Признаки и симптомы неисправности рулевых наконечников, как определить неисправность

Содержание
  1. Почему возникают неисправности в рулевом?
  2. Главными симптомами, которые свидетельствуют о выходе из строя рулевой тяги, являются:
  3. Причины износа рулевых наконечников
  4. Диагностика неисправностей рулевых наконечников
  5. Компоненты рулевого управления
  6. Основные компоненты рулевого механизма.
  7. Для чего нужны рулевая тяга и рулевой наконечник
  8. Как проверить рулевые наконечники? Визуальный осмотр
  9. Какие признаки срочной необходимости ремонта рулевой системы?
  10. Выявляем неисправность «на слух»
  11. Основные проблемы с рулевыми тягами
  12. Самостоятельная замена – стоит ли ввязываться?
  13. Как выбрать хорошие запчасти для рулевой системы?
  14. Почему изнашиваются рулевые наконечники?
  15. Функции рулевых тяг
  16. Как поменять рулевой наконечник?
  17. Кто стучал? Рулевой наконечник
  18. Как самостоятельно выявить поломки конца рулевой тяги
  19. Признаки неисправности рулевой тяги
  20. Сигналы о проблемах с рулевыми тягами
  21. Симптомы неисправности рулевых наконечников
  22. Люфт рулевого колеса
  23. Процесс замены рулевых наконечников. Вступление и инструменты
  24. Процесс замены рулевых наконечников. Выполнение работ
  25. Первичный осмотр
  26. Приступаем к работе
  27. Причины износа шарниров
  28. Как определить неисправность рулевых наконечников
  29. Как проверить рулевые наконечники в условиях гаража

Почему возникают неисправности в рулевом?

Основная причина — неудовлетворительное состояние дорог. Подвеска авто сглаживает основную массу ударов, приходящихся на колёса, но часть из них все же передаётся на узлы рулевого управления. Стоит отметить, что любители низкопрофильной резины рискуют значительно больше, нежели приверженцы использования стандартных колес — низкие шины не способны сгладить удары, и это существенно снижает срок службы как подвески, так и рулевой.

Но автовладельцы должны помнить, что даже при предельно аккуратной езде по идеально ровным дорогам все же придётся менять отдельные элементы рулевой. Срок их службы ограничен, а некоторые детали и вовсе относятся к расходным материалам.

Главными симптомами, которые свидетельствуют о выходе из строя рулевой тяги, являются:

Это может быть характерный стук, возникающий в результате как износа шарниров рулевой тяги, в итоге изнашивания винтовых подшипников и иных многочисленных причин. Это наиболее очевидный признак того, что произошла поломка в рулевой тяги машины.

Так же может возникнуть протекание ГУР – жидкости, что можно легко определить, если увидеть характерные масляные пятна, остающиеся на месте остановки автомобиля.

Ещё одни симптом поломки рулевой тяги – так называемое «утяжеление» руля, то есть, когда руль начинает очень туго и тяжело поворачиваться в стороны. Особенно стоит задуматься о ремонте, если этот симптом носит частый характер.

Так же когда руль начинает очень плохо возвращаться в своё исходное положение – очередной признак возможной поломки рулевой тяги.

Очень плохая синхронизация при повороте руля в нужную сторону и повороте колёс.

Если вдруг возникает хоть один из выше описанных признаков, стоит сразу подумать о том, чтобы разобраться как можно скорей с возникшей проблемой. Причём, как правило, всё эти признаки говорят именно о неисправности тяги, хотя нередки случаи, что причина может совершенно в другом. Поэтому чтобы «докопаться» до истинной проблемы, приходится полностью разбирать рулевую тягу.

Продиагностировать неисправность не так и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Достаточно произвести технический анализ тяги, и понаблюдать немного за поведением рулевого управления.

Кроме того, при неисправности тяги необходимо быть готовым к том, что очень в скором времени автомобиль может и вовсе стать полностью неуправляемым. А это может привести к довольно неприятным последствиям. Так что откладывать с выяснением проблемы и устранением неполадки не стоит.

Причины износа рулевых наконечников

Основная нагрузка на палец с пластиковым вкладышем создается со стороны рейки: именно она воздействует на поворотный кулак. От колеса также идут свои «неприятности» в виде вибрации и ударов из-за неровной дороги. Первый случай предполагает перпендикулярное усилие на ось пальца, что вызывает изломные деформации. Во втором варианте силы «стараются» вырвать палец из места его расположения. Есть и еще один вид воздействия: трение, образующееся внутри узла при повороте колеса. Т. к. шаровой палец плотно сидит в проушине благодаря завинченной гайке, он, крутится внутри пластмассовой втулки, трясь о ее стенки. В результате:

  • постепенно вкладыш стирается, получается зазор, из-за которого слышен стук, усиливающийся при езде по неровной поверхности;
  • износ втулки вызывает разбалтывание шарового пальца, т. к. он прижимается пружиной снизу;
  • если люфт «автоматически» не удаляется, палец свободно перемещается во втулке и слышен стук.

Важный момент: преждевременный износ наконечников можно предотвратить, если следить за состоянием пыльников и вовремя их менять, заметив даже небольшие повреждения и не дожидаясь полного разрушения чехла.

В машинах с двухрычажной подвеской тяга закреплена низко, совсем близко к дорожной поверхности. Поэтому возможна поломка детали из-за удара о какое-либо препятствие. Стука может и не быть. О том как проверить рулевые наконечники по другим признакам, описывается далее.

Диагностика неисправностей рулевых наконечников

Провести диагностику рулевых наконечников достаточно просто, для этого потребуется несколько инструментов, таких как домкрат и балонный ключ.

В первую очередь потребуется поддомкратить автомобиль с одной из сторон, где будет проводиться проверка наконечников. После того как колесо машины будет вывешено его можно снять (не обязательно), дабы облегчить процедуру осмотра наконечников.

Для проверки наконечников и рулевой тяги, устанавливаем колеса прямо и к заранее вывешенному колесу прилагаем усилия в точках «3» и «9» (прямо как на часах) как бы покачивая колесо в каждую из сторон. Причем с внутренней стороны колеса свободной рукой необходимо удерживать рулевой наконечник в месте его крепления к поворотному кулаку.

Если при данной проверке обнаруживается люфт, то наконечник изношен и его потребуется заменить. Однако если люфта не наблюдается, то повторяем процесс проверки, но в этот раз свободной рукой контролируем не сам рулевой наконечник, а нижнюю шаровую опору. При такой проверке паразитные люфты точно должны проявится.

Компоненты рулевого управления

Автопроизводителями используется стандартная схема рулевого управления, в целом не меняющаяся с 1898 года. Различия заключаются в расположении руля (справа или слева), а также в типе используемого усилителя (электрического или гидравлического). Выпуск автомобилей с «пустой» рулевой рейкой, не оснащённой усилителем, практически прекращён, и также в последнее время автопроизводители отходят от практики использования ГУР, предпочитая более простой в обслуживании и экономичный электроусилитель.

Рулевое управление состоит из следующих компонентов:

  • рулевое колесо. На большинстве авто оснащается подушкой безопасности;
  • рулевая колонка. В зависимости от марки машины, она может регулироваться как по высоте, так и по выносу;
  • рулевая рейка. Оснащается либо гидроусилителем, либо электроусилителем;
  • рулевые тяги. Связующие элементы между рейкой и наконечниками;
  • рулевые наконечники. Соединяют колёса и тяги, являются расходным материалом.

Тяги и наконечники устанавливаются в авто попарно, по разным бортам. В случае выхода их из строя необходима попарная замена элементов, даже если повреждённым оказался только один из них.

Основные компоненты рулевого механизма.

Рулевая трапеция состоит из нескольких основных элементов, объединённых между собой:

  • боковые рулевые тяги,
  • средняя,
  • сошка,
  • маятниковый рычаг,
  • рычаги поворотных кулаков.

Сама колонка состоит из двух частей – промежуточного вала, который при помощи шарнира соединяется с трапецией и рулевой колонки, на которую крепится колесо. Для обеспечения наилучшего соединения руля, на нее нанесены конические шлицы.

Боковые тяги составные, для регулировки посередине предусмотрено наличие разрезной муфты. На одном конце наконечника нанесена левая резьба, на другом правая. При прокручивании муфты длина рычага может как увеличиваться, так и уменьшаться. Это необходимо, чтобы иметь возможность регулировать угол схождения колес.

Для крепления муфты используется стандартные стяжные хомуты. Заканчиваются тяги шарнирами. Обычно они имеют конусообразную посадку, для их крепления используются гайки.

Гидроусилитель представляет собой систему, состоящую их нескольких дополнительных элементов:

  • насос,
  • расширительный бачок для жидкости,
  • радиатор,
  • патрубки.

Колонка крепится к левому лонжерону, при помощи трех болтов. Насос гидроусилителя размещен с левой стороны двигателя. Для его вращения используется дополнительный ремень, соединяющий вспомогательные агрегаты.

При отказе гидроусилителя руля, сохраняется возможность управления автомобилем, при этом лишь возрастает необходимое усилие на рулевое колесо.

Конструкция руля на Шевроле Нива по своей конструкции считается травмобезопасной. Это обеспечивается возможностью складывания колонки в области шарнирного крепления.

Сами рулевые тяги представляют собой металлические стержни, повредить которые довольно сложно. Их можно только погнуть – «зацепив» колесом о камень или другое препятствие.

Гораздо чаще возникают неисправности, связанные с:

  • Шарнирами. Эти детали располагаются на концах рулевых тяг. Чаще всего причиной поломки становится чрезмерное изнашивание вкладыша (или резиновой втулки) либо сферической поверхности пальца (повреждения на резьбе, конусе, поверхности вследствие коррозии или непрофессионального монтажа/демонтажа).
  • Шплинтом, фиксирующим корончатую гайку. Неправильный монтаж этой маленькой и не особенно значительной, на первый взгляд, детали, может привести к непоправимым последствиям: шплинт выпадает -{amp}gt; гайка ослабляется -{amp}gt; палец теряет плотный контакт -{amp}gt; рулевая трапеция теряет свою геометрию -{amp}gt; управлять авто невозможно.
  • Пыльниками или чехлом шарнира. Когда пыльник рвется или чехол смещается со своего гнезда, шарнир загрязняется и, как следствие, изнашивается быстрее.
  • Втулками, резьбовой частью тяг и прочими деталями механизма углов схождения. Они могут быть подвержены коррозии либо повреждены во время езды в плохих дорожных условиях.

Для чего нужны рулевая тяга и рулевой наконечник

В системе управления автомобиля рулевая тяга необходима для передачи усилия (вращения) руля на поворотные кулаки колес. Шарниры наконечников рулевых тяг обеспечивают свободное вращение всех подвижных деталей привода. Усилие на колеса, соответствующее заданному углу поворота передает непосредственно привод.

Сложный механизм конструкции системы рулевого управления объясняется тем, что при поворотах каждому колесу необходимо задать разный угол. Если бы угол поворота был бы одинаковым, то при маневрах возникало бы скольжение внутреннего колеса, приводящее к износу самой резины и снижению управляемости машины.

Разный угол поворота достигается благодаря особой конструкции части рулевого управления автомобиля, включающей в себя тяги, шарниры и поворотные рычаги. Угол поворота напрямую зависит от угла наклона рычагов.

Как проверить рулевые наконечники? Визуальный осмотр

Если периодически осматривать узлы рулевого управления, можно заранее предотвратить и устранить поломку. Визуальный осмотр не займет много времени и сил. Как проверить рулевые наконечники? Что нам для этого понадобится?

Так как рулевые наконечники закреплены на днище автомобиля, нам нужна смотровая яма или эстакада. Если такой возможности нет, поддомкрачиваем переднюю часть автомобиля с одной и с другой стороны.

  • Сперва протираем деталь куском ветоши.
  • После удаления лишних загрязнений проверяем на наличие дефектов. В первую очередь следует обратить внимание на пыльник – деталь, которая чаще всего выходит из строя (лопается, трескается).
  • На следующем этапе проверяем люфт механизма. Попросите помощника, чтобы тот покрутил руль в обе стороны. В это время необходимо наблюдать за работой механизмов. Если наконечник имеет люфт вдоль оси пальца более двух миллиметров, значит, он пришел в негодность.
  • Проверив одну сторону механизма, переходим на другую. Операции аналогичны тем, что мы описали ранее.

Какие признаки срочной необходимости ремонта рулевой системы?

Обычно автомобили в наше время оснащены усилителями, поэтому далеко не все проблемы чувствуются сразу на руле. Рулевая рейка принимает удар на себя, и это может никак не сказываться на общей работе механизма. Но в определенный период вскроются проблемы, которые могут привести к серьезным последствиям. Поэтому стоит внимательно относится к любым, даже минимальным, изменениям в системе автомобиля. В ином случае проблемы могут оказаться аварийными. На машинах без усилителей неисправности данного механизма чувствуются лучше.

Следует помнить о таких важных признаках скорого ремонта:

  • на заглушенной машине при энергичном дергании рулевого колеса в крайних точках свободного хода слышен еле уловимый стук – нужно обязательно найти причину этого стука;
  • на заведенном автомобиле, когда уже работает усилитель, в крайних режимах свободного хода рулевого колеса слышны сильные стуки, обычно они дают определенную отдачу на руки водителя;
  • если рулевое колесо доведено на половину оборота, можно подергать его и услышать еще более сильные стуки в районе рулевой рейки, это уже говорит о неисправностях самой рейки;
  • в процессе поездки слышится сильный стук в передней подвеске, очень часто речь идет не о подвеске, а о рулевых системах, они гремят сильнее, чем вышедшая из строя стойка, а также есть отдача на руль;
  • при проезде небольших неровностей дороги рулевое колесо реагирует на подобные препятствия, очень сложно поймать курс движения автомобиля, приходится постоянно подруливать при поездке.

Последняя особенность часто говорит о том, что есть сильные люфты в районе тяг и наконечников. Также часто при этом ход рулевого колеса становится слишком легким, усилитель включается на полную мощность. Даже если ничего не стучит, но сильно изменились особенности работы усилителя, стоит внимательно проверить рулевое управление. Вполне возможно, что достаточно сменить наконечники, заплатив сравнительно немного денег. Если же ездить и дальше, убитые рулевые наконечники начнут постепенно убивать весь автомобиль. Это явно не приведет к увеличению безопасности движения на авто.

Выявляем неисправность «на слух»

Как проверить рулевые наконечники (ВАЗ в том числе), не осматривая их визуально? Все неисправности могут проявляться по ходу движения. Так, главный признак – это поступление в салон нештатных звуков. При повреждении пыльника грязь оседает на местах соединений. На скорости вы отчетливо слышите их работу, которая при нормальном состоянии должна быть бесшумной.

Стоит прислушаться к этим звукам. Не рекомендуется откладывать ремонт «на потом». Ведь неисправность распространится на другие элементы управления и подвески.

Как еще можно проверить исправность рулевых наконечников? Еще один характерный признак – это вибрация руля. Если имеется люфт механизма, он будет отдаваться в руль, особенно при езде по неровной дороге. Конечно, такие вибрации могут быть и из-за других элементов (например, кривого тормозного диска или неотбалансированных колес). Но в любом случае посторонний звук – это первый сигнал, который сообщает о необходимости диагностики.

Основные проблемы с рулевыми тягами

Сами рулевые тяги представляют собой металлические стержни, повредить которые довольно сложно. Их можно только погнуть – «зацепив» колесом о камень или другое препятствие.

Гораздо чаще возникают неисправности, связанные с:

  • Шарнирами. Эти детали располагаются на концах рулевых тяг. Чаще всего причиной поломки становится чрезмерное изнашивание вкладыша (или резиновой втулки) либо сферической поверхности пальца (повреждения на резьбе, конусе, поверхности вследствие коррозии или непрофессионального монтажа/демонтажа).
  • Шплинтом, фиксирующим корончатую гайку. Неправильный монтаж этой маленькой и не особенно значительной, на первый взгляд, детали, может привести к непоправимым последствиям: шплинт выпадает -> гайка ослабляется -> палец теряет плотный контакт -> рулевая трапеция теряет свою геометрию -> управлять авто невозможно.
  • Пыльниками или чехлом шарнира. Когда пыльник рвется или чехол смещается со своего гнезда, шарнир загрязняется и, как следствие, изнашивается быстрее.
  • Втулками, резьбовой частью тяг и прочими деталями механизма углов схождения. Они могут быть подвержены коррозии либо повреждены во время езды в плохих дорожных условиях.

Самостоятельная замена – стоит ли ввязываться?

Если у вас современный автомобиль с технологичной системой рулевого управления, намного проще и удобнее будет обратиться к специалистам из проверенной станции и получить приятный быстрый ремонт с минимальными затратами времени и без рисков некачественной работы. Отечественные машины и бюджетные иномарки вполне можно ремонтировать в собственном гараже, если у вас есть яма и опыт в выполнении определенных работ. По инструкциям из первого попавшегося видео ничего сделать не получится, нужен опыт, не лишней будет помощь товарища с опытом в этом деле.

Главные минусы самостоятельного ремонта:

  • это займет определенное время, порой для замены тяг и наконечников на сервисе уходит около 2-3 часов, в гараже на это может уйти намного больше времени, и это не очень радует владельца машины;
  • неточности установки вызовут проблемы в рулевом управлении, через пару сотен километров начнутся проблемы, которые обязательно приведут к очередному дорогостоящему ремонту;
  • вы вряд ли получите удовольствие от данной работы, с большой вероятностью получится ряд неприятностей, связанный с неудобным положением или невозможностью открутить определенный болт;
  • нужно понимать, как именно устанавливаются детали, в каком порядке необходимо производить разборку оборудования, иначе могут возникнуть неприятности с точки зрения сборки;
  • после выполнения работы необходимо провести ряд тестов, прежде чем выезжать на дороги общего пользования, это важно делать, даже если вы очень уверены в качестве своей работы.

Менять тяги и наконечники рулевого управления не так просто, как может показаться с первого взгляда. Нужно понимать, что эта процедура очень ответственная, так что лучше обратиться на сервис, если у вас есть любые сомнения. Также в случае возникновения проблем уже в процессе ремонта вам будет непросто вызвать мастера в свой гараж, чтобы закончить сборку оборудования. Так что намного лучше выполнить работу сразу в хорошем сервисе. Но если у вас есть опыт и уверенность в своих силах, то получится сэкономить пару-тройку тысяч рублей без особых проблем.

Как выбрать хорошие запчасти для рулевой системы?

Предположим, вы нашли проблему и хотите ее устранить. В этом случае вам потребуется приобрести наконечники, тяги или системы рулевого управления в сборе. Существуют десятки производителей, которые предлагают свои решения в этом случае. Но проблема в том, что большинство из них не достойны вашего внимания. Следует очень внимательно относиться к тому, что могут возникнуть самые разные трудности в процессе эксплуатации недорогих запчастей. При подборе стоит внимательно оценить несколько важных факторов и выбрать оптимальные детали.

Вот лишь некоторые особенности, которые стоит учитывать:

  • бренд – не всегда известный бренд выпускает хорошие запчасти для вашего автомобиля, знаменитые фабрики также представлены на российском рынке в огромном количестве подделок;
  • цена – не может хорошая запчасть стоит в три раза дешевле оригинальной, важно отказаться от приобретения очень дешевых тяг и наконечников, так как это попросту небезопасно для вас;
  • внешний вид – осмотрите детали и убедитесь в том, что произведены они на хорошем промышленном оборудовании, обычно это можно увидеть по разным критериям, включая качество подготовки металла;
  • упаковка – большинство качественных автомобильных запчастей упакованы в запаянную пленку, а также в картонную коробку, отсутствие упаковки говорит о подделке или браке продукции;
  • поставщик – не покупайте комплектующие для вашего авто в непроверенных местах, это может быть очень опасно для вашего транспортного средства и стать причиной его явных проблем.

Лучше всего брать оригинальные запчасти, пусть это и самая дорогая опция. Тем не менее, оригиналы порой стоят неразумно больших денег. Это говорит о том, что стоит внимательнее относиться к поставщикам. Иногда оригинал можно купить в стороннем магазине в два раза дешевле, чем на официальном сервисе. Официалы зарабатывают на запчастях, это их основной бизнес. Но при покупке в простом магазине будьте очень внимательны и откажитесь от приобретения явных подделок. От них никакого преимущества вы точно не получите.

Почему изнашиваются рулевые наконечники?

К основным причинам неисправностей и износа рулевых тяг относятся:

  • Деформации тяг и рычагов, возникающие при сильных ударах (наезд на большой скорости на препятствие, попадание в яму).
  • Износ шарниров и их несвоевременная замена.
  • Разрушение пыльника рулевой тяги из-за пыли, грязи.

В основном неисправности рулевых тяг возникают из-за механических повреждений, дефектов защитного чехла, приводящих к попаданию пыли, грязи, влаги. Срок службы наконечников, как правило, составляет порядка 30-40 тыс. км пробега. Диагностика рулевых тяг может потребоваться гораздо раньше указанного пробега – периодичность проверки и замены напрямую зависит от качества дорог, стиля вождения авто.

Среди признаков неисправностей следует отметить:

  • Сторонние шумы, стуки подвески.
  • Люфт рулевого колеса.
  • Тугое вращение руля.

Функции рулевых тяг

Рулевые тяги передают усилие от руля к поворотным рычагам ступиц для поворота колес. Более того, они являются частью рулевой трапеции, определяя угол поворота каждого колеса (при повороте колеса идут по разным радиусам).

Как поменять рулевой наконечник?

Заменить наконечник рулевой тяги на автомобиле можно самостоятельно, воспользовавшись руководством по обслуживанию вашей машины или рекомендациями ниже. Предварительно потребуется подготовить инструмент, новый наконечник.

Кто стучал? Рулевой наконечник

Разумеется, цель диагностики — найти неисправную деталь и заменить именно ее. Чтобы проверить состояние наконечника рулевой тяги, нужно приподнять машину (колесо не должно касаться земли). Затем его необходимо покачать особым образом, приложив усилие в точке «9 часов» или «3 часа». Такое покачивание позволит почувствовать люфт. Если он есть, нужно понять его источник.

Для начала выясним, виноват ли в этом рулевой наконечник. Для этого одной рукой покачиваем колесо в той же плоскости, а другую руку заводим за колесо и кладем ее так, чтобы она касалась рулевого наконечника и поворотного кулака. Если зазор там, при покачивании это легко ощутить.

Как самостоятельно выявить поломки конца рулевой тяги

— автомобиль может непредсказуемо вести себя в полосе движения (заметны рысканья, увод в сторону)

— заметен повышенный износ шин (даже с выставленным в норму сход/развалом)

— появляется люфт рулевого колеса

— руль сложнее вращать

— возможно появление вибрации на рулевом колесе

— слышен негромкий частый стук при езде по мелким неровностям дороги или при преодолении «лежачего полицейского»

— аналогичный стук может быть слышен при повороте колес (с одной или с обеих сторон)

Важно!

На самом деле все вышеописанные симптомы могут проявляться и при других неисправностях рулевого управления и подвески. Но это не говорит о том, что при их выявлении вы не должны отправиться в автосервис на диагностику.

Признаки неисправности рулевой тяги

Есть некоторые признаки, по которым легко определить неисправности частей рулевой тяги:

  • затруднение вращания ведущих колес
  • увеличение люфта руля: в случае горизонтального — стоит заменить наконечник, вертикального — подшипник ступицы или шаровую опору
  • появляется вибрация руля
  • при управлении автомобилем слышатся необычные звуки (что-то стучит)
  • машину начинает клонить в сторону при езде

Перед тем, как менять рулевую тягу, нужно провести диагностику, чтобы определить, нужно ли вообще её менять.Определите, действительно ли у руля увеличился люфт. Для этого попросите кого-нибудь поворачивать его и сами пытайтесь визуально определить люфт. Необходимость смены наконечника рулевой тяги появляется, когда руль поменял траекторию поворота или начинает вибрировать.

Также стоит посмотреть на чехол на шарнире на предмет трещин и разрывов. Если они есть, нужно сразу его сменить.

Сигналы о проблемах с рулевыми тягами

Вовремя заметить неисправность позволит простая внимательность к тому, как «ведет» себя автомобиль на дороге. Большой свободный ход руля, а также посторонние звуки (чаще всего стук) при повороте – знак о проблемах с шарнирами. Отклонение от выбранной линии движения, а также от заданного радиуса поворота может свидетельствовать, что шарнир развалился или износились наконечники. Главное – заметить проблему вовремя, чтобы не потерять контроль над автомобилем внезапно, прямо во время движения.

Симптомы неисправности рулевых наконечников

Как выглядит рулевой наконечник

Перед тем, как описать основные признаки неисправности рулевых наконечников, укажем основных врагов этой детали:

  • влага;
  • пыль;
  • ухабы и неровности дороги;

Если вывести за скобки неаккуратную и неумелую езду на автомобиле, то главной проблемой для рулевых наконечников является повреждение пыльника. Именно пыль, грязь, влага, способны в короткие сроки выводить из строя рулевой наконечник. Поэтому, осматривайте пыльники, как можно чаще, чтобы вовремя заметить их разрушение.

Если же говорить о собственно признаках неисправности рулевых наконечников, то, прежде всего это проблемы с реакцией автомобиля на движения руля. Неадекватный поворот колес, виляния машины в стороны, когда вы отпускаете руль, чересчур сильное биение в руль на ухабах и ямах, посторонние стуки и хрусты в передней части подвески, особенно при вращении руля, все это признаки того, что возможно, пришла пора менять рулевые наконечники. Хотя, у некоторых из приведенных симптомов, могут быть и другие причины, с состоянием рулевых наконечников никак не связанные.

Люфт рулевого колеса

Основные неисправности рулевого управления довольно легко определить — автомобиль заметно теряет управляемость, появляются посторонние звуки в передней части авто, возникает люфт рулевого колеса. Люфтом называется холостое движение руля, при котором поворот колёс не осуществляется. Правила дорожного движения устанавливают максимальное значение люфта для легковых авто не более 10 градусов — при его превышении эксплуатация автомобиля невозможна.

Люфт может возникнуть по нескольким причинам:

  • увеличенный зазор в разбитых рулевых наконечниках;
  • выработка на рулевых тягах;
  • сильный износ рулевой рейки;
  • выход из строя крестовины рулевого вала;
  • износ подшипника, расположенного на рулевом валу;
  • поломка ЭУР или ГУР.

Сильный люфт чреват значительной потерей управляемости авто. Дело в том, что при люфте передние колёса автомобиля теряют устойчивость, и начинают «болтаться» в пределах, равных люфту рулевого колеса. При движении на высокой скорости автомобиль будет заметно «плавать» по дороге, и водителю придётся постоянно подруливать, чтобы удержать авто в своей полосе. В условиях гололёда люфт колеса чреват полной потерей управления авто, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Процесс замены рулевых наконечников. Вступление и инструменты

К выполнению работ по замене рулевых наконечников необходимо подойти ответственно, ведь езда с неисправными наконечниками может привести к печальным последствиям. Также следует обратить внимание и на крепления самих наконечников к поворотным кулакам.

Крепления наконечников к поворотным кулакам бывают двух типов:

  • устанавливаемые шпилькой вниз в поворотный кулак — закрытого типа (с закрытым внешним корпусом, не имеющего гайки сверху);
  • устанавливаемые шпилькой наверх — открытого типа (с внешним корпусом, оснащенным фиксирующими гайками).

В зависимости от того, какой тип наконечников установлен на автомобиле будет варьироваться и набор необходимых инструментов. Так, для наконечников закрытого типа, устанавливаемых шпилькой вниз в поворотный кулак, потребуется специальный съемник, работая которым наконечник можно будет легко «выдавить» из поворотного кулака. Некоторые умельцы обходятся без съемника, орудуя молотком, но от подобных манипуляций лучше воздержаться.

Итак, для замены выполнения работ потребуется следующий набор инструментов:

  • домкрат;
  • балонный ключ;
  • набор рожковых ключей и торцевых головок;
  • смазка WD-40 или другая аналогичная;
  • корщетка;
  • съемник (для наконечников закрытого типа);
  • молоток (на всякий случай).

Процесс замены рулевых наконечников. Выполнение работ

В первую очередь повторяем манипуляции указанные выше (как при диагностике наконечников), а именно — домкратим автомобиль с необходимой стороны и вывешиваем колесо. Затем балонным ключом откручиваем колесо и снимаем его, доступ к наконечнику, рулевой тяге и кулаку свободен.

Теперь используем корщетку и тщательно очищаем места крепежных гаек на тяге и наконечнике, после чего наносим на них смазку WD-40 или любой другой жидкий ключ. Выжидаем несколько минут и начинаем откручивать гайку со стороны рулевого тяги.

ВНИМАНИЕ ! Для откручивания стопорящей гайки на рулевой тяге нужно дополнительно зафиксировать её вторым ключом (на тяге есть отдельное несъемное крепление для этого). Гайку, стопорящую рулевой наконечник следует открутить ровно на 1-1.5 оборота и запомнить её месторасположение. Это необходимо, чтобы установить новый наконечник и соблюсти хотя бы примерные показатели сход-развала.

Далее — в зависимости от типа наконечников откручиваем фиксирующие их гайки. С наконечниками открытого типа, устанавливаемыми шпилькой вверх все просто. Достаточно только отвернуть крепежную гайку, после чего путем постукивания молотком по шпильке и небольшого покачивания поворотного кулака извлекаем шарнирную часть наконечника. После чего остается лишь открутить сам рулевой наконечник с рулевой тяги.

На наконечниках закрытого типа (с гайкой снизу) процесс извлечения шарнирной части из поворотного кулака очень похож: сначала немного отвинчиваем гайку и в это месте (между гайкой и кулаком) вставляем язычок съемника. Нижней частью съемник упирается в саму шпильку и во время его закручивания происходит как бы выдавливание наконечника из кулака. Если же съемника нет, то гайку необходимо открутить полностью, после чего с помощью молотка начать покачивать и выстукивать поворотный кулак, постепенно вытягивая шарнирную часть из кулака. Как только наконечник будет извлечен из кулака — откручиваем его от тяги, на этом процедура завершена.

Теперь остается лишь установить новые наконечники на место, однако перед этим необходимо измерить их длину (относительно старых). Руководствуясь полученными размерами наконечников следует подтянуть или наоборот — ослабить фиксирующую наконечник гайку на рулевой тяге. В остальном процесс установки новых рулевых наконечников абсолютно идентичен их снятию: повторяем все в обратном порядке и закручиваем все гайки. Процедура окончена, после этого необходимо отправится на стенд и выполнить манипуляции по сходу-развалу.

Первичный осмотр

Чтобы выполнить первичный осмотр рулевых наконечников нужно выполнить следующее:
1. Рулевая тяга и наконечники изначально недоступны, так как находится на днище авто. Для более тщательного осмотра необходимо загнать машину на смотровую яму. Это создаст более открытый доступ ко всем элементам подвески, днища и, в том числе, позволит качественнее проверить рулевой наконечник. Если нет возможности воспользоваться ямой, то можно применить домкрат, но только для поднятия авто. Для повышения безопасности используйте подставочные опоры (пеньки).
2. Нужно с помощью ветоши протереть детали от всякого налета, это позволит рассмотреть поверхность на наличие дефектов. Также нужно уделить внимание крепежным местам, так как именно в соединениях чаще всего может таиться неисправность.
3. В основном первой деталью, которая приходит в непригодность считается пыльник. Поэтому следует проверить его на наличие трещин.
4. Чтобы проверить люфт нужно, чтобы помощник покрутил руль в обе стороны, а вы при этом наблюдаете за работой наконечников. Если наконечник перемещается вдоль оси пальца более чем на полтора миллиметра, то это свидетельствует о том, что рулевой наконечник неисправный.
5. Неисправность может быть где угодно, при проверке нужно быть максимально внимательными. После осмотра одной из сторон, нужно проверить вторую.
6. При желании, раз уж вы под автомобилем, выполните диагностику и других не маловажных узлов и деталей. При необходимости некоторые из них можно смазать или же срочно заменить.

Приступаем к работе

Первым делом срываем колесные болты. Далее поднимаем машину на домкрате и снимаем диск. Находим наш наконечник. Он будет в грязи (даже после того, как мы протерли его ветошью), поэтому обрабатываем место соединения детали универсальной смазкой ВД-40. Чтобы было удобно снимать наконечник, выворачиваем руль в крайнее положение до упора.

Далее ключами откручиваем весь механизм. При помощи плоскогубцев достаем шплинт из гайки шарнира. Далее откручиваем фиксирующий болт. При помощи съемника или монтировки нажимаем на тягу так, чтобы наконечник сдвинулся вверх. Так болт вылезет из своего посадочного места. После этого выкручиваем из рулевой тяги шарнир. Важно запомнить количество оборотов, произведенных по часовой стрелке (чтобы потом не делать развал-схождение). Далее берем в руки новый наконечник и закручиваем его против часовой стрелки. Количество оборотов должно быть таким же, как и у снятого элемента. Затяжку гаек производим с усилием 50 Нм. После этого устанавливаем на место шплинт и собираем колесо.

Отправляемся на небольшой тест-драйв. Если вы не угадали с количеством витков, машину поведет в сторону. В таком случае лучше отправиться на развал-схождение, поскольку наугад выставлять углы будет очень долго.

Причины износа шарниров

В процессе эксплуатации рабочая пара наконечника (пластмассовая вставка и шаровой палец) испытывает нагрузки со стороны рулевой рейки, которая тянет или толкает поворотный кулак в зависимости от направления движения автомобиля. Другая разновидность нагрузок воздействует на элемент со стороны колеса, попадающего на неровности дорожного полотна.

В первом случае усилие прилагается перпендикулярно оси шарового пальца и действует на излом, во втором силы стремятся выдернуть деталь из гнезда. Есть и третий вид нагрузки – сила трения, возникающая в узле при повороте колес. Поскольку палец жестко закреплен в проушине кулака гайкой, он проворачивается внутри пластиковой втулки и трется о ее стенки.

Из-за воздействия указанных нагрузок шарнирное соединение изнашивается следующим образом:

  1. Со временем стенки вкладыша истираются, между ними и шаром образуется зазор, отчего при движении по мелким неровностям слышен негромкий стук.
  2. Истирание боковых стенок втулки приводит к разбалтыванию пальца, ведь он поджимается пружиной только снизу.
  3. Когда пружина и пята не в состоянии выбрать люфт, возникший в результате износа пластика, шаровой палец легко ходит во втулке, отчего сильно стучит рулевой наконечник.

Важный момент! У шарнирных соединений есть внешний враг, значительно снижающий ресурс рабочей пары. Это пыль и влага, проникающая между трущихся поверхностей в результате разрыва верхнего резинового чехла.

Подобные дефекты нужно выявлять своевременно, иначе поврежденный наконечник быстро придет в негодность.

В автомобилях, оборудованных двухрычажной передней подвеской, иногда возникает поломка, не связанная с работой шарнира. Поскольку тяга расположена низко, при неаккуратной езде по плохим дорогам металлический стержень может согнуться от удара о камень или другое препятствие. При этом стук не возникает, но наблюдаются другие признаки, описанные далее.

Как определить неисправность рулевых наконечников

В принципе диагностика поломок или износа рулевых наконечников не требует какого-то специального оборудования, да и особые навыки здесь не нужны. Главное чтобы вы имели доступ под днище автомобиля и были в состоянии самостоятельно отыскать рулевые тяги, элементом которых и является наконечник. Для этого, вам будет нужна либо осмотровая яма, либо подъемник, либо, в крайнем случае, домкрат и подставные пеньки. Ни в коем случае не пренебрегайте последними! Неконтролируемый срыв автомобиля с домкрата, чреват для того, кто находится под днищем, самыми тяжелыми последствиями. Поэтому, если у вас нет возможность воспользоваться осмотровой ямой, убедитесь в том, что приподнятая машина стоит на надежных подпорках.

Когда вы найдете рулевые тяги, их следует пошатать, двумя руками в строго вертикальном направлении. Только так вы сможете определить люфт, который свидетельствует, что наконечники пора менять. Кроме того, нужно убедиться что люфтит собственно палец наконечника, а не маятник рулевой рейки. И только когда вы уверены, что проблема действительно в наконечниках, можно переходить к их замене, поскольку ремонт этих деталей практически никогда не производится. Еще одним показанием для замены рулевых наконечников, является нарушение целостности или разрушение пыльника. Ну и конечно же, если не дай бог, автомобиль попал в аварию, после этого проверить состояние наконечников нужно обязательно.

Замена рулевых наконечников может производиться как в автомастерской, так и в домашнем гараже, если есть человек, который знает, как правильно осуществить данную процедуру. После замены рулевых наконечников или хотя бы одного из них, проверка развала схождения колес – мероприятие строго обязательное. И не стоит ждать, когда рулевые наконечники совсем откажутся работать. Никто не знает, когда износ металла, наличие грязи и иных повреждающих частиц, приведут к тому, что наконечник не сможет выполнять свои функции нормально. А значит, вы можете оказаться на скорости, с полностью отказавшим рулем.

Как проверить рулевые наконечники в условиях гаража

Проверку (пусть и профилактическую) износа рулевого наконечника рекомендуется проводить после 40 тыс. км пробега (все зависит от условий эксплуатации). Для выполнения процедуры нужна смотровая яма. Пошаговые действия:

  • загоните авто строго по центру ямы, чтобы доставать до шарниров;
  • под задние колеса поставьте упоры;
  • возьмите тягу как можно ближе к наконечнику и покачайте шарнир сверху вниз, до момента ощущения люфта;
  • поворачивайте тягу вокруг свой оси: если она крутится легко, наконечник нужно менять.

Для проверки состояния пыльников достаточно максимально круто вывернуть колесо, поставив автомобиль на домкрат. О прорыве, если он не определяется визуально, можно судить по выдавливаемой изнутри смазке. Для замены пыльника достаточно с помощью специального съемника освободить наконечник, вынув его из проушины, предварительно расшплинтовав гайку и открутив ее.

Источники

  • https://uremont.com/publications/articles/neispravnosti-rulevogo-upravleniya
  • http://content-bis.com.ru/chto-takoe-rulevye-tyagi-i-stoit-li-otkladyvat-ix-remont.html
  • https://djago.ru/rulevoy-mehanizm/osnovnye-prichiny-iznosa-rulevyh-nakonechnikov/
  • https://cars-life.org/repair/kak-pomenyat-rulevoj-nakonechnik-remont-i-zamena-svoimi-rukami/
  • https://NewNiva.ru/neispravnost-rulevykh-nakonechnikov-niva.html
  • https://ddcar.ru/blog/remont/proverka-i-zamena-nakonechnikov-rulevyh-tyag
  • https://FB.ru/article/304576/kak-proverit-rulevyie-nakonechniki-v-domashnih-usloviyah
  • http://avto-flot.ru/blog/kogda-pora-menyat-rulevyie-tyagi-i-nakonechniki-glavnyie-priznaki-polomok.html
  • http://xn—-7sbbahhmm0eyagkd4l.xn--p1ai/articles/neispravnosti-rulevyh-tyag-kak-ih-obnaruzhit-i-kak-s-nimi-borotsya
  • https://www.zr.ru/content/articles/920542-diagnostika-rulevykh-nakonechnik/
  • https://autoshas.ru/zamena-i-diagnostika-rulevojj-tyagi.html
  • https://AvtoNov.com/%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/
  • https://mixprogram.ru/articles/simptomy-neispravnostei-rulevyh-nakonechnikov.html
  • https://autochainik.ru/neispravnost-rulevykh-nakonechnikov.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: