основание колодки, которая при стирании накладки до минимального значения начинает соприкасаться с тормозным диском. Это явный признак того, что пора менять колодки. Еще одним способом определения уровня износа колодок является их визуальный осмотр. Если фрикционный слой истерт и ширина его составляет менее 5 мм, то такую колодку необходимо менять. Критической толщиной накладки считается 1,5 – 2 мм. Наличие на колодке маслянистой жидкости и ее неравномерный, заметный глазу, износ также являются основанием для замены. Таким образом, ответ на вопрос «через сколько менять тормозные колодки?» прост. При первом возникновении вышеописанных признаков. А вообще не желательно доводить износ накладок колодки до уровня меньше 5 — 6 мм, так как это может привести к износу тормозных дисков, течи тормозных цилиндров и полному отсутствию тормоза автомобиля. При уменьшении толщины фрикционной накладки тормозной колодки менее 5мм скорость износа оставшегося фрикционного материала существенно возрастает, так как перегрев колодки возникает значительно быстрее, что увеличивает скорость стирания накладки. При толщине фрикционного материала 4 мм и менее необходимо производить замену колодок для дисковых тормозов. Основные проблемы в работе тормозной системы: шум при торможении, увеличение тормозного пути. Большая часть водителей, конкретнее, мужчин, любит возиться с машиной самостоятельно. Если вы относитесь к этой категории людей, эта информация для вас! 1. Проверить состояние всех тормозных колодок на всех колесах. В ряде случаев встречается неравномерный износ фрикционных накладок колодок. На внутренней колодке, которая менее доступна для осмотра, износ может быть выражен сильнее, чем на наружной колодке. Износ может быть неравномерным и на одной колодке, например, когда на одном полюсе колодки толщина фрикционной накладки составляет 5мм, а на противоположном полюсе – 1мм. Устранение неполадки – замена тормозных колодок. 2. Проверить наличие загрязнений: в щель между тормозным диском и колодкой может попасть песок или мелкий камень, в зазорах между тормозной колодкой и суппортом или монтажной клипсой может скопиться грязь. Устранение неполадки – очистка загрязненных элементов. 3. Проверить состояние крепежных элементов: крепежных клипс и противоскрипных пластин. Устранение неполадки – если какие-либо элементы отсутствуют либо повреждены коррозией необходимо заменить изношенные детали и нанести смазку там, где это необходимо. 4. Проверить состояние тормозных суппортов. Устранение неполадки – замена изношенных деталей либо всего суппорта целиком. 5. Проверить состояние тормозных дисков. 1. Проверяйте состояние тормозных колодок каждые 20 000-30 000 км. 2. При небольших годовых пробегах (5000-10000 км) проверяйте состояние тормозных колодок раз в 1-2 года. 3. Проверяйте состояние тормозных колодок при появлении шумов при торможении. 4. Проверяйте состояние тормозных колодок при изменении обычного характера торможения. Иллюстрации изношенных частей колодок: Противоскрипные пластины со следами коррозии, требуется замена Неравномерный износ фрикционной накладки на разных полюсах колодки: Неравномерный износ фиркционной накладки на разных полюсах колодки. Толщины на одном полюсе — 0 мм, на противоположном — 2мм. Износ фрикционной накладки до металла: А вот что иногда может тоже случиться: скол половины фрикционной накладки тормозной колодки: Для сравнения приводим вид нормального износа колодки: Как мы видим, при нормальном износе колодок толщина фрикционной накладки одинакова на всей поверхности и составляет в данном случае — 4мм. Поверхность — гладкая.
Маркировка по коэффициенту трения
Как правило, этот показатель указывается в конце кода колодки в виде двух литер. Первая обозначает μ при температуре около 95 градусов, вторая — при 316 °С. Маркировку ищем на тыльной стороне колодки там, где указан ее каталожный номер (артикул).Способы производства тормозных накладок
При стандартных температурах
Смешанные компоненты укладывается в подготовленные формы, попадают по пресс без какого-либо воздействия температур. Некоторые компании подвергают накладки воздействию высоких температур уже после формовки. Такие изделия стоят дешевле, но не отличаются долговечностью.
При высоких температурах
Раствор укладывают в форму и прессуют под воздействием высокой температуры. Изготовленные таким способом фрикционные тормозные накладки отличаются долгим сроком службы. Независимо от типа прессования, конечный этап изготовления – шлифование.
Производители фрикционных накладок учитывают конструктивные и технические особенности транспортных средств, поэтому для каждого автомобиля создаются отдельные модели накладок.
Для определения степени износа тормозных накладок и необходимости их замены используют один из трех индикаторов: специальную метку, углубление или ступеньку. Некоторые производители рекомендуют менять накладки каждые 15 000 км пробега.Лучшие производители
Ferodo
Hankook FRIXA
Bosch
Описание и характеристики качественных недорогих тормозных колодок
Лучшие тормозные колодки для грузовых автомобилей
TRW GDB1681
Nisshinbo PF-2320
Meyle 0140420402/S
Маркон 5301-3501090
Лучшие тормозные колодки для мотоциклов
EBC FA192
SBS 624HS
Gold Fren Sintered S3 246
Brenta FT 4115 Sintered
Какие тормозные колодки лучше купить
На что обратить внимание при выборе колодок?
Влияние эксплуатационных характеристик на выбор тормозных колодок
Как отличить подделку?
Тормозные колодки какой фирмы лучше выбрать?
С чего начать выбор нужной мне колодки?
Чем вторичный рынок хуже первичного?
Так чем же хуже вторичные колодки?
Где купить вторичную колодку?
Кто служит дольше? Колодки или диск?
Как проверить износ тормозных колодок не снимая их?
Для проверки состояния деталей не обязательно обращаться на СТО. Колодки на продвинутых моделях автомобилей оснащены датчиками. Поэтому о необходимости их замены напомнит индикация бортового компьютера. На машинах попроще такие датчики отсутствуют. Определять износ колодок не снимая их приходится по косвенным признакам:
Признаки износа
Увеличение тормозного пути
Нарушение прямолинейности во время торможения
Снижение жесткости тормозной педали и увеличение ее хода
Снижение уровня тормозной жидкости
Появление биения колес при торможении
Появление скрипа и скрежета
Появление темного налета или пыли на колесных дисках
При возникновении подобных признаков стоит обратить внимание на тормозные колодки и их состояние. Ведь при их критической изношенности могут возникнуть более серьезные проблемы в виде заклинивания тормозных колодок и разрушения ступичных узлов.Когда следует менять тормозные колодки?
Замену барабанных колодок следует производить при толщине фрикционной накладки 2 мм и менее.Замена тормозных колодок своими руками
Диагностика.
Необходимо проверить тормозные колодки на предмет разрушения фрикционных накладок в виде растрескивания, отделения накладки от корпуса колодки. При толщине фрикционного материала 4 мм и менее необходимо производить замену колодок для дисковых тормозов. Замену барабанных колодок следует производить при толщине фрикционной накладки 2 мм и менее.
Могут встречаться повреждения резиновых защитных чехлов направляющих суппорта и поршня суппорта, люфт направляющих суппорта, затрудненная подвижность элементов суппорта, подтекание тормозной жидкости.
Наличие неровностей, коробление плоскости, уменьшении толщины диска ниже допустимого значения требуют либо проточки, либо замены тормозных дисков на новые.Полезные советы: