Редуктор заднего моста ВАЗ 2106: передаточное число и другие технические характеристики, неисправности и ремонт, замена сальника, инструкции

Содержание
  1. Редуктор заднего моста, устройство редуктора заднего моста
  2. Принцип работы
  3. Где находится редуктор заднего моста
  4. Редуктор заднего моста ВАЗ 2106. Устройство
  5. Передаточное число заднего редуктора
  6. Подшипники
  7. Планетарная пара
  8. Виды устройства
  9. На что влияет редуктор заднего моста и как его отрегулировать
  10. Редуктор заднего моста, почему он может выйти из строя
  11. Гипоидная передача и магия чисел редукторов ВАЗ
  12. Неисправности и ремонт редуктора ВАЗ 2106
  13. Как проявляются неисправности моста
  14. Чрезмерный шум со стороны задних колёс
  15. Постоянный шум заднего моста во время движения
  16. Шум при разгоне машины
  17. Шум при ускорении и торможении мотором
  18. Шумы на поворотах
  19. Стук в начале движения
  20. Течь масла
  21. ↑ Диагностика деталей редуктора
  22. Обязательно ли менять его?
  23. Ремонт или замена, что лучше
  24. Готовим инструменты
  25. Замена заднего моста ВАЗ 2106
  26. Замена масла в заднем мосте ВАЗ 2106
  27. Замена типа редуктора
  28. Снятие редуктора заднего моста ВАЗ 2107
  29. Ремонтные работы
  30. Демонтаж редуктора
  31. Замена манжеты
  32. Разборка редуктора
  33. Разборка дифференциала
  34. Дефектовка деталей
  35. Сборка и регулировка редуктора
  36. Различия в редукторах заднего моста ВАЗ
  37. Редукторы на машине 2107
  38. Разборка редуктора и замена сателлитов

Редуктор заднего моста, устройство редуктора заднего моста

Как мы указывали выше, редуктор заднего моста состоит из двух основных частей.

Одной из этих частей является главная передача.

В зависимости от устройства главные передачи делятся на одинарные и двойные.

Одинарная главная передача передает крутящий момент от мотора машины на колеса при помощи одной зубчатой пары.

Соответственно, двойная главная передача, имеет две зубчатые пары. Двойная главная передача может быть, как центральной (более простая конструкция, имеет большое передаточное число, но и большую нагрузку на элементы системы), так и разнесенной (это более сложная конструкция, она компактна и более эффективна в работе, компактность позволяет увеличить автомобилю дорожный просвет).

Рассмотрим более подробно одинарные главные передачи, они бывают разной модификации:

-при расположении шестерни водной плоскости, одинарные главные передачи называются цилиндрическими. У этих передач имеется максимальный коэффициент полезного действия и передаточное число от 3,5 до 4,2;

-если шестерни расположены перпендикулярно относительно друг друга, такие одинарные главные передачи называются коническими. Конические передачи имеют высокий коэффициент полезного действия, но более объемную конструкцию и занимают много места;

-червячные одинарные главные передачи зарекомендовали себя бесшумной работой и компактностью. К недостаткам можно отнести низкий коэффициент полезного действия и сложность в изготовлении конструкции;

-гипоидные одинарные главные передачи имеют малый размер, поэтому конструкция является легкой. Такие передачи надежно передают усилия двигателя на задний мост, но имеют средний коэффициент полезного действия.

Следующим составляющим элементом редуктора заднего моста является дифференциал.

Перед дифференциалом стоит задача распределить крутящий момент между ведущими колесами и ведущими мостами.

Если машина начинает скользить или буксовать, дифференциал поможет с помощью различной скорости вращения колес.

Принцип работы

Вот основные этапы передачи крутящего момента от мотора к редуктору:

  • водитель запускает двигатель, и коленвал начинает вращаться;
  • с коленвала крутящий момент передаётся на диски сцепления автомобиля, а затем уходит на первичный вал коробки скоростей;
  • когда водитель выберет нужную передачу, крутящий момент в коробке скоростей переходит на вторичный вал выбранной передачи, а оттуда — на карданный вал, соединённый с коробкой скоростей специальной крестовиной;
  • кардан соединён с редуктором заднего моста (поскольку задний мост располагается далеко от двигателя, кардан «семёрки» представляет собой длинную вращающуюся трубу с крестовинами на концах). Под действием кардана начинает вращаться основной редукторный вал;
  • вращаясь, редуктор распределяет крутящий момент между полуосями задних колёс, в результате начинают вращаться и задние колёса.

Где находится редуктор заднего моста

Как видно из названия, редуктор ВАЗ 2107 находится в задней части автомобиля. Размещается он внутри заднего моста, а прикручен к нему посредством восьми болтов. С другой стороны редуктора, к фланцу, прикручивается карданный вал автомобиля.

Редуктор заднего моста ВАЗ 2106. Устройство

Редуктор заднего моста во всех классических моделях ВАЗ установлен в картере заднего моста и состоит из двух основных узлов:

  • конической главной передачи гипоидного типа;
  • межколесного дифференциала.

Дифференциал имеет одинаковую конструкцию на всех заднеприводных автомобилях, за исключением полноприводной Нивы. Там иногда устанавливается самоблокирующийся дифференциал. Но на шестерке он ни к чему, поэтому оставим его пока в покое.

Главная передача гипоидного типа, выполнена в виде двух косозубых шестерен — ведущей и ведомой. Ведущая шестерня жестко связана с карданным валом автомобиля, установлена на валу на запрессованных в картер подшипниках. Вал ведущей шестерни связан с фланцем крепления кардана шлицевым соединением и законтрен гайкой, которой регулируется люфт подшипников, но об этом немного позже. Ведомая шестерня закреплена на картере дифференциала, вместе с ним и вращается на подшипниках. Они закреплены при помощи регулировочных гаек, которыми регулируется зазор между зубьями в зацеплении главной передачи. Вращение на полуоси передается посредством конических шестерен, которые входят в зацепление с шестернями сателлитов дифференциала. Немного запутанно, но если посмотреть на схему, все сразу прояснится.

Передаточное число заднего редуктора

Основной характеристикой любой зубчатой передачи является её передаточное число. Оно представляет собой отношение количества зубьев на ведомой шестерне к количеству зубьев на шестерне ведущей. На ведомой шестерне заднего редуктора ВАЗ 2107 имеется 43 зуба. А на ведущей шестерне 11 зубьев. Поделив 43 на 11, мы получаем 3.9. Это и есть передаточное число на редукторе ВАЗ 2107.

Здесь же следует отметить ещё один важнейший момент. ВАЗ 2107 выпускался много лет. И в разные годы на него ставились редукторы с разными передаточными числами. Например, самые ранние модели «семёрок» комплектовались редукторами от ВАЗ 2103, передаточное число которых составляло 4.1, то есть соотношение зубьев там было 41/10. На более поздних «семёрках» передаточное число вновь изменилось и составляло уже 4.3 (43/10) и только в самых новых «семёрках» это число составляет 3.9. В силу вышеизложенных причин водителю часто приходится самостоятельно определять передаточное число своего автомобиля. Вот как это делается:

  • автомобиль устанавливается на нейтральную передачу;
  • задняя часть машины поднимается с помощью двух домкратов. Одно из задних колёс надёжно фиксируется;
  • после этого водитель вручную начинает поворачивать карданный вал машины. Необходимо сделать 10 оборотов;
  • вращая карданный вал, необходимо подсчитать, сколько оборотов сделает незафиксированное заднее колесо. Количество оборотов колеса следует поделить на 10. Полученное число и является передаточным числом заднего редуктора.

Подшипники

Вращение всех шестерён редуктора обеспечивается подшипниками. В задних редукторах ВАЗ 2107 на дифференциале используются однорядные роликовые подшипники, причём ролики там имеют коническую форму. Маркировка подшипников — 7707, номер по каталогу — 45–22408936. Цена подшипника на рынке сегодня начинается от 700 рублей.

Все подшипники заднего редуктора «семёрки» роликовые, однорядные, конические

Ещё один подшипник установлен в хвостовике редуктора (т. е. в той части, которая соединяется с карданом). Это тоже конический роликовый подшипник с маркировкой 7805 и каталожным номером 6–78117У. Стандартные вазовские подшипники хвостовиков сегодня стоят от 600 рублей и выше.

Планетарная пара

Главное назначение планетарной пары в заднем редукторе ВАЗ 2107 состоит в снижении оборотов мотора. Пара снижает обороты коленвала примерно в 4 раза, то есть если коленвал мотора вращается со скоростью 8 тыс. об/мин, то задние колёса будут вращаться со скоростью 2 тыс. об/мин. Шестерни в планетарной паре ВАЗ 2107 являются косозубыми. Такое решение выбрано не случайно: косозубая передача работает почти в два раза тише по сравнению с прямозубой.

Планетарная пара имеет косозубую передачу для снижения уровня шума

Но у косозубых планетарных пар есть и минус: шестерни по мере износа могут смещаться вдоль своих осей. Однако эта проблема актуальна для гоночных автомобилей, в задних мостах которых стоят исключительно прямозубые передачи. А на ВАЗ 2107 за все годы выпуска этой машины стояли исключительно косозубые планетарные пары.

Виды устройства

Редуктор ваз может быть различных видов в зависимости от комплектующих. Шестерни основной передачи имеют необычную форму, а зубья находятся под разнообразными углами. Объясняется это тем, что используется передача гипоидного вида. Главным ее достоинством является низкий уровень шума, работа без рывков и пониженная нагрузка на каждый зубец. Таким образом, весь механизм можно эксплуатировать долгое время и как показывает опыт, довольно надежно. Такой же редуктор ставится на многие другие модели отечественных авто.

Виды редукторов заднего моста ВАЗ 2106

Помимо этого основная передача может быть выполнена и другими способами. Для этого устанавливаются передачи:

  1. Конические;
  2. Цилиндрические;
  3. Червячные.

Однако в большинстве случаев используется именно первый тип, так как его эффективность максимальная, а стоимость относительно невысокая.

Необходимо также отметить межколесный дифференциал, который применяется для подачи крутящего момента на колеса в различной мере. Если говорить другими словами, то это редуктор планетарного типа входящий в конструкцию моста. На внедорожниках и кроссоверах устанавливается другое устройство, так как их задачи немного другие.

На что влияет редуктор заднего моста и как его отрегулировать

За исправностью редуктора следует постоянно следить, так как его поломка может вывести из строя карданный вал. Кроме того, надо постоянно следить за трансмиссионным маслом и регулярно его менять. В статье я расскажу, как устроен редуктор, как правильно сделать его диагностику, регулировку и ремонт.

Редуктор заднего моста, почему он может выйти из строя

Слабым звеном, из-за чего в первую очередь может редуктор выйти из строя, являются подшипники, сами подшипники изготавливаются из бронзы и находятся в чулках, чулки непосредственно прикрепляются к самому редуктору.

Если подшипник выходит из строя, соответственно из строя выводятся и чулки. Все это приводит к изгибанию вала, а из-за изгиба вала может перекоситься главная шестерня.

Из-за перекоса в шестерне могут надломиться зубы или образоваться сколы. По этой причине может заклинить сам редуктор, а в случае, если вал слетает со своего места, он может разбить корпус редуктора.

Профессионалы считают, что если в редуктор заднего моста вовремя не залить масло, то отсутствие масла или плохое качество масла, из-за несвоевременной замены, может стать причиной поломки редуктора. Автовладелец должен не упускать из вида своевременность обслуживания и замену масла через каждые 35 000 километров пробега.

Если в области заднего моста периодически возникает шум при наборе скорости машины, при резком замедлении или при поворотах — скорее всего у редуктора имеется какая-либо неисправность.

Автолюбители, которые делают все своими руками, смогут сделать ремонт редуктора заднего моста самостоятельно.

В качестве примера возьмем классический автомобиль ВАЗ.

Поставить на яму, слить трансмиссионное масло из редуктора заднего моста, при помощи домкрата поднять заднюю часть автомобиля, зафиксировать надежно.

Далее:

-отсоединяется карданный вал, предварительно сделав метки положения карданного вала;

-снимаем задние колеса;

-снимаем тормозные барабаны;

-производим демонтаж полуоси;

-откручиваем болты крепления редуктора с мостом;

-снимаем сам редуктор;

-устанавливаем новый редуктор, при работе используем герметик и ставим новую картонную прокладку.

Далее работу делаем в обратном порядке, заливаем масло в редуктор.

Обращаем особое внимание на фланец редуктора и подшипники, все должно встать плотно, на свое место.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Может возникнуть сложность со снятием тормозных барабанов.

За время эксплуатации в этом месте может возникнуть ржавчина и металл может очень сильно быть прижат (пригореть).

Гипоидная передача и магия чисел редукторов ВАЗ

Технологически, проще всего передать вращение с одной конической шестерни на другую, когда они находятся на одной оси. Но в редукторах заднеприводных автомобилей применяется передача со смещенными на 31,8 мм осями. Такое усложнение конструкции вызвано тем, что вместе с поперечным проскальзыванием зубьев, гипоидная передача заставляет зубья проскальзывать и продольно.

На фото редуктор заднего моста ВАЗ 2106, стоимость которого составляет 6-7 тысяч рублей

А это, в свою очередь, дало следующие преимущества:

  • длительный срок службы шестерен;
  • бесшумность работы;
  • быстрая притирка зубьев;
  • увеличенный дорожный просвет.

Обе шестерни главной передачи при сильном износе или повреждениях меняются только попарно. Дело в том, что при подготовке к отправке готовых комплектов запчастей, пары подбираются на специальном точном оборудовании с учетом допуска, поправка которого нанесена на вал ведущей шестерни. На ведомой шестерне можно прочитать всю необходимую информацию о модели редуктора — передаточное число (на ВАЗ 2106 оно равно 11/43), модель 2106, серийный номер и дата выпуска.

В принципе, в редуктор любой модели Жигулей можно установить один из четырех комплектов шестерен главной передачи. Они отличаются только количеством зубьев, а это диктует передаточное отношение. Не стоит говорить, какое значение имеет этот параметр при выборе редуктора. Он влияет как на максимальную скорость автомобиля, так и на реализацию крутящего момента двигателя. Как говорят гаражные тюнингеры, «или лучше тянет, или быстрее едет». В чем-то они правы.

 

Тем не менее, как мы уже упомянули, есть всего четыре варианта пар главной передачи:

  • ВАЗ 2101 — 43/10 с передаточным отношением 4,3;
  • ВАЗ 2102 — 40/9, самый тяговитый редуктор с передаточным числом 4,44;
  • ВАЗ 2103 — 41/10, это самый ходовой средний сбалансированный вариант передаточного числа — 4,1;
  • ВАЗ 2106 — 43/11, является наиболее скоростным редуктором, особенно в паре с пятиступенчатой коробкой, а число его — 3,9.

Этот набор дает владельцам классики безграничные возможности по настройке динамических характеристик автомобиля. Никакие «тюнинги» не в состоянии настолько изменить динамику классики, как редуктор заднего моста.

Так, для определенных целей можно купить определенный редуктор, при этом изменится максимальная скорость автомобиля, динамика разгона, расход топлива, тяговое усилие. Самый «грузовой» редуктор от 2102, копейки в кузове универсал. Максимальная скорость у него невысокая, около 145 км/ч, но автомобиль уверенно волочет довольно серьезные грузы и прицепы без перегрузки двигателя. Меру нужно знать, но факт остается фактом. Если нужен маленький трактор в кузове Жигулей, для этого существуе редуктор 2102 с передаточным числом 4,44 и количеством зубьев 40/9. Этот редуктор стал редкостью, но при желании главную пару найти можно как новую, так и б/у. Другая крайность — редуктор ВАЗ 2106. Он даст автомобилю высокую максималку, но с места рвать не будет, потому что тяговое усилие в результате меньше, чем у двойки.

Неисправности и ремонт редуктора ВАЗ 2106

Если качественно отрегулировать редуктор, он будет служить очень долго

Выполненный по технологии и качественно отрегулированный редуктор может служить десятилетиями, не напоминая о себе вообще ничем. Ни шумом, ни гулом, ни звоном. Так и было до недавних пор, но на рынке появились два востребованных товара — фальшивое трансмиссионное масло, а через несколько лет фальшивые задние ВАЗовские редукторы. В большинстве случаев, все то, что продается в автомагазинах и внешне напоминает редуктор, на самом деле просто груда металла, непригодная к использованию. Дело в том, что для качественной регулировки редуктора, которая необходима, нужны серьезные навыки и хитрое измерительное оборудование. Здесь ни о какой регулировке на глаз и речи быть не может. А большинство СТО именно так и поступают, не отдавая себе отчет в том, что просто убивают здоровый редуктор. После замены проверить работоспособность такого агрегата можно только на ходу. Поэтому их отмывают, выкрашивают красивой краской и ставят на полки магазинов рядом с контрафактной смазкой. О смазке мы поговорим отдельно, а сейчас немного об основных неисправностях редуктора ВАЗ 2106.

Как и во всех агрегатах, которые имеют закрытый смазываемый объем, в редукторе может потечь сальник хвостовика. Заметно это сразу, поскольку после стоянки капли трансмиссионки под задним мостом будут об этом красноречиво говорить. Может быть и такое, что в течи масла виноват не сальник, а ослабшие болты крепления редуктора к картеру заднего моста. Но самый распространенный симптом неисправности редуктора — шум. Шуметь агрегат может по-разному и в разных режимах, поэтому никаких конкретных рекомендаций без прослушивания его лично ни один мастер дать не сможет. Тем не менее бывают наиболее часто встречающиеся шумовые проявления, о которых мы вкратце расскажем.

Основной источник шума — изношенная главная пара. Этот звук не перепутаешь ни с чем, а появляется он под нагрузкой. Стоит сбросить газ, шум пропадает, а активная фаза наступает вновь после нажатия педали газа. Лечится эта неисправность только заменой главной пары. Любители экспериментов могут добавить волшебные присадки в смазку, но, как правило, эти сомнительные средства не восстанавливают главную пару, не умеют регулировать зазоры, не меняют подшипники.

Шум подшипников редуктора идентифицировать довольно просто. Они гудят под любой нагрузкой, а в самых запущенных случаях на маленькой скорости могут даже похрустывать.

Кроме замены никаких вариантов устранения неисправности нет. За исключением тех случаев, когда причиной шума стала неправильная затяжка гайки хвостовика после замены сальника. Неправильная регулировка редуктора тоже может стать причиной гула, но описать этот шум практически невозможно, потому что у каждого редуктора он проявляется по-разному. Регулировка зацепления проводится только в том случае, если есть измерительные приборы, динамометрические ключи, необходимые щупы и самое главное, опыт в этом деле. Неправильной регулировкой испортить хороший редуктор можно буквально за тысячу километров.

Частым признаком неисправности редуктора является шум агрегата

Еще один источник шума из редуктора — ослабление гайки затяжки хвостовика. Появляется он вследствие того, что распорная втулка проседает, увеличивается люфт в подшипнике, гайка прослабляется. Причина — недостаточный момент затяжки гайки при замене сальника или отвратительное качество металла распорной втулки. Для того, чтобы редуктор служил долго и весело, в него нужно лить только сертифицированные трансмиссионные смазки, желательно именно те, которые указал АвтоВАЗ, соблюдая периодичность замены в 10-15 тысяч километров.

 

Как проявляются неисправности моста

Задний мост ВАЗовской «шестёрки» наделён своими характерными неполадками, которые проявляются тем или иным образом.

Чрезмерный шум со стороны задних колёс

Причин появления большого шума со стороны колёс задней оси может быть не так много:

  • ослабло крепление колеса. В этом случае необходимо проверить и подтянуть крепёж;
  • поломка полуосевого подшипника. Подшипник полуоси со временем изнашивается, в результате чего появляется характерный шум. Полуось требуется осмотреть и заменить неисправный элемент.

Постоянный шум заднего моста во время движения

Несвойственные для нормальной работы ЗМ звуки в большинстве случаев указывают на появление неполадок. К основным причинам неисправностей относятся:

  • деформация чулка. Если корпус деформирован, можно попытаться восстановить его, но лучше заменить на исправный;
  • изгиб полуосей и чрезмерное биение. В этом случае деталь подлежит замене;
  • повышенный износ на шлицах. Требуется осмотр шестерён и шлицев полуосей, а после замена повреждённых элементов;
  • неправильно отрегулирован редуктор, износ или поломка шестерён либо подшипников. Необходима полная разборка, деффектовка и ремонт механизма;
    При повреждении роликов подшипника могут появляться посторонние шумы в работе заднего моста
  • низкий уровень масла. Нужно проверить уровень, довести его до нормы и убедиться, что нет подтекания через манжетные уплотнения и прокладки.

Шум при разгоне машины

Появлению шумов при разгоне транспортного средства могут сопутствовать такие причины:

  • изношенные или неверно отрегулированные подшипники дифференциала. Требуется демонтаж, осмотр и ремонт редуктора;
  • неправильно выставлено зацепление между зубьями конической и планетарной шестерён. Проблема решается правильной регулировкой;
  • износ полуосевых подшипников. Необходимо снятие неисправной полуоси и замена подшипника;
  • мало смазки. Проблема устраняется таким же образом, как и при постоянных шумах.
    Отсутствие смазки в редукторе приводит к повышенной выработке и заклиниванию механизма

Шум при ускорении и торможении мотором

Если шум со стороны ЗМ присутствует при разгоне и замедлении мотором, то причина возможна в следующем:

  • чрезмерный износ либо повреждение подшипников хвостовика. Требуется разборка и диагностика редуктора;
  • неправильная установка зацепления зубьев конической и планетарной шестерён. Устраняется путём проверки целостности деталей и установки правильного зазора.

Шумы на поворотах

Посторонние шумы могут проявляться не только при прямолинейном движении, но и при прохождении поворотов. Этому могут сопутствовать такие причины:

  • затруднённое прокручивание сателлитов на оси. Требуется разборка, проверка исправности и замена элементов, состояние которых не позволяет использовать их и дальше;
  • подклинивание полуосевых шестерён. Если шестерни и поверхности, с которыми они соприкасаются, имеют незначительные повреждения, то их зачищают наждачкой. В ином случае вышедшие из строя элементы необходимо заменить;
  • неправильная установка зацепления шестерён дифференциала. Требуется диагностика и правильная регулировка зазора;
  • поломка полуосевых подшипников. Неисправные элементы необходимо заменить.

Стук в начале движения

Если «шестёрочный» редуктор заднего моста (РЗМ) издаёт стук, как только авто начинает движение, то это может указывать на следующее:

  • чрезмерный зазор между фланцем и коничкой. Требуется осмотр шлицевого соединения и замена изношенных деталей;
  • увеличенный зазор между хвостовиком и планетаркой. Устраняется путём выставления зазора;
  • повышенный износ места посадки под ось сателлитов. При такой поломке коробка подлежит замене;
  • опустился крепёж штанг задней подвески. Требуется проверка и при необходимости подтяжка болтов.

Течь масла

Смазка из ЗМ может вытекать по следующим причинам:

  • износ манжеты конической шестерни. При появлении течи со стороны хвостовика, сальник необходимо заменить;
  • повреждение полуосевого сальника. Если на тормозных щитках появились следы смазки, то это свидетельствует об износе уплотнения полуоси, что требует его замены;
  • ослабло крепление редуктора к чулку ЗМ либо повредилась прокладка. В такой ситуации необходимо подтянуть крепёж либо заменить уплотнитель.
При вытекании масла ускоряется процесс износа шестерён

↑ Диагностика деталей редуктора

Детали редуктора тщательно промываем в керосине и внимательно осматриваем. При повреждении хотя бы одного зуба (выкрашивание, волны, риски, задиры на рабочих поверхностях) заменяем шестерни новыми.

Грани между вершинами и рабочими поверхностями зубьев ведомой шестерни должны быть острыми. Если видны малейшие забоины или закругления – главную пару заменяем новой.

Незначительные повреждения оси сателлитов, шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий устраняем мелкой шкуркой с последующей полировкой.

Обязательно ли менять его?

Конечно, есть и другие способы решения проблемы. Вместо того чтобы покупать новую деталь, можно произвести ремонт редуктора ВАЗ 2106. Однако делать это в гаражных условиях крайне не рекомендуется, поскольку выставить зазор в зацеплении шестерен правильно вы просто не сможете. Именно поэтому наиболее надежным решением будет покупка нового элемента. К счастью, стоимость его не столько велика (порядка 4 тысяч рублей), поэтому с точки зрения финансов ваши затраты будут минимальными.

Ремонт или замена, что лучше

Автовладельцы вазовской классики часто не могут решить, что лучше сделать – купить целиком готовый РЗМ в сборе или приобрести отдельные детали, произвести ремонт редуктора. Здесь действительно определиться сложно – цена нового редуктора, разумеется, выше, но хозяин машины освобождается от головной боли с регулировкой. Все дело в том, что хорошего мастера по вазовским редукторам найти не так просто, и нет никакой гарантии, что новая главная пара не загудит.

Если автовладелец покупает новый редуктор, а он гудит, деталь можно обменять по гарантии, но хозяин машины теряет деньги на снятии и установке РЗМ. В случае приобретения бракованной главной пары дороже обходится сам ремонт – придется платить мастеру за вторичную переборку редуктора ЗМ.

Готовим инструменты

Для того чтобы заменить задний редуктор ВАЗ 2106 быстро и правильно, нам необходимо подготовить следующий набор инструментов:

  • Комплект гаечных и накидных ключей.
  • «Плюсовую» и «минусовую» отвертку.
  • Растворитель наподобие «Уайт спирита» или же бутылку бензина.

Замена заднего моста ВАЗ 2106

Когда необходимо выполнить замену заднего моста такого транспортного средства, как ваз 2106, то потребуется обзавестись специальными инструментами для работы с данным агрегатом. Для этого предусмотрен стандартный набор водителя. Не обойтись в этом случае и без жидкости, предназначенной для обезжиривания поверхностей. Так, специалисты рекомендуют пользоваться уайтспиритом, бензином.

Для того, чтобы демонтировать задний мост, необходимо:

  1. установить автомобиль посредствам пневматического подъемника (также выполнить ремонт можно на эстакаде либо загнав транспортное средство на углубленную яму, предназначенную для осмотра);
  2. слить моторную жидкость в емкость и разъединить кардан с такой деталью, как фланцевое крепление хвостовика;
  3. демонтировать полуось гудящего заднего моста, отвинтить элемента крепежа, совместить редуктор заднего моста с его балкой;
  4. выполнить замену агрегата, при необходимости осуществить регулировку, проверить агрегат на работоспособность;
  5. очистить конструкционные элементы агрегата, обезжирить сальник и подшипники, крепежные компоненты;
  6. соединить редуктор с задней балкой транспортного средства и, использую перекрестную методику, затянуть крепежи.
  7. залить моторную жидкость в агрегат.

Замена масла в заднем мосте ВАЗ 2106

Зачастую автолюбители, которые являются владельцами такого транспортного средства, как ваз 2106, задаются одним и тем же вопросом. Их интересует, какая именно масляная жидкость лучше всего подходит для заднего моста их автомобиля. При этом они спрашивают – какой объем необходим и как произвести замену масла?

Существуют разные мнения. Но специалисты рекомендуют заправлять редукторы заднего моста данной машины трансмиссионным маслом, которое имеет маркировку 80W90. К примеру, таковым является Lukoil 80W90 GL. Также к данной группе масел относится TAD-17 80W-90 либо так называемое ТНК.

Когда с маслом разобрались, настает очередь ответа на другой вопрос. Пожалуй, он один из самых главных. А именно – сколько масла требуется? Итак, объем масла следующий – 1,3 л. Вместе с тем, можно осуществить замену масла и в КПП. Правда, в этом случае потребуется уже 1,4 л.

Что же касается интервала, то менять масляную жидкость необходимо после каждых 30 000 километров пробега транспортного средства. Если перевести километраж во временные рамки, то получится 3 года эксплуатации.

Замена масляной жидкости происходит в соответствии с установленной методикой:

  1. В первую очередь, необходимо воспользоваться подъемником либо смотровой ямой. Также потребуется наличие ключа на «семнадцать», шестигранника на «двенадцать».
  2. Далее откручивается сливная пробка в мосту и подставляется специальная тара, предназначенная для слива масляной жидкости. При этом откручивается и заливная пробка. Необходимо это для того, чтобы масляная жидкость быстрее вытекла.

    Откручиваем сливной и заливной болты

  3. Когда масляная жидкость слита из моста, сливная пробка закручивается и заливается новое масло. Здесь необходимо воспользоваться заливным отверстием. Также потребуется специальный шприц либо другой подходящий инструмент.

    Заливаем при помощи лейки

Замена типа редуктора

Изменение передаточного числа редуктора влечет за собой и изменения в динамике автомобиля, возможно, новые характеристики ходовой части вам не понравятся. Снижение передаточного числа повысит скорость автомобиля, но снизится его мощность. Двигатель с малым объемом цилиндров может не разогнать автомобиль до желаемой скорости.

Кроме того необходимо будет смириться с тем, что спидометр и одометр станут показывать неправильные значения скорости и количества оборотов, если их не скорректировать. Для корректных показаний приборов, их привод и шестерню на вторичном валу коробки передач необходимо заменить на соответствующие передаточному числу редуктора.

Снятие редуктора заднего моста ВАЗ 2107

Перед снятием редуктора необходимо слить трансмиссионное масло, которое залито в задний мост ВАЗ 2107. Для этого надо подставить под сливное отверстие моста емкость для масла и выкрутить сливную пробку.

Важно: после ремонта следует залить в редуктор новое трансмиссионное масло.

Последующий порядок действий такой:

  • выкрутить болты крепления кардана к фланцу редуктора;
  • отстыковать заднюю часть кардана и опустить вниз;
  • поддомкратить машину (если она не на подъемнике) и снять задние колеса;
  • выкрутить направляющие винты тормозных барабанов;
  • снять тормозные барабаны;
  • открутить 4 болта крепления полуосей;
  • вытащить полуоси, освободив редуктор;
  • открутить 8 болтов крепления редуктора;
  • извлечь редуктор.

Ремонтные работы

Когда редуктор заднего моста ВАЗ выходит из строя, то есть два варианта решения проблемы — заменить его полностью или найти неисправную деталь. Последний вариант не всегда возможен, так как механизм может прийти в полную непригодность к дальнейшему условию. Поэтому целесообразно сразу же заменить его. Для этого вам понадобится стандартный набор ключей, который есть практически у каждого автомобилиста.

Сделать эту процедуру в обычном гараже не получится, так как для этого придется лесть под машину. Поэтому отгоните автомобиль на подъемник или поставьте его над канавой для осмотра.

Ремонт редуктора заднего моста ВАЗ 2106

Итак, чтобы снять редуктор заднего моста, необходимо выполнить следующие действия:

  • Убрать все масло из картера;
  • Снять левую и правую полуось;
  • Демонтировать заднюю часть передачи кардана;
  • Снять болты фиксаторов редуктора (всего их 8 штук), которые крепят его к заднему мосту;
  • Снять непосредственно редуктор.

После этого вам потребуется отделить его от фланца и убрать старую прокладку. Чтобы установить новый механизм на автомобиль, то необходимо выполнить все те же действия, только в обратном порядке.

В случае если вы ставите редуктор заднего моста ваз, который уже использовался, то нужно удалить всю грязь и прочее. Обязательно используйте новые прокладки хорошего качества, так как это позволит использовать их долгое время. В местах фиксации креплений с помощью болтов желательно нанести небольшой слой герметика. Когда вы затягиваете болты, то делать это нужно постепенно и с небольшим усилием. После того как все работы будут выполнены, необходимо будет залить новое масло в картер.

Правильно обслуживайте, проводите вовремя ремонт и настройку и редуктор не будет подводить вас никогда!

Демонтаж редуктора

Снятие редуктора выполняем следующим образом:

  1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму, подложив башмаки под передние колеса.
  2. Подставив под сливное отверстие подходящую ёмкость, откручиваем пробку и сливаем масло.
    Откручиваем сливную пробку и сливаем масло из редуктора
  3. Отворачиваем крепление кардана к фланцу, отводим вал в сторону и подвязываем проволокой к реактивной тяге моста.
    Отворачиваем крепёж кардана к фланцу и отводим вал в сторону
  4. Поднимаем заднюю балку и ставим под неё опоры.
  5. Демонтируем колёса и барабаны тормозного механизма.
    Для снятия полуоси необходимо демонтировать тормозной барабан
  6. Открутив крепёж, вынимаем полуоси из чулка заднего моста.
    Отворачиваем крепление полуоси и выдвигаем её из чулка заднего моста
  7. Отворачиваем крепление редуктора к задней балке.
    Откручиваем крепление редуктора к задней балке
  8. Снимаем механизм с машины.
    Отвернув крепление, снимаем редуктор с машины

Замена манжеты

Манжетное уплотнение РЗМ меняется при помощи следующих инструментов:

  • головка на 24;
  • вороток;
  • молоток;
  • плоская отвёртка.

Для замены сальника необходимо снять кардан со стороны редуктора и слить масло, после чего выполнить следующую последовательность действий:

  1. В два ближних отверстия фланца вставляем болты и накручиваем на них гайки.
    В отверстия фланца вставляем карданные болты
  2. Помещаем между болтами отвёртку и откручиваем крепление фланца.
    Головкой на 24 и воротком отворачиваем гайку крепления фланца
  3. Демонтируем гайку вместе с шайбой.
    Снимаем с вала ведущей шестерни гайку и шайбу
  4. Молотком сбиваем фланец с вала конической шестерни. Для этих целей лучше использовать молоток с пластмассовым бойком.
    Сбиваем фланец с вала при помощи молотка с пластмассовым бойком
  5. Демонтируем фланец.
    Демонтируем фланец с редуктора
  6. Поддев манжетное уплотнение отвёрткой, вынимаем его из корпуса редуктора.
    Поддеваем сальник плоской отвёрткой и снимаем его с редуктора
  7. Новый уплотнительный элемент ставим на место и запрессовываем его подходящей наставкой, предварительно обработав рабочую кромку смазкой Литол-24.
    На рабочую кромку сальника наносим Литол-24 и запрессовываем манжету при помощи подходящей оправки
  8. Фланец устанавливаем в порядке, обратном демонтажу.
  9. Закручиваем гайку с моментом 12–26 кгс*м.
    Гайку фланца закручиваем с моментом 12–26 кгс*м

Разборка редуктора

Чтобы разобрать рассматриваемый узел, понадобятся такие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • съёмник подшипников.

Для удобства проведения работы редуктор необходимо установить на верстак. Разборку проводим в следующей последовательности:

  1. Откручиваем болт, которым крепится стопорный элемент левого подшипника.
    Стопорная пластина удерживается болтом, отворачиваем его
  2. Демонтируем деталь.
    Отвернув крепление, снимаем стопорную пластину
  3. Таким же образом снимаем пластину с правого подшипника.
  4. Подходящим инструментом ставим метки расположения крышек.
    Крышки подшипников помечаем бородком
  5. Откручиваем крепёж крышки левого роликоподшипника и извлекаем болты.
    Ключом на 17 откручиваем крепление крышки подшипника и вынимаем болты
  6. Убираем крышку.
    Отвернув крепёж, снимаем крышку
  7. Вынимаем регулировочную гайку.
    Достаём из корпуса регулировочную гайку
  8. Демонтируем внешнюю обойму подшипника.
    Снимаем с подшипника наружную обойму
  9. Аналогичным образом снимаем элементы с правого подшипника. Если замена подшипников не планируется, на их наружных обоймах делаем метки, чтобы при монтаже поставить их на свои места.
  10. Вынимаем дифференциал с планетаркой и остальными элементами.
    Из корпуса редуктора вынимаем коробку дифференциала с ведомой шестерней
  11. Из картера вынимаем коничку с расположенными на ней деталями.
    Из картера вынимаем коническую шестерню вместе с подшипником и распорной втулкой
  12. Убираем с вала шестерни распорную втулку.
    Снимаем с ведущей шестерни распорную втулку
  13. Выколоткой сбиваем задний подшипник с оси конической шестерни и снимаем его.
    Выколоткой сбиваем задний подшипник
  14. Под ним расположено регулировочное кольцо, убираем его.
    Снимаем с вала регулировочное кольцо
  15. Вытягиваем сальник.
  16. Достаём маслоотражающую шайбу.
    Вынимаем из корпуса редуктора маслоотражатель
  17. Вынимаем подшипник.
    Вынимаем из редуктора подшипник
  18. Подходящей наставкой выбиваем внешнюю обойму переднего подшипника и извлекаем её из корпуса.
    Выколоткой выбиваем наружную обойму переднего подшипника
  19. Переворачиваем корпус и выбиваем наружную обойму заднего подшипника.

Разборка дифференциала

После того как редуктор будет разобран, приступаем к снятию деталей с коробки дифференциала:

  1. Съёмником стягиваем внутреннюю обойму подшипника с коробки.
    Демонтируем подшипник с коробки дифференциала при помощи съёмника
  2. Если съёмник отсутствует, демонтируем деталь при помощи зубила и двух отвёрток.
    Вместо съёмника можно использовать зубило и две мощные отвёртки, которыми сбиваем и снимаем подшипник с посадочного места
  3. Таким же способом снимаем второй роликоподшипник.
  4. Зажимаем дифференциал в тисках, подложив деревянные бруски.
  5. Отворачиваем крепёж коробки к планетарке.
    Дифференциал крепится к ведомой шестерне при помощи восьми болтов, отворачиваем их
  6. Демонтируем дифференциал, сбивая его пластмассовым молотком.
    Сбиваем шестерню молотком с пластмассовым бойком
  7. Снимаем ведомую шестерню.
    Демонтируем шестерню с коробки дифференциала
  8. Извлекаем ось сателлитов.
    Вынимаем из коробки ось сателлитов
  9. Вращаем сателлиты и достаём их из коробки.
    Достаём из коробки сателлиты дифференциала
  10. Вынимаем полуосевые шестерни.
    Вынимаем полуосевые шестерни
  11. Достаём опорные шайбы.
    Последними вынимаем из коробки опорные шайбы

Дефектовка деталей

Чтобы понять, в каком состоянии находится редуктор и составляющие его элементы, предварительно промываем их в солярке и даём ей стечь. Диагностика предполагает визуальный осмотр и выполняется в следующем порядке:

  1. Осматриваем состояние зубьев шестерён главной пары. Если шестерни имеют сильный износ, выкрошенные зубья (хотя бы один), главная пара нуждается в замене.
    При повреждении шестерён главной пары, меняем их комплектом с таким же передаточным числом
  2. Проверяем состояние отверстий сателлитов и сопрягаемые с ними поверхности на оси. Если повреждения минимальные, то детали шлифуют мелкой наждачкой. При значительных изъянах детали необходимо заменить.
  3. Аналогичным образом осматриваем посадочные отверстия полуосевых шестерён и шейки самих шестерён, а также состояние отверстий под ось сателлитов. Если возможно, устраняем повреждения. В противном случае заменяем вышедшие из строя детали новыми.
  4. Оцениваем поверхности опорных шайб полуосевых шестерён. В случае присутствия даже минимальных повреждений, устраняем их. Если требуется замена шайб, подбираем их по толщине.
  5. Проверяем состояние подшипников конической шестерни, а также коробки дифференциала. Любые дефекты считаются недопустимыми.
  6. Осматриваем корпус редуктора и коробку дифференциала. На них не должно быть следов деформаций и трещин. Если нужно, меняем эти детали на новые.

Сборка и регулировка редуктора

Процесс сборки РЗМ предполагает не только установку всех элементов на свои места, но и их попутную регулировку. От правильности действий напрямую зависит работоспособность и срок службы узла. Процедура выполняется в следующем порядке:

  1. Подшипники дифференциала насаживаем на коробку с помощью наставки, после чего крепим планетарку.
  2. Полуосевые шестерни вместе с опорными шайбами и сателлитами обрабатываем трансмиссионной смазкой и монтируем в коробку дифференциала.
  3. Вращаем установленные шестерни таким образом, чтобы можно было вставить ось сателлитов.
  4. Замеряем зазор каждой из шестерён по оси: он не должен превышать 0,1 мм. Если же он больше, то ставим шайбы потолще. Шестерни должны вращаться от руки, а момент сопротивления вращению должен составлять 1,5 кгс*м. При невозможности убрать зазор даже с помощью толстых шайб, шестерни подлежат замене.
    Шестерни дифференциала должны вращаться от руки
  5. С помощью подходящей наставки насаживаем в корпус редуктора внешнюю обойму подшипников конической шестерни.
    С помощью подходящей наставки запрессовываем наружную обойму подшипника конической шестерни
  6. Чтобы выставить положение шестерён главной пары правильно, подбираем толщину регулировочной шайбы. Для этого в качестве инструмента используем старую коничку, приварив к ней пластину из металла длиной 80 мм, а ширину доводим до 50 мм по отношению к торцу шестерни.
    Из старой ведущей шестерни изготавливаем приспособление для регулировки зацепления шестерён главной пары
  7. То место, где на вал шестерни насаживается подшипник, обрабатываем мелкой наждачкой, чтобы обойма легко садилась. Монтируем подшипник и помещаем самодельное приспособление в корпус. Насаживаем на вал передний подшипник и фланец. Последний поворачиваем несколько раз для установления роликов на свои места, после чего зажимаем гайку фланца с моментом 7,9–9,8 Нм. Крепим РЗМ на верстак в таком положении, чтобы поверхность, которой он монтируется к чулку заднего моста, располагалась по горизонтали. Кладём круглый металлический стержень в постели подшипников.
  8. Используя набор плоских щупов, измеряем зазор между установленной конической шестернёй и стержнем.
    Замеряем зазор между приспособлением и металлическим стержнем
  9. Шайбу по толщине подбираем исходя из разницы между полученным значением и отклонением от номинального размера на новой коничке (с учётом знака). Так, если зазор составляет 2,8 мм, а отклонение -15, то требуется установка шайбы толщиной 2,8-(-0,15)=2,95 мм.
    На ведущей шестерне указывается отклонение от номинального значения
  10. Ставим кольцо регулировки на вал конички и насаживаем на него подшипник посредством оправки.
    Устаналиваем на вал шестерни регулировочное кольцо и насаживаем сам подшипник
  11. Монтируем шестерню в корпус. Надеваем новый распорный элемент и манжету, передний подшипник, а затем фланец.
  12. Заворачиваем гайку фланца с усилием 12 кгс*м.
    Заворачиваем гайку фланца при помощи динамометрического ключа
  13. Динамометром определяем, с каким моментом вращается коничка. Вращение фланца должно быть равномерным, а усилие при этом составлять 7,96–9,5 кгс. Если значение оказалось меньшим, гайку поджимаем ещё, контролируя момент затяжки — он не должен быть более 26 кгс*м. В случае превышения момента проворачивания в 9,5 кгс, вынимаем коничку и меняем распорный элемент.
    Момент проворачивания фланца должен составлять 9,5 кгс
  14. Помещаем дифференциал в картер и зажимаем крепёж крышек роликоподшипников.
  15. При обнаружении в процессе сборки в полуосевых шестернях люфта, подбираем регулировочные элементы с большей толщиной. Полуосевые шестерни должны становиться плотно, но при этом прокручиваться от руки.
  16. Из куска стали толщиной 3 мм вырезаем деталь шириной 49,5 мм: с её помощью будем закручивать гайки подшипников. Зазор между коничкой и планетаркой, а также преднатяг подшипников дифференциала, выставляем одновременно.
    Вырезаем металлическую пластину для регулировки подшипников дифференциала
  17. Штангенциркулем определяем, на каком расстоянии друг от друга находятся крышки.
    Замеряем расстояние между крышками штангенциркулем
  18. Закручиваем гайку регулировки со стороны планетарной шестерни, устраняя зазор между шестернями главной пары.
  19. Заворачиваем такую же гайку до упора, но с противоположной стороны.
  20. Поджимаем гайку возле планетарки, выставляя боковой зазор 0,08–0,13 мм между ней и коничкой. При таких значениях зазора будет ощущаться минимальный свободный ход при покачивании ведомой шестерни. Во время регулировки крышки подшипников немного раздвигаются.
  21. Устанавливаем преднатяг подшипников, равномерно и поочерёдно заворачивая соответствующие гайки, добиваясь увеличения расстояния между крышками на 0,2 мм.
  22. Контролируем зазор между зубьями основных шестерён редуктора: он должен остаться неизменным, для чего совершаем несколько оборотов планетарки, проверяя пальцами свободный ход между зубьями. В том случае, если значение отличается от нормы, то путём поворота регулировочных гаек, меняем зазор. Чтобы преднатяг подшипников не сбился, подтягиваем гайку с одной стороны, а с другой — отпускаем на такой же угол.
    Проворачиваем ведомую шестерню и контролируем свободный ход
  23. По окончании регулировочных работ ставим на место стопорные элементы и фиксируем их болтами.
  24. Монтируем редуктор в чулок заднего моста, используя новую прокладку.
  25. Все снятые ранее детали ставим обратно, после чего заливаем новую смазку в механизм (1,3 л).

Различия в редукторах заднего моста ВАЗ

РЗМ различаются по передаточному числу главной пары, всего на ВАЗ-классике существуют четыре вида редукторов:

Самое «тихоходным» является РЗМ 2102, его ведущая шестерня имеет 9 зубьев, на ведомой шестеренке их 40. Чтобы сосчитать передаточное число редуктора, необходимо число зубьев планетарки разделить на число зубьев ведущего вала, для ВАЗ 2102 ПЧ получается равным 4,44.

«Копеечный» редуктор (2101) соответственно имеет количество зубьев на шестернях 10/43, поэтому ПЧ у него равняется 4,3. Следующим, более скоростным, является РЗМ 2103 – у него соотношение 1041, а значит, передаточное число равно 4,1. И наконец, самым «быстрым» будет редуктор 2106, с количеством зубьев 11/43 и ПЧ 3,9 соответственно.

Редукторы на машине 2107

ВАЗ 2107 является последним автомобилем из серии заднеприводных ВАЗ – он позже всех начал выпускаться и дольше всех производился из всей «Классики», его производство закончилось в 2012 году. На машине устанавливались все типы редукторов, кроме 2102, выбор РЗМ зависел от типа и мощности двигателя.

Разборка редуктора и замена сателлитов

Сателлиты — это дополнительные шестерни, установленные в дифференциале редуктора. Их назначение — передавать крутящий момент на полуоси задних колёс. Как и любая другая деталь, сателлитные шестерни подвержены износу. После этого их придётся менять, поскольку ремонту эта деталь не подлежит. Для восстановления изношенных зубьев у автовладельца нет ни нужных навыков, ни нужного оборудования. Кроме того, любая шестерня в автомобиле подвергается специальной термической обработке — цементации, которая проводится в азотной атмосфере и упрочняет поверхность зубьев на определённую глубину, насыщая эту поверхность углеродом. Ничего подобного обычный автолюбитель у себя в гараже сделать не сможет. Поэтому выход только один: приобрести ремкомплект для редуктора заднего моста. Стоит он около 1500 рублей. Вот что в него входит:

  • пара шестерён для полуосей;
  • пара сателлитов для дифференциала;
  • сателлитная ось;
  • опорная шайба.

Помимо ремкомплекта для редукторов, потребуется ещё набор обычных рожковых ключей, отвёртка и молоток.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a9ffa357ddde85d58905b92/5aeb9de98309050751691246
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/zadnij-most/reduktor-zadnego-mosta-vaz-2107.html
  • https://smotri-dtp.ru/voprosy-i-otvety/video-regulirovki-reduktora-zadnego-mosta-vaz-2107.html
  • http://AvtoMotoSpec.ru/remont-avtomobilya/reduktor-zadnego-mosta-vaz-2106.html
  • https://autodont.ru/transmission/reducer/ustrojstvo-zadnego-mosta-na-vaz-2106
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/zadnij-most/zadniy-most-vaz-2106.html
  • https://ovaze.ru/316-remont-reduktora.html
  • https://FB.ru/article/144176/vaz-zadniy-most-reduktor-regulirovka-remont-zamena
  • https://smotri-dtp.ru/voprosy-i-otvety/peredatochnoe-chislo-reduktora-zadnego-mosta-vaz-2106.html
  • https://VazNeTaz.ru/zadniy-most-vaz-2106
  • https://topdetal.ru/stati/chem_otlichayutsya_reduktory_vaz_2103_i_2106/
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/zadnij-most/reduktor-vaz-2106.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: