- Автомобильная приборная панель[править | править код]
- Функции и назначение
- Устройство и работа приборной панели
- Виды панелей приборов
- Оптитронная
- Электронная (виртуальная)
- Почему передняя панель стала «торпедой»?
- Исторические особенности
- Торпедо или торпеда?
- Назначение значков на приборной панели
- Цвет
- Основные символы
- Дополнительные функции
- Световые приборы
- Значки, оповещающие о серьёзной опасности
- Оповещения систем безопасности
- Индикаторы контроля специальных систем
- Значки на приборной панели в дизельных автомобилях
- Значки на приборной панели в гибридных автомобилях
- Дополнительные индикаторы
- Лампочки систем контроля и управления
- Описание значков системы устойчивости
- Дисплеи и сообщения на приборной панели автомобиля
- Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели
- Неисправности приборной панели
Автомобильная приборная панель[править | править код]
Панель приборов, как средство отображения информации, в наибольшей степени определяет внутреннюю визуальную информативность автомобиля.
Существуют стрелочные и светодиодные приборные панели.
Любая автопанель приборов должна обеспечивать хорошую обзорность всех шкал и датчиков, установленных на ней, оставаясь достаточно простой в обращении, выдавать всю необходимую водителю информацию. Это, прежде всего:
- текущее состояние систем автомобиля, непосредственно обеспечивающих безопасность движения (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности
- характеристики движения (скорость, обороты двигателя, дистанция до впереди идущего объекта);
- правильность эксплуатации двигателя, ходовой части, трансмиссии, электрооборудования и всего автомобиля в целом;
- прочие сведения (текущее время, например).
Включает в себя обязательные контрольно-измерительные приборы, сигнальные лампы и органы управления основным и дополнительным оборудованием.
Как правило, красный цвет символов свидетельствует о возможных серьезных неисправностях либо же нерешенным вопросом безопасности транспортного средства, оранжевая или желтая расцветка индикаторов говорит о том, что тот или иной узел или механизм транспортного средства нуждается в обслуживании и даже ремонте, а что касается символов зеленого или синего цвета, то обычно они применяются только для того, чтобы проинформировать водителя о том, что все в автомобиле работает нормально.
Функции и назначение
Через приборную панель осуществляется связь водителя с автомобилем. Главная ее функция – это информировать о главных показателях во время движения: уровень и расход топлива, скорость, обороты двигателя, заряд АКБ и другое.
Как правило, она расположена прямо перед водителем, немногим ниже уровня глаз. В некоторых моделях отдельные приборы вынесены посередине на центральную консоль.

Современная приборная панель представляет собой блок, который объединяет ряд контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также бортовой компьютер. В среднем на ней расположено около десяти приборов. Большее их количество будет только отвлекать водителя, а меньшее скажется в худшую сторону на информативности.
Устройство и работа приборной панели
Все обозначения на панели приборов делят на два вида:
- контрольно-измерительные приборы;
- контрольные лампы.
К контрольно-измерительным приборам, как правило, относятся те приборы, которые показывают различные измерения (скорость, обороты, пробег и др.), например, тахометр, спидометр и одометр.
Контрольные лампы загораются на панели и оповещают водителя о работе различных узлов и элементов. Это может быть заряд АКБ, активация стояночного тормоза, работа привода, тормозные диски, ABS, поворотники, ближний/дальний свет и множество других. Все зависит от конкретной модели автомобиля и варианта “приборки”.
В стандартный набор входят следующие индикаторы и контрольно-измерительные приборы:
- спидометр (показывает скорость авто во время движения);
- тахометр (показывает количество оборотов коленчатого вала в минуту);
- одометр (показывает общий и текущий километраж, пробег);
- индикатор топлива (показывает уровень топлива в баке, сигнал поступает от соответствующего датчика);
- индикатор температуры (показывает текущую температуру охлаждающей жидкости в моторе);
- указатель давления масла;
- другие индикаторы.
В современных автомобилях многие параметры контролируются бортовым компьютером, который выводит информацию о неисправностях на экран. Это могут быть неполадки с ABS, тормозными дисками, фарами и т.д.
Виды панелей приборов
Панели приборов можно разделить на два вида:
- аналоговые (стрелочные);
- электронные или виртуальные.
В аналоговой модели используются механические составляющие. Тахометр, спидометр и другие индикаторы показывают значения стрелками, на индикаторах загораются лампочки. Такими панелями оснащены большинство старых и бюджетных моделей авто.
На виртуальной панели используется специальная программа. Все данные выводятся на единый экран. Такой вариант считается более современным, но многие водители предпочитают проверенные старые датчики.
Оптитронная
Среди разновидностей аналоговой панели выделяют так называемую оптитронную модель. Название происходит от английского «Optitron», но это не технический термин, а товарный знак от Тойота. При выключенном зажигании разглядеть приборы практически невозможно. Они активируются при включении зажигания. Загораются стрелки, затем спидометр, тахометр, уровень топлива, стояночный тормоз.

Для нее характерна повышенная затемненность. Благодаря подсветке на панели видны основные показатели, а другие индикаторы практически незаметны. Они загораются по необходимости. Смотрится оригинально и красиво.
Электронная (виртуальная)
Развитие электронной или виртуальной приборной панели проходило постепенно. Это результат современных технологий. Сначала среди аналоговых циферблатов помещали дисплеи бортового компьютера, затем она стала полностью виртуальной. Программа имитирует на экране привычное расположение приборов.
У такой панели есть свои преимущества:
- большая информативность;
- красивый внешний вид, разработчики стараются сделать дизайн как можно ярче;
- индивидуальные настройки, водитель может сам выбирать внешний вид, цветовую гамму и другое;
- взаимодействие с водителем.

Разработчиками цифровых панелей являются многие ведущие автопроизводители (AUDI, Lexus, Volkswagen, BMW, Cadillac и другие. Наиболее прогрессивной считается виртуальная панель Audi Virtual Cockpit. Жидкокристаллический дисплей с высоким графическим разрешением, на котором отображается множество информации, включая информационно-развлекательный комплекс. Управлять системой и настройками можно с рулевого колеса.
Также многие современные автомобили оснащаются функцией проекции приборной панели на лобовое стекло. Проекционный дисплей показывает основные показатели (скорость, навигация и т.д.). Водителю не нужно отрывать взгляд от дороги и отвлекаться.
Приборная панель – это коммуникатор, через который проходит связь автомобиля с водителем. Чем информативнее и правдивее будет информация, тем безопаснее и удобнее будет поездка. Современные панели отличаются не только информативностью, но и ярким дизайном. Различные решения добавляют индивидуальности салону, но все же главное, чтобы водитель в любой момент движения мог увидеть интересующую его информацию.
Почему передняя панель стала «торпедой»?
Конечно же, нет ничего общего между настоящей торпедой и панелью приборов в транспортном средстве, но все равно такие понятия уже давно укоренились в быту. И вот если сказать «торпеда», то водитель сразу же понимает, что речь идет об использовании передней панели приборов. А вот повелось такое название от наименования немецкой компании, которая ранее и занималась изготовлением тех самых передних панелей приборов. В те времена компания называлась Торпедо, откуда, собственно, и пошло такое нестандартное название.
Исторические особенности
Панель приборов в транспортном средстве – это важная составляющая комфортного управления средством передвижения для получения надежности, удобств и преимуществ в техническом плане. И вот изначально компания Торпедо занималась изготовлением передних панелей для автомобилей, поэтому теперь потребитель может рассчитывать на идеальное качество, практичность, надежность и, соответственно, качество рабочих особенностей.
Среди важных моментов изготовления передних панелей стоит отметить и то, что предоставляется большой ассортимент разных технологий и материал. Торпеды в транспортном средстве – это важные составляющие нормального режима функционирования, поэтому вне зависимости от того, как называется устройство, оно должно быть надежным и качественным в плане своего исполнения.
Правильно подобранная торпеда для обустройства транспортного средства – это гарантия надежности, практичности, функциональности и удобства в рабочем плане. А также важно то, что торпеда – это устройство с особыми техническими деталями, поэтому важно внимательно отнестись к обслуживанию, чтобы предотвратить любые технические поломки и неисправности. И именно поэтому стоит при надобности проконсультироваться со специалистами, получив ценные ответы на вопросы в данном автомобильном деле.
Торпедо или торпеда?
Только не обращайтесь с таким вопросом к фанатам «Спартака». Шутки шутками, а необычный жаргонизм неплохо прижился. Им сегодня называют переднюю панель автомобиля. Вот только, как верно произносить слово, многие не знают. Впрочем, в Толковом словаре Дмитрия Ушакова слово «торпедо» означает то же, что и «торпеда» в значении «автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом». Дело в том, что во времена, когда Дмитрий Николаевич работал над словарем (1935–1940 годы), «торпедо» еще не ассоциировали с передней панелью автомобиля. Произошло это чуть позже. В середине прошлого века немецкая компания Torpedo занималась производством приборов для автомобилей. Со временем «торпедо» стало именем нарицательным. Сначала так называли приборные щитки, а позже и всю переднюю панель целиком. Так что самодвижущийся боевой снаряд подлодки, торпеда, не имеет к передней панели никакого отношения.
Назначение значков на приборной панели
Есть огромное количество сигнальных лампочек на щитке приборов, которые являются специфическими для определенных моделей авто и несут в себе определенные обозначения. О назначении таких индикаторов можно узнать из сервисного мануала к автомобилю, мы же рассмотрим наиболее распространенные сигналы, их изображение и значение.
Лампочки индикаторов на контрольном щитке представляют собой наиболее простой способ, благодаря которому автомобилист может узнать обо всех возможных поломках. Благодаря лампочкам водитель может узнать о неполадках в работе двигателя автомобиля, аккумулятора, тормозной системы и т.д. То есть именно световые индикаторы позволяют быть в курсе работы всех узлов транспортного средства. В ходе улучшения технологии производства авто количество индикаторов и символов стало расти, и сегодня они имеют более привлекательный и оцифрованный вид. Само значение индикаторов, как, собственно, и их наличие, довольно разнообразное.
Цвет
Цвета, которые имеют значки на приборной панели:
- Красный цвет символов свидетельствует о возможных серьезных неисправностях либо же нерешенным вопросом безопасности транспортного средства. Кроме того, символы красного цвета часто используются в качестве напоминаний, к примеру, о включении стояночного тормоза.
- Оранжевая или желтая расцветка индикаторов говорит о том, что тот или иной узел или механизм транспортного средства нуждается в обслуживании и даже ремонте. Как показывает практика, в большинстве случаев, когда оранжевый символ мигает, водителю необходимо максимально быстро обратиться за помощью к специалисту или произвести диагностику узла.
- Зеленый или синий цвета обычно применяются только для того, чтобы проинформировать водителя о том, что функция активирована и все работает нормально. В принципе, на этом можно закончить этот пункт и перейти к расшифровке. Следует начать с более важных и серьезных индикаторов и обозначений.
Основные символы
Дополнительные функции
Эти индикаторы призваны напомнить владельцу о необходимом действии, без которого в текущий момент или в дальнейшем эксплуатация будет невозможна.
Индикатор ремня. Сообщает, что он не пристёгнут и необходимо исправить положения. Во многих автомобилях он начинает мигать и издавать звуковые сигналы с началом движения.
Дверь салона открыта или закрыта не до конца. Этот же сигнал оповещает об аналогичных проблемах с дверцей багажного отделения.
Топливо на исходе, автомобиль следует дозаправить.
Жидкость для омывания лобового стекла заканчивается, необходимо долить.
Это самые распространённые сигнальные знаки, о которых стоит упомянуть.
Световые приборы
Далее, разберём обозначения значков на панели приборов, оповещающих владельца о работе внешних осветительных элементах.
Включено наружное освещение.
Одна из ламп не работает или проблема в электросети контура наружного освещения.
Активный дальний свет.
Включена система автоматического переключения с дальнего на ближний свет и наоборот.
Система авторегулировки угла наклона осветительных приборов неисправна.
Система адаптивных фар отключена или неисправна. О последнем сигнализирует мигающий значок.
Автоматическое включение ближнего света днём активно.
Лампа стоп-сигнала или фонаря заднего хода перегорела.
Включены габаритные огни.
Работают противотуманные фары.
Задние противотуманки включены.
Сигнал поворота или аварийное оповещение включено.
Эти обозначения помогут вовремя сориентироваться и не дезинформировать других водителей о своих намерениях (в случае с поворотом) или сохранить уровень заряд аккумулятора (если вовремя отключить внешнее освещение).
Значки, оповещающие о серьёзной опасности
Эти сигналы имеют большое значение. Их наличие сигнализирует о серьёзных неисправностях, при которых эксплуатировать автомобиль не рекомендуется. Советуем обратить на это раздел больше внимания.
Этот знак оповещает о том, что уровень тормозной жидкости ниже допустимой нормы. Также он может сигнализировать о нарушениях исправности тормозной системы в целом, износ колодок или разгерметизация. А также проверьте ручник, возможно, он включён, и причина в нём.
Датчик температуры охлаждающей жидкости. Если сигнал горит красным, то температура повышена и может наступить перегрев двигателя. Синее свечение означает низкую температуру, а значит двигатель не прогрет и эксплуатировать его пока не желательно.
Лейка красного цвета с капелькой сообщает о критически низком давлении в системе смазки двигателя. Отказал масляный насос или низкий уровень технической жидкости.
Если один из представленных значков появился на панели приборов, значит, в механизм следует долить масла, его уровень достиг критических показателей.
Данный сигнал оповещает о проблемах с аккумулятором. Отсутствие зарядки генератора, неполадки в электросети.
При наличии подобных оповещений следует сначала устранить проблему и только потом эксплуатировать транспортное средство.
Оповещения систем безопасности
Этот раздел содержит обозначения значков на панели приборов из системы, отвечающей за безопасность водителя и пассажиров автомобиля.
Появление значка сопровождает сигнал или голосовое оповещение. Он сообщает, что необходимо закрыть одну или несколько дверей салона или багажник.
Этот индикатор сообщает о неисправностях системы стабилизации.
Проблема вызвана системой пассивной (подушки) безопасности.
Значок оповещает о проблемах аналогичных предыдущему, но более точно. В данном случае неисправность в подушке безопасности переднего пассажира.
На переднем пассажирском сиденье находится ребёнок или вес пассажира слишком мал. Это может спровоцировать ошибку в работе подушки безопасности в аварийной ситуации.
Индикатор часто ошибочно срабатывает в момент езды по бездорожью. Сообщает, что система предаварийной безопасности не работает.
Активирован иммобилайзер или штатная противоугонная система.
Ошибка активации противоугонной системы.
Ошибка АКПП, перегрев масла.
Превышение предельно допустимой температуры в автоматической трансмиссии. Лучше подождать, когда коробка передач остынет.
Режим АКПП «Парковка». Актуально для полноприводных автомобилей с рядом пониженных скоростей. Автомат блокируется.
Если у автомобиля автоматическая трансмиссия, то этот значок сигнализирует о низком уровне или слабом давлении масла, перегреве или другой проблеме. В этом случае автомобиль самостоятельно переходит в аварийный режим и движется на минимальной скорости, чтобы дать возможность добраться до сервиса.
Если вы видите такой значок, значит, нужно переключиться на следующую передачу, чтобы сократить расход топлива.
Неисправен гидроусилитель руля.
Включён ручной тормоз.
Понижен уровень жидкости в тормозной системе.
Высокий износ тормозных колодок.
Ошибка системы распределения тормозного усилия.
Неисправность электрического стояночного тормоза.
Более чем на 25 % понижено давление в одном или нескольких колёсах.
Возникает уже во время работы и сообщает, что двигательные системы имеют неисправности. Может сопровождаться отключением ряда систем до устранения неполадок. При этом система ограничивает подачу топлива для уменьшения нагрузки.
Система Старт-Стоп включена (зелёный) или работает неисправно (жёлтый).
Двигатель потерял мощность. Опытные водители советуют ненадолго остановить мотор и запустить снова.
Проблема с лямбда-зондом. Чтобы не нарушить функцию впрыска топлива лучше заглушить мотор и устранить неисправность.
Не закрыта крышка топливного бака.
Значок для привлечения дополнительного внимания к уже возникшей проблеме.
Проблемы в системе охлаждения. Уровень жидкости понижен, температура повышена и так далее.
Неисправна дроссельная заслонка.
Система слежения за слепыми зонами неисправна.
Необходимо заменить масло и топливные фильтры, а заодно пройти плановое ТО. В редких случаях при появлении таких значков требуется компьютерная диагностика транспортного средства.
Воздушный фильтр двигателя требует замены.
Неисправна система ночного видения, инфракрасные датчики.
Выключена повышенная передача АКПП.
Индикаторы контроля специальных систем
Современные автомобили оснащены массой специальных возможностей, упрощающих их эксплуатацию. А чтобы пользователь мог контролировать их работу, на панели загораются соответствующие сигналы.
Режим Power активен. Он характерен для автомобилей с автоматической КП и предназначен для задержки переключения на повышенную скорость. Позволяет добиться максимальной мощности двигателя, а также дать время на корректировку в топливной системе и подвеске.
Датчики системы переключения режимов в АКПП.
Рулевое управление требует ремонта.
Индикатор вариатора. Загорается в момент включения зажигания и через несколько минут гаснет. Сигнализирует об исправности системы.
Датчик системы активного подруливания. Сигнализирует о некорректной работе. В некоторых ситуациях это может означать проблемы в тормозной системе или подвеске.
Проблема аналогична предыдущей. В системе активного подруливания сбой.
Перегрев межколесного дифференциала, проблемы в системе полного привода.
В системе полного привода неисправность либо диаметр колёс задней и передней оси не совпадает.
Неполадки в трансмиссии полноприводного автомобиля.
Заблокирован межколесный дифференциал задней оси.
Полный привод на пониженной передаче включён.
Трансмиссия автоматически переключается в полноприводный режим.
Включите повышенную передачу, чтобы сэкономить топливо.
Режим экономии топлива ECO MODE активен.
Включён режим оптимизации расхода топлива.
Индикаторы систем отслеживания полос движения. Мигающий жёлтый сигнал оповещает, что машина уходит в сторону и необходимо выровняться либо система неисправна.
Активная или неисправная система помощи в парковке (зависит от цвета).
Включён режим движения с прицепом.
Ходовая часть автомобиля неисправна, требуется диагностика.
Режимы работы амортизаторов.
Работает обогрев заднего стекла.
Тормозная система активна, отключится после нажатия педали газа.
Включён адаптивный круиз-контроль. Если значок мигает, значит, в системе неисправность.
Наличие препятствия или автомобиля впереди при активном круиз-контроле.
Режим «Снег» активирован. Необходим для комфортной езды в нестандартных условиях снегопада и гололёда.
Присутствие электронного ключа и разрежённость его батареи.
Электронный ключ в автомобиле (присутствует или отсутствует).
Мы привели примеры самых распространённых индикаторов и подробно расписали обозначения значков на панели приборов. В действительности их гораздо больше. Если цветовое исполнение везде идентично, то пиктограммы могут отличаться в зависимости от производителя, типа двигателя и так далее. Охватить в одной статье все возможные изображения просто невозможно. Поэтому если вас интересует значок, которого не нашлось в списке напишите нам в комментариях, и мы дадим подробный ответ на запрос. Но помните, что безопасность превыше всего, и если система мигает красным лучше сразу обратитесь к специалисту.
Значки на приборной панели в дизельных автомобилях
Значки на приборной панели в гибридных автомобилях
Дополнительные индикаторы
Несмотря на общую спецификацию и унификацию информационных значков и индикаторов, каждый автопроизводитель снабжает приборный щит дополнительными сигнализаторами, которые важны для комфорта и обслуживания транспортного средства.
К таким общепринятым дополнительным индикаторам можно отнести:
- Индикатор открытых дверей, капота, багажника, крыши кабриолета;
- Дополнительные топливные сигнализаторы для привлечения внимания и дублирования системы контроля уровня топлива в баке;
- Контроль ремней безопасности, вернее напоминание о необходимости использования ремня безопасности и его надежном защелкивании;
- Предупреждение о пониженном уровне жидкости в бачке омывателя стекол;
- Включение подогрева стекол.
Из-за отсутствия унификации, необходимости вывода совершенно разной информации и больших конструкционных отличий значки на приборной панели автомобиля имеют различия по внешнему виду и комплекту. Более точную информацию и расшифровку, описание рекомендуется обязательно изучить по эксплуатационным документам конкретного транспортного средства, что исключит вероятность создания неопознанной информационной ситуации (загорелась незнакомая лампочка).
Лампочки систем контроля и управления
Описание значков системы устойчивости
Дисплеи и сообщения на приборной панели автомобиля
Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели
Не всем известно, что еще до начала движения панель приборов может показать наличие проблем с автомобилем. Увидеть их просто – необходимо провести краткое тестирование систем в начале дневной эксплуатации машины.
Сначала включается зажигание, но двигатель не запускается. При этом на панели загорается большое количество разноцветных лампочек, точный состав и расцветки которых зависят от модели машины. Но в любом случае должны загореться следующие сигнализаторы:
- лампа давления в смазочной системе;
- лампа исправности аккумулятора;
- лампочка включения ручного тормоза.
Далее следует запустить двигатель. Сразу после этого «тревожные» индикаторы красного цвета за исключением датчика ручного тормоза должны погаснуть. Чтобы проверить исправность ручника и его контролера, нужно просто затянуть его и опустить обратно, попутно проверяя реакцию соответствующего индикатора.
Спустя 10-20 секунд следует выключить двигатель, снова включив только зажигание. Если мотор полностью исправен, датчик масляного давления не должен загореться, поскольку оно уже повысилось до нормы. У двигателя в хорошем состоянии лампа должна загораться не ранее, чем через 5 секунд после выключения. Другой результат свидетельствует об износе мотора и необходимости посещения СТО.
Такой экспресс-осмотр состояния автомобиля не позволит определить все его существующие и вероятные неисправности, но даст довольно достоверную информацию о возможности его эксплуатации в ближайшие часы, что тоже полезно.
.jpg)
Самая простая процедура в ремонте панели — замена лампочек подсветки, остальные процедуры требуют определенных навыков.
Неисправности приборной панели
Панель приборов чаще всего содержит электронные, световые и механические приборы, причем доля последних постоянно уменьшается. Поломки в основном связаны с износом механических частей, сбоями бортового компьютера и неполадками в бортовой электросети автомобиля. При любой неисправности в приборной панели нужно сразу же обратиться к специалистам, поскольку ездить, не будучи уверенным в достоверности показателей панели, крайне опасно.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C
- https://TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/kuzovnaya-elektrika/panel-priborov.html
- https://avtoelektrik-info.ru/sovety/pochemu-perednyuyu-panel-avtomobilya-nazyvayut-torpedo
- https://www.zr.ru/content/articles/900458-avtomobilnye-slovechki-kotory/
- https://avtozam.com/elektronika/dashboard/oboznachenie-znachkov-na-paneli-priborov/
- https://proautoprom.ru/znachki-na-paneli-priborov-razyasnenie-oboznachenij/
- https://www.avtogide.ru/znachki-na-paneli-priborov-avtomobilya.html
- https://SwapMotor.ru/ehlektrika/panel-priborov.html
- https://etlib.ru/wiki/panel-priborov-36