Ограничения по зрению для получения водительских прав в 2020 году

Содержание
  1. Осмотр окулиста при прохождении комиссии
  2. Какое зрение считается нормальным, чтобы получить удостоверение водителя?
  3. Как пройти окулиста на права с плохим зрением?
  4. Можно ли получить права с плохим зрением?
  5. Каким должно быть зрение для получения водительских прав?
  6. Минимальные показатели для вождения
  7. Противопоказания к вождению
  8. Штраф за вождение без очков или линз
  9. Требования зрительному органу для оформления прав
  10. Как проводится осмотр и консультирование
  11. Острота зрения
  12. Цветоощущение
  13. Ширина поля зрения
  14. Определение остроты зрения
  15. Уровень цветоощущения
  16. Штрафные санкции
  17. Адаптация к монокулярному зрению
  18. Заболевания глаз
  19. Прохождение осмотра офтальмолога
  20. Тест на дальтонизм
  21. Тест кругозора
  22. Сколько времени будут действительны полученные результаты
  23. Проверка зрения на комиссии для будущих водителей
  24. Цветоощущение – почему оно так важно
  25. Какое зрение считается нормальным, чтобы получить права
  26. При каком зрении не дадут удостоверение водителя
  27. Определение и виды цветовой слепоты
  28. Протаноп
  29. Дейтераноп
  30. Таблица Рабкина — что это, принцип действия
  31. Таблица Рабкина — на цветоощущение с ответами
  32. Трактовка результатов теста
  33. С каким зрением можно водить машину
  34. Дальтонизм
  35. Узкий кругозор
  36. Диагностика глаз для получения разрешения управлять авто
  37. Нормы зрения для водителей
  38. Что может послужить отказом в выдаче прав
  39. Риски на дороге из-за нарушений остроты зрения
  40. Медицинская комиссия
  41. Необходимость диагностики у офтальмолога

Осмотр окулиста при прохождении комиссии

Офтальмолог — это один из самых главных специалистов на медкомиссии для автолюбителей, поскольку именно от остроты зрения управляющего машиной зависит безопасность движения на проезжей части. Проверка проходит очень тщательно, поэтому скрыть болезни зрительного аппарата или рефракционные нарушения не удастся.

Водитель и сам должен осознавать, что недостаточно хорошее зрение не позволит вовремя заметить пешехода или препятствие, особенно в сумерках и темное время суток, тем самым спровоцировав ДТП.

Офтальмолог проверяет не только остроту зрения, но и цветовое восприятие. Отклонения от норм станут главным препятствием при выдаче водительского удостоверения.

Какое зрение считается нормальным, чтобы получить удостоверение водителя?

Определяется наличие или отсутствие рефракционных нарушений с помощью таблиц с изображением букв и символов (Сивцева-Головина). Расстояние, с которого символы должны быть четко видны, составляет 5 метров.

При показателях остроты 1,0 на оба глаза разрешено вождение для всех категорий. Если у автолюбителя наблюдаются отклонения от стандарта, но они в пределах установленных норм, то у него есть шанс получить требуемую справку.

Допустимые значения, которые допускаются для прохождения медосмотра:

  1. Для кат. А. На одном глазу зрение должно быть не менее 0,6, а на другом — не меньше 0,2. Если у человека полностью отсутствует один из органов зрения или он слеп на один глаз, то на втором показатель должен быть не менее 0,8.
  2. Для кат. В. Нормой для глаза, который имеет лучшие зрительные показатели, считается параметр не меньше 0,6. Для второго глаза допускается острота не ниже 0,2. При определении параметров можно пользоваться оптикой.
  3. Для кат. С. Допустимые показатели: 0,8 и 0,4, но оптические изделия при осмотре использовать нельзя.

Если разница в остроте для обоих глаз отсутствует, то зрение должно составлять не менее 0,7. Это правило действует для всех категорий.

Другие ограничения по зрению для людей, мечтающих получить права:

  • при ношении коррекционных изделий их оптическая сила не должна быть больше 8 дптр (и для —, и для +);
  • отличие в характеристиках линз коррекционной оптики не должно быть больше 3 дптр.

Как пройти окулиста на права с плохим зрением?

Если автолюбитель пользуется линзами или очками — ничего страшного в этом нет, проверка проводится в ней. Автолюбителю выдается мед.справка, в которой обозначено, что острота зрения определялась в очках, что обязывает водителя, управлять транспортным средством только в офтальмологической оптике.

При сильных рефракционных отклонениях водители пытаются скрыть это, заучивая буквы в таблице наизусть. Сделать это легко, в каждой строчке их немного и это буквы кириллицы. Но только в таблице Сивцева. В спецтаблице Головина применяются окружности с разрывами слева, справа, внизу или вверху. Здесь расположение символов заучить гораздо труднее, тем более если окулист будет указывать на них вразброс.

Можно ли получить права с плохим зрением?

Зрение для получения водительских прав должно соответствовать медицинским стандартам. Даже если оно ухудшилось с момента предыдущей комиссии, доктор пропишет очки/линзы с большей оптической силой, и пройти заново комиссию можно будет уже в них.

Человек с близорукостью или астигматизмом может перед медосмотром обратиться в клинику ЭлитПлюс для подбора ортокератологических линз. Он без проблем получит заключение офтальмолога, поскольку зрительная функция восстанавливается до 100%.

Препятствия для получения разрешения на вождение:

  • сопутствующие глазные патологии;
  • неверное восприятие цветовой гаммы;
  • маленький угол обзора.

Каким должно быть зрение для получения водительских прав?

Проблемы с цветовосприятием могут привести к тому, что шофер перепутает световые сигналы на светофоре Недостаточно широкий радиус бокового зрения не позволит вовремя заметить пешехода, какое-либо препятствие.

Минимальные показатели для вождения

Чтобы можно было водить машину, нарушения зрения должны находиться в рамках допустимых значений. Окулисты пользуются обозначениями V – острота зрения (строчка, которую чётко различает человек в буквенной таблице), D – расстояние, с которого обследуемый видит отчётливо строки. Норма − V=1.0, при D=5.0.

Минимальные показатели:

  • «В» (легковой автомобиль) − V=0.6 для двух глаз или для того, качество зрения которого лучше или V=0.2 для худшего глаза;
  • «В» (пассажирские перевозки, транспорт специального назначения) − V=0.8 и 0.4 на одном и другом глазу;
  • «С» − V=0.7 для обоих глаз или 0.8 и 0.4 для разных глаз.

Людям с проблемами зрительного аппарата недопустимо управлять машиной без очков. Разница между двумя окулярами не должна превышать 3D, допустимо отклонение от нормы не более 8D.

Если у человека полностью не работает один глаз, зрение второго без очков должно быть нормальным или отклоняться на V=0.8. Эти показатели действительны при условии, что у водителя нет других патологических отклонений – дальтонизм, сужение поля зрения.

Противопоказания к вождению

Есть перечень заболеваний воспалительной, инфекционной, физиологической природы. При их наличии в анамнезе человека могут не допустить к управлению автотранспортом.

Список болезней для категории «В»:

  • глаукома – хроническое стойкое повышение давления в глазу, риск повреждения зрительного нерва, необратимая потеря зрения;
  • дакриоцистит – воспаление слёзного мешка, после успешного лечения человек может пройти повторное обследование на получение прав;
  • отслойка сетчатки;
  • воспаление зрительного нерва – неврит, застойный диск, гипоплазия;
  • некорректируемое раздвоение.

Временным противопоказанием бывает период после сложной операции на глазах (до 90 дней).

В постановлении №1604 имеются серьёзные недоработки, которые создании вакуум в правовой деятельности. Например, для категории «А» значительно больше противопоказаний к получению прав, чем для категории «В». Сюда входит наличие искусственного хрусталика, нарушение цветоощущения, паралитическое косоглазие, наличие стокомы (слепой участок в поле зрения). Официальных заявлений от МЗ и Министерства социальной политики не поступало. Практикующие врачи объединили перечень противопоказаний для категорий «А» и «В». Юристы утверждают, что с точки зрения закона это не корректно.

Штраф за вождение без очков или линз

Если водителю прописаны очки или контактные линзы, ставят соответствующую отметку в водительских правах. Нужно помнить, если человека за рулём остановит инспектор, при этом водитель будет без очков, предусмотрено административное взыскание в виде штрафа. В среднем сумма издержки варьируется от 6000 до 15 000 рублей.

В соответствии с законодательством РФ, управление автомобилем без очков приравнивается как вождение без документов. Поэтому штрафы за такое нарушение высокие.

При обнаружении такого правонарушения сотрудник Госавтоинспекции имеет основание эвакуировать транспортное средство на штрафную площадку. Впоследствии правонарушитель вынужден будет оплатить не только штраф, но и услуги эвакуатора, сбор за хранение авто.

Если очки у водителя находились рядом, можно оспорить решение инспектора, аргументировав это тем, что очки были сняты на несколько секунд. Так можно избежать наказания.

Для получения документа не нужно иметь идеальное зрение. При прохождении комиссии у окулиста желательно видеть нижнюю строчку в таблице. Даже если вы её не видите, это не является поводом отказать вам в получении водительского удостоверения. Вам просто подберут нужное корригирующее устройство для улучшения зрения. Вождение без очков с низким качеством зрения повышает риск создания аварийной обстановки на догах. Права недействительны, если человек с плохим зрением управляет автомобилем без очков.

Требования зрительному органу для оформления прав

С каким зрением можно водить машину оговаривается в законодательстве, но принимает решение о допуске окулист в процессе осмотра. Именно он фиксирует показатели и записывает их в медицинском заключении. Его необходимо получить еще до того, как подается заявление на прохождение обучения в автошколу. Без медосмотра невозможно пройти все испытания и попасть на сдачу экзамена в МРЭО ГИБДД. Поэтому о своей пригодности гражданин узнает заранее. На сегодня установлены следующие ограничения по зрению для водителей категории «В»:

  • Острота одного из глаз составляет min 0,6 ед.
  • Коэффициент второго min 0,2 ед.

Для категории «С» предусмотрены более высокие требования: один из глаз обязан видеть min 0,8 ед, к второму предъявляется условие в 0,4 ед. Когда показатели при обследовании в установленных пределах, человек получает допуск. В остальных ситуациях вождение будет запрещено.

Важно знать! На дорогах часто встречаются водители в очках, поэтому не стоит расценивать сниженное зрение, как прямое противопоказание к езде на авто.

Но крайне важно сообщить о них офтальмологу, следует и обязательно взять их с собой на консультацию. Тогда проверка проводится с учетом применения корректирующих средств, улучшающих видимость. Если лицо получает допуск к езде на авто, то делать это придется только в очках или линзах, о чем будет сделана специальная пометка в заключении.

Как проводится осмотр и консультирование

Определившись, какое зрение должно быть у водителя категории В, можно записываться для обследования к офтальмологу. Этот врач входит в список обязательных для прохождения при оформлении медкомиссии. Из-за плохого зрения на дороге может произойти авария, наезд и другие происшествия, поэтому если человек не способен видеть полную картину происходящего, имеет нарушения восприятия или сниженную резкость, ему могут отказать в предоставлении прав на управление авто. В процессе прохождения осмотра, ему важно определить три ключевых показателя:

  1. Острота восприятия.
  2. Уровень цветовосприятия.
  3. Величина поля зрения.

Именно они являются ключевыми при осуществлении управления автомобилем. Если в процессе обнаружатся любые отличия от нормы, то вердиктом доктора будет однозначный запрет на получение удостоверения. Для адекватной оценки существуют определенные критерии.

Острота зрения

Диагностику зрительного органа проводят в кабинете врача с применением профессионального оборудования и всем знакомой с детства таблицы с буквами. В первую очередь специалист проверяет отсутствие заболеваний, в этом помогают ему визуальный осмотр и использование инструмента. Для оценки остроты зрения применяются следующие методы:

  1. Диагностика с использованием приспособления, разработанного врачами Сивцевым и Головиным. На белом фоне расположены знакомые с первого класса литеры, которые уменьшаются по строчкам. Лицо с здоровым зрительным органом может видеть нижние буквы, при снижении остроты зрения они размыты. Человеку, проходящему обследование, необходимо встать в 5 м от нее. Нельзя щуриться, вытягивать голову или закрывать один глаз.
  2. Рефлекторный. Для этого задействуется специальное оборудование, которое излучает пучок света, благодаря его фокусировке и оценивается зрение. К примеру, если он по центру, то все нормально, если перед сетчаткой, то имеется близорукость, за сетчаткой – дальнозоркость. Анализируются показатели при помощи специальной программы.

Совет! Многих людей интересует вопрос, можно ли с одним глазом управлять автомобилем. В законе запрета нет, но требования к оставшемуся зрительному органу будут на порядок выше. А именно, показатель остроты на уровне минимум 0,8 и нормальное поле видимости.

Цветоощущение

Отвечая на вопрос, с каким зрением нельзя водить машину, специалисты всегда уточняют, что оценке подлежит не только острота, но и цветоощущение. Крайне важно, как человек воспринимает цвет, видит сигналы светофора и отличает ли оттенки.

Диагностирование дальтонизма является прямым противопоказанием к вождению. Для оценки применяются специальные картинки, на которых цветами выделены фигуры и цифры, и заметить их может только человек со здоровым зрительным органом.

Ширина поля зрения

Давая ответ на вопрос, с каким зрением допускается вождение автомобиля, нельзя не упомянуть проверку широты поля видимости. Именно этот показатель отвечает за способность ориентирования в пространстве. Чем больше угол, тем лучше водитель видит происходящее и способен проанализировать информацию. Оценка проводится врачом с использованием специального прибора. Человеку надо снять линзы или очки, и сфокусировать взгляд в одной точке. По сторонам появляются определенные сигналы, как только они фиксируются зрительным органом, надо на пульте нажать кнопку. Полученная информация обрабатывается и предоставляется в виде распечатки.

Важно знать! В норме угол здорового человека должен быть 190 градусов, при наличии 2-х глаз. Любое отклонение – повод для дополнительного обследования, так как это часто является сигналом серьезных нарушений в мозге.

Определение остроты зрения

Этот показатель специалист проверит в первую очередь. Проверка будет заключаться в чтении оптотипов (определенных символов) специальной таблицы с расстояния 5-ти метров. Сначала проводится исследование одного глаза, затем второго. В случае, когда человеку без проблем удается читать 10 строчку, диагностируют 100% зрение – все в порядке. Если десятую строчку прочесть не удается, острота зрения определяется путем дальнейшего прочтения 9,8, 7 и пр. строчек.

Стоит иметь в виду, что вождение автомобиля при нарушении остроты зрения, возможно лишь в очках либо контактных линзах. Поэтому, если у человека уже есть средства коррекции, исследование проводится с их использованием. Таким образом офтальмолог определит острота зрения и соответствие ее возможной для получения водительских прав и вождения автомобиля.

Очень часто потенциальные водители интересуются вопросом можно ли получить права, если глаза хамелеоны? Стоит сразу успокоить всех обеспокоенных данной проблемой: цвет глаз не может влиять на остроту зрения, а значит и на возможность получения водительского удостоверения.

Уровень цветоощущения

Так называется еще один показатель, обязательно учитывающийся при проверке зрения для получения прав. От него будет зависеть, насколько хорошо водителю удается различать цвета светофора. С целью определения цветоощущения человека, как правило, применяется таблица Рабкина. Согласно ей, для получения прав водитель может иметь только легкое нарушение цветовосприятия или аномалию типа «А». Это нарушение не создает трудностей с различением цветов светофора. Стоит помнить, что нарушения цветового зрения невозможно корректировать очками или контактными линзами, поэтому при наличии серьезной аномалии, о вождении автомобиля придется забыть.

Штрафные санкции

Когда стало очевидным, с каким зрением допускается вождение автомобиля, то необходимо обратить внимание на возможные наказания в подобных случаях. Ведь когда не соблюдается указанное правило в документе, то корочки оказываются нелегальными. Фактически водитель оказывается без прав за рулем.

Вождение без надлежащего удостоверения карается по КоАП ст.12.7. Документ предполагает штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Имеются исключения, к которым относятся ситуации с обучением водителей на оборудованных спецмашинах. При оплате в 20-дневный срок можно законно получить скидку в 50%.

Адаптация к монокулярному зрению

Люди, которые слепы на один глаз с рождения, никогда не смогут иметь нормальное бинокулярное зрение. Дело в том, что их мозг попросту не способен обеспечить глубину восприятия мира. Таким больным не с чем сравнивать свое зрение, поэтому они считают его вполне удовлетворительным.

А вот у людей с одним глазом, потерявших второй в течение жизни, со временем зрение может частично восстановиться. Оно никогда не будет таким, как прежде, однако улучшиться может. Как правило, для этого необходимо 1–2 года. Со временем человек привыкает к своему состоянию и учится выполнять повседневную работу. По окончании периода адаптации ему даже можно ездить с одним глазом за рулем.

Заболевания глаз

Существует ряд глазных болезней, которые также могут стать противопоказанием для получения водительского удостоверения. Речь идет об отслойке сетчатки, катаракте и глаукоме. Правда, в этом случае, окончательное решение остается именно за врачом, который должен определить степень тяжести заболевания, исходя из результатов обследования.

Таким образом, в зависимости от состояния зрения, вождение автомобиля возможно не всегда. Те, кто не согласен с вердиктом врачей, зачастую идут на некоторые уловки (заучивают тест-таблицы, покупают справки), совершенно не отдавая себе отчет, что плохо видящий водитель, представляет опасность на дороге не только для себя, но и для огромного количества людей вокруг. Именно поэтому офтальмологическое обследование глаз – это очень важный, обязательный шаг на пути к получению водительских прав, пренебрегать которым нельзя.

В медицинском все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий. Опытные рефракционные хирурги, детальная диагностика и обследование, а также большой профессиональный опыт наших специалистов позволяют обеспечить максимально благоприятный результат для пациента.

Прохождение осмотра офтальмолога

Требования к зрению водителей высокие. Одного умения управлять транспортным средством недостаточно. В первую очередь на положительный результат в получении прав влияет зрительное восприятие.

Человека с плохим зрением направляют к окулисту до прохождения автошколы, чтобы он зря не тратил деньги на обучение.

Тест на дальтонизм

Данное тестирование подразумевает картинки Рабкина. Пациента садят на расстоянии 1 м от изображений. Затем показывают фигуры, нанесенные на бумагу с помощью различных цветов.

Пациент называет изображенные фигуры/цифры. Тестирование позволяет определить, есть ли у человека отклонения в цветоощущении. Оно состоит из 24 изображений.

Тест на дальтонизм

Если у пациента диагноз «протанопия» (невосприимчивость к красному) или «дейтеранопия» (невосприимчивость к зеленому) — водительское удостоверение не дадут. Нарушение красных цветовых рецепторов — самый частый случай.

При нормальном цветовосприятии ставят диагноз — нормальный трихромат. Некоторые люди вовсе не различают цвета, они видят мир в черно-белых тонах. Такое заболевание называется ахромазия.

Тестирование проходят и в домашних условиях с помощью компьютера. Главное не приближаться близко к монитору, рассматривать цифры и фигуры следует с расстояния не менее 1 м. Калибровка цвета на мониторе играет важную роль, поэтому рекомендуется посетить врача.

Тест кругозора

Отличной остроты зрительного восприятия недостаточно для получения водительского удостоверения. Проходя медицинскую комиссию, оценивают кругозор. В норме он составляет не менее 20 градусов, при меньших показателях запрещается управлять любым транспортным средством.

Его сужение указывает на патологические состояния, включая отслоение ретины. Оценка кругозора необходима, чтобы снизить риск образования ДТП на дорогах, особенно с трехполосной разметкой.

Пациент обращается в офтальмологический центр для решения данной проблемы с помощью оперативного вмешательства. Если через 3 месяца после этого кругозор составляет не менее 20 градусов, окулист даст допуск на получение водительского удостоверения.

Сколько времени будут действительны полученные результаты

При плохой работе зрительного аппарата водитель имеет больше шансов спровоцировать ДТП. Поэтому четко определены показатели здоровья, при которых нельзя выдавать права и управлять машинами.

После того, как будет проверено зрение, при успешном результате его занесут в справку, которую в дальнейшем надо будет предоставлять для оформления удостоверения.

Документ имеет непродолжительный период действия.

Если за этот период не удастся оформить водительское удостоверение, проверку надо будет производить заново.

Действие документа, подтверждающего возможности человека, будет таким:

  1. Для желающих водить собственное авто при удовлетворительном состоянии здоровья – три года.
  2. Для тех, кто работает в должности наемного водителя – два года.
  3. Для кандидатов в водители моложе 20 или старше 50 лет, а также для тех, у кого в состоянии здоровья есть отклонения – справка действительна один год.

Проверка зрения на комиссии для будущих водителей

Разнообразные проверки состояния здоровья, в том числе и оценка возможностей глаз, для водителей проводятся с целью обеспечить безопасность во время движения по автодорогам для всех участников. Хорошее зрение помогает вести авто в точном соответствии правилам. При проблемах с состоянием глаз предприятие становится попросту опасно – это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций и значительно повышает травмоопасность.

При зрении, не соответствующем норме, у водителей повышаются шансы совершить аварию или спровоцировать ее, неверно оценив обстановку на дороге. Поэтому необходимо внимательно относиться к здоровью зрительных органов, если человек желает самостоятельно управлять транспортом. При медосмотре у офтальмолога подвергаются оцениванию следующие возможности:

  • Степень цветовых ощущений;
  • Поле зрения;
  • Острота зрения.

Чтобы правильно узнать остроту зрения, используется таблица Сивцева. В ней используются русский алфавит, на плакате знаки размещены так, что в каждой строке их размер немного меньше. Испытуемого размещают на некотором расстоянии перед таблицей, откуда он и должен будет прочесть буквы, указанные специалистом. По тому, в каком из рядов он сможет определить буквы безошибочно, будет выявлена острота зрения.

Для получения результата во время проверок глаз могут применить и таблицу Головина – в ней используются кольца, расположенные в 12 рядов и постепенно уменьшающиеся в размерах. Проверка по ней проводится так: специалист просит испытуемого назвать некоторые знаки, на которые сам и укажет. При работе с такой таблицей кандидат в водители должен будет указать, с какой стороны в кольце расположен разрыв.

При наличии проблем в этой сфере некоторые пытаются даже заучить наизусть таблицу по зрению для водителей. Сделать это несложно – в ней используются лишь несколько букв русского алфавита. Но обман с большой вероятностью будет разгадан. Кроме того, при неверных сведениях, указанных по результатам ошибочного осмотра, многие люди испытывают проблемы во время последующих проверок.

Если проводят проверку у глазного врача для водительской комиссии, а испытуемый носит линзы или очки, читать буквы с материала ему придется, не снимая их. В справке, оформленной по результатам, будет указано, что показатели зрения зафиксированы для человека во время использования корректирующих приспособлений.

Надо иметь в виду, что получение допуска по зрению для водителей в очках или с линзами обязывает их водить машину только с использованием корректирующих элементов.

При их отсутствии можно получить штраф на немалую сумму – управление рулем без очков для людей с проблемами зрения почти приравнено к выезду без водительского удостоверения.

Цветоощущение – почему оно так важно

Для водителей не менее важны и показатели цветоощущения. Испытуемому придется доказать, что он способен без проблем различать цветовые сигналы светофора и правильно идентифицировать дорожные знаки. Диагностика проводится с применением символов, которые представлены в так называемой таблице Рабкина. Все имеющиеся в ней изображения составлены с использованием небольших кругов. Часть из них окрашена в другой цвет и формирует определенный знак – например, букву или цифру. Те, кто будет проходить обследование, должны определить и назвать, какой именно символ выделен цветом.

Такое тестирование проводится для выявления дальтонизма – без него одобрение по зрению на права не дадут.

При обнаружении нарушенного цветоощущения право на управление машиной не предоставляется – по требованиям безопасности при инвалидности по зрению водить транспорт нельзя. Ограничение ввели в 2012 году. До этого времени возможность управлять машинами при отсутствии других неполадок со здоровьем для страдающих дальтонизмом было возможно.

С медицинской точки зрения считается, что проблемы с определением цвета для человека станут препятствием, не позволяющим правильно распознать подаваемые светофором сигналы. Но на самом деле многие водители достаточно неплохо ориентируются, поскольку привыкают распознавать оттенки и соотносить их с установленными правилами сигналами.

В некоторых – крайне редких – случаях возможен успех при получении документов, если есть небольшая проблема в зрительном цветоощущении. В Российской Федерации предусмотрено допущение к вождению, если нарушения в правильном функционировании глаз присутствуют в незначительной форме. За рубежом к тому же ведутся работы по перемене формы сигналов светофора – это позволит без затруднений принимать решения за рулем ТС лицам, страдающим дальтонизмом. Перемены сигналов позволят им без проблем ориентироваться в процессе движения по дорогам.

Нормальным считается зрение для водителей, если угол обзора установлен в пределах допустимости. Широта поля зрения – еще один показатель, который проверяют непременно. При чрезмерной узкости причиной неблагоприятных показателей могут быть патологические состояния, которые станут препятствием на пути к оформлению разрешения. У полей зрения узость не исправляется при помощи контактных линз или очков.

Какое зрение считается нормальным, чтобы получить права

Чтобы получить все документы водителя, не обязательно обладать отличным зрением. Несмотря на предъявление довольно строгих требований для этой сферы, даже при небольшом отклонении от идеала вам могут выдать нужную справку. Но показатели должны все же быть в пределах установленной законом нормы.

Показатели остроты зрения, которые считаются допустимыми для получения права вождения:

  • Правила для зрения для авто с категорией В таковы: для того из глаз, что видит лучше, допускается значение не менее 0,6. Для второго, который может видеть и не так хорошо, можно считать нормальными показатели от 0,2. При одинаковой остроте на обеих органах показатель считается оптимальным, если определен не менее 0,7 единиц для того и другого сразу. Таблицу, по которой определяют зрение, можно во время проверки просматривать в очках или вместе с линзами, если испытуемый носит их постоянно.
  • У водителя, собирающегося получить категорию С, зрение допускается в пределах от 0,8 для одного глаза и от 0,4 для другого. Применения окуляров в процессе осмотра не подразумевается.
  • Нормативы по зрению для водителей, собирающихся сдать на получение категории А, должны быть 0,6 и 0,2. Тем, у кого нет глаза или один не видит, также возможно получить права с открытой категорией А, если у второго органа показатель остроты составляет самое меньшее 0,8.

Дополнительные требования к зрению:

  1. При ношении контактных линз, очков возможность поддержки зрительной способности не должна превысить 8 диоптрий – это справедливо и для зрения плюсового, и для показателей с минусом.
  2. Отличие в характеристиках линз или стекол очков не должно быть более трех диоптрий.
  3. У глаз широта поля зрения не допускается менее 20.

Если подытожить, каким должно быть зрение у водителя, проходящего комиссию, данные будут такими. Допускается одобрение справки людям, имеющим трихроматное, то есть обычное восприятие цветов, с широтой кругозора более 20 градусов, которые без напряжения могут рассмотреть десятую строку в одобренных Минздравом таблицах.

При каком зрении не дадут удостоверение водителя

Министерством здравоохранения подготовлен список патологий и различных причин, которые будут препятствием для разрешения водить автомобиль. Среди них – неполадки с работой опорно-двигательного аппарата, проблемы с психическим состоянием, глухота, потеря конечностей и другие. Безусловным ограничением по зрению для получения водительских прав станет:

  • Диплопия (предметы в поле зрения начинают раздваиваться);
  • Некоторые стадии глаукомы;
  • Патологические состояния мускулов век;
  • Нарушения в функционировании слезного мешка;
  • Отслойка сетчатки;
  • Отмирающий зрительный нерв;
  • Любые патологии слизистой оболочки глаза.

Среди требований относительно возможности видеть для водителей есть и запрет на получение разрешающих документов после хирургического вмешательства для исправления офтальмологической патологии. Он сохраняется на протяжении трех месяцев.

Если обнаружены какие-либо факторы, не допускающие получения водительских прав, после их устранения путем операций возможно еще раз попытаться пройти проверку.

Например, проблемы с работой слезного мешка можно исправить при помощи операционного вмешательства. При ее удачном исходе спустя некоторое время можно повторно постараться получить допуск для вождения машины.

Определение и виды цветовой слепоты

Цветовая слепота или дальтонизм – это особенность зрения человека, которая выражается в неспособности различать один или несколько цветов. Виды дальтонизма описаны здесь.

Названа эта аномалия по имени Джона Дальтона, который на основании собственных ощущений в 1794 году описал один из видов цветовой слепоты.

В подавляющем большинстве случаев дальтонизм обусловлен генетическим дефектом зрения, и чаще всего у мужчин. Дальтонизм у женщин бывает реже. Той или иной формой дальтонизма страдают от 2 до 8 % мужчин, и только 0,4 % женщин. Приобретённый дальтонизм является результатом старения организма, травмы или приёма определённых медикаментов.
В центральной части сетчатки человеческого глаза расположены светочувствительные рецепторы, называющиеся колбочками – именно они отвечают за цветное зрение. Подробнее про строение глаза человека читайте в этой статье. Всего их три, и каждая из них обладает своим типом цветочувствительного пигмента: красным, зелёным и синим. В норме у людей в колбочках имеются все три пигмента. Специалисты называют таких людей трихроматами. В этой категории находятся более 50% всего населения планеты.

Протаноп

Около 8 % белых мужчин и 0,5% белых женщин страдают от одной из форм частичной цветовой слепоты, чаще всего врождённой, называемой протанопией.

Данное отклонение характеризуется невозможностью различать некоторые оттенки жёлто-зелёной гаммы, а также оттенки пурпурно-голубых цветов.

У протанопа в колбочках сетчатки глаза отсутствует фоточувствительный пигмент – эритролаб, который имеет максимум спектральной чувствительности в красно-оранжевой области спектра. Салатовый цвет воспринимается им так же, как и оранжевый, а пурпурный он никак не может отличить от голубого. При этом протаноп отличает синий цвет от зелёного и зелёный цвет от тёмно-красного. Сегодня данный дефект врачи исправить не могут.

Дейтераноп

Дейтеранопия – это отклонение от нормального цветовосприятия, которое встречается примерно у 1% людей. Данная форма частичной цветовой слепоты характеризуется невозможностью различать некоторые цвета и оттенки сине–зелёной гаммы, а также оттенки пурпурных и жёлто-зелёных цветов.

У дейтеранопа в колбочках сетчатки глаза отсутствует фоточувствительный пигмент – хлоролаб, имеющий максимум спектральной чувствительности в жёлто–зелёной области спектра.

Больной воспринимает светло-зеленый цвет так же, как и светло-синий, а пурпурный не может отличить от жёлто-зелёного. При этом он отличает фиолетовый цвет от зелёного, а зелёный – от красного. Дейтеранопия бывает обычно врождённой, и на сегодняшний день этот дефект не исправляется.

Таблица Рабкина — что это, принцип действия

Простым диагностическим методом выявления аномального зрения является спектральный способ.

Таблицы Рабкина помогают определить и точно дифференцировать три формы отклонения в цветоощущении:

  • дейтераномалию — нарушение восприятия зеленого спектра;
  • протаномалию — нарушение восприятия красного спектра
  • тританомалия — нарушение восприятия синего.

В каждой из аномалий определяется три степени:

  • А — сильная;
  • В — средняя;
  • С — легкая.

При дальтонизме, частичном или полном отсутствии восприятия цветов, тестируемый человек не различает отдельные цвета и видит однородный рисунок. В то время как каждое изображение состоит из большого количества разноцветных кружков и точек одинаковой яркости, но разнящихся по цвету.

Таблица Рабкина — на цветоощущение с ответами

Таблица Рабкина тест на цветоощущение дает возможность выявить форму и степень дальтонизма.

Тест и ответы:

  • норма (тип трихромат)- 96;
  • протаномал-96;
  • дейтераномал- 96.

Таблица демонстрирует метод тестирования, имеет особое значение и является контрольной. Она необходима для понимания принципа прохождения теста. То есть, картинку одинаково видят люди с нормальным цветоощущением и дальтоники.

  • норма (тип трихромат) — треугольник и круг;
  • протаномал — треугольник и круг;
  • дейтераномал- треугольник и круг.

Изображение помогает выявлению симуляции. Картинка воспринимается идентично каждой группой испытуемых.

  • норма (тип трихромат) — 9;
  • протаномал-5;
  • дейтераномал- 5.
  • норма (тип трихромат) -треугольник;
  • протаномал-круг;
  • дейтераномал- круг.
  • норма (тип трихромат) — 13;
  • протаномал-6;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (тип трихромат) — круг и треугольник;
  • протаномал -не воспринимает;
  • дейтераномал- не воспринимает.
  • норма (тип трихромат) — 96;
  • протаномал-96;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (тип трихромат) -5;
  • протаномал—;
  • дейтераномал- -.
  • норма (тип трихромат) -9;
  • протаномал-6 или 8;
  • дейтераномал- 9.
  • норма (тип трихромат) -136;
  • протаномал-66, 68 или 69;
  • дейтераномал- 66, 68 или 69.
  • норма (тип трихромат) -треугольник и круг;
  • протаномал-треугольник;
  • дейтераномал- круг/круг и треугольник.
  • норма (тип трихромат) -12;
  • протаномал-12;
  • дейтераномал- -.
  • норма (тип трихромат) -треугольник и круг;
  • протаномал-круг;
  • дейтераномал- треугольник.
  • норма (тип трихромат) -30;
  • протаномал-10, 6;
  • дейтераномал- 1, 6.
  • норма (тип трихромат) -справа треугольник, слева круг;
  • протаномал-вверху два треугольника, внизу квадрат;
  • дейтераномал- слева вверху треугольник, квадрат внизу.
  • норма (тип трихромат) -96;
  • протаномал-9;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (тип трихромат) — треугольник и круг;
  • протаномал-треугольник;
  • дейтераномал- круг.
  • норма (тип трихромат) -горизонтально восемь одноцветных квадратов, вертикально раноцветные квадраты;
  • протаномал -вертикально одноцветные квадраты в 3, 5, 7 ряду, горизонтально раноцветные квадраты;
  • дейтераномал- вертикально одноцветные квадраты в 1, 2, 4, 6, 8 ряду, горизонтально раноцветные квадраты.
  • норма (тип трихромат) -95;
  • протаномал-5;
  • дейтераномал- 5.
  • норма (тип трихромат) -круг и треугольник;
  • протаномал-ничего;
  • дейтераномал- ничего.
  • норма (трихромат) -вертикальные шесть одноцветных квадратов, горизонтальные разноцветные ряды.
  • норма (трихромат) -66;
  • протаномал-6;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (трихромат) -36;
  • протаномал-36;
  • дейтераномал- 36;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) -14;
  • протаномал-14;
  • дейтераномал- 14;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) -9;
  • протаномал-9;
  • дейтераномал- 9;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) -4;
  • протаномал-4;
  • дейтераномал- 4;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) — 13;
  • протаномал -ничего;
  • дейтераномал- ничего.

Трактовка результатов теста

Для выявления отклонений достаточно проверки с помощью 27 изображений. В случае симуляции или при других обстоятельствах, на усмотрение специалиста применяются контрольные таблицы (еще 20) для точного установления проблемы.

В первую очередь выявляется ослабленное восприятие тестируемым пациентом зеленого либо красного цветов. Данное отклонение считается аномалией и называется дихромазией.

Дихромазия предполагает нарушения цветовосприятия и различие не всех цветов.

Выделяют:

  1. Отсутствие цветовосприятия красного цвета, называемое протанопией. Протанопия характеризуется более темным видением красного цвета и его слиянием с темно-зеленым и темно-коричневым. При этом зеленый цвет становится приближенным к светло-серому, свело-желтому и светло-коричневому. Причиной отклонения является отсутствие фоточувствительного пигмента в глазной сетчатке.
  2. Отсутствие цветовосприятия зеленого цвета, называемое дейтеранопией. Дейтеранопия предполагает отсутствие отличия зеленого от свело-оранжевого и светло-розового. А красный цвет может восприниматься светло-зеленым и светло-коричневым.

Протанопия и дейтеранопия — это врожденные нарушения к цветовых рецепторах. Тританопия встречается намного реже, чаще всего имеет приобретенный характер.

Затем происходит классификацияформы аномалии по трем типам:

  1. Полное отсутствие восприятия красного и зеленого цветов относится к типу А.
  2. Значительные проблемы цветоощущения относятся к типу В.
  3. Незначительные отклонения в цветоощущении предполагают тип С.

Дополнительно к вышеуказанным отклонениям при помощи таблиц распознаются более редко встречающиеся виды:

  • монохромазия (при этом не воспринимаются все три цвета);
  • аномальная трихромазия (невозможность определить различие оттенков трех цветов, при определении трех основных цветов и при сниженном наличии пигментов).

Таким образом, если у вас присутствуют все три пигмента, вы способны правильно различить основные цвета (красный, зелёный и синий). Если какой-либо из них отсутствует, то вы страдаете различного вида дальтонизмом. 

Возможны случаи, когда причиной ослабления цветовосприятия является снижение активности одного из пигментов, а не его отсутствие. Тогда вы являетесь аномальным трихроматом.

С каким зрением можно водить машину

Мы уже рассказывали, что положительное заключение от офтальмолога обязательно для получения ВУ. Врач проверяет остроту зрения и здоровье глаз.

Человек с не очень хорошим зрением может получить водительские права. Офтальмолог смотрит, как он видит в линзах или очках.

Если водитель с нарушениями зрения не проходит проверку в своих очках, специалист назначает ему более сильную оптику для вождения.

Безопасная для управления автомобилем острота зрения — 0,6 единиц на одном глазу и 0,2 единицы на другом.

Дальтонизм

Цветовосприятие водителя — важный фактор, влияющий на решение медкомиссии о допуске его к вождению. Раньше с диагнозом дальтонизм водительское удостоверение выдавали, однако позднее этот фактор стал ограничением, с которым нельзя получать права. На дальтонизм проверяют по таблице Рабкина:

Нераспознавание цветов на таблице означает, что человек болен дальтонизмом. При таком диагнозе водительское удостоверение не выдается. Считается, что водитель с дальтонизмом может неправильно отреагировать на сигналы светофора.

Узкий кругозор

Сужение кругозора — это невозможность охватывать взглядом по меньшей мере двадцать градусов. Этот диагноз зачастую возникает при катаракте и глаукоме. Выявление такой проблемы является поводом к отказу в выдаче водительского удостоверения. Если кругозор остается нормальным, тогда такие заболевания не помешают получить права.

Диагностика глаз для получения разрешения управлять авто

Пройти осмотр офтальмолога для выдачи водительских прав можно в любом специализированном медучреждении, включая кабинет офтальмолога, выполняющего осмотр в автошколе, поликлинику по месту жительства или сертифицированный медицинский центр. Во время обследования врач проверяет зрение по нескольким параметрам:

  1. оценивает остроту зрения, так как она напрямую влияет на скорость реакции автомобилиста во время движения транспортного средства по дороге;
  2. исключает наличие дальтонизма;
  3. проводит оценку ширины кругозора, который влияет на степень контроля движущихся объектов на дороге боковым зрением.

Обратите внимание, что в случае использования очков или линз, проходить осмотр офтальмолога нужно с ними. Это связано с тем, что обследование необходимо для подтверждения того, что отсутствуют риски возникновения опасных ситуаций на дороге из-за проблем со зрением у водителя.

Если человек управляющий автомобилем использует очки или линзы, их оптическая сила должна быть не выше 8 дптр.

Нормы зрения для водителей

Согласно ПП РФ №1604 от 29.12.14 О перечнях медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортным средством установлено строгое разграничение профессиональных водителей, управляющих пассажирским транспортом или спецтехникой и тех, кто применяет автомобиль в личных целях для передвижения.

Водители, получающие права категорий А и В и эксплуатирующие автомобиль для личных целей, должны иметь в обязательном порядке остроту зрения не менее 0,8. В случае обнаружения различных показателей остроты, на оном глазу она должна быть не менее 0,6, а для второго глаза – 0,2.
Профессиональные водители согласно установленных норм независимо от категории должны иметь зрение более 0,7 при условии, что два глаза имеют одинаковую степень остроты зрения. В случае различных показателей на глазах, для одного из них требуется более 0,8, а для второго – 0,4.

Что может послужить отказом в выдаче прав

Согласно действующих нормативных документов установлен перечень заболеваний глаз, при которых запрещается управление автотранспортным средством:

  • глаукома;
  • косоглазие;
  • катаракта;
  • диплопия;
  • отслоение сетчатки.

Риски на дороге из-за нарушений остроты зрения

Независимо от того какие нарушения зрения имеются у водителя риски возникновения опасных ситуаций на роге значительно увеличиваются. Даже незначительное ограничение видимости и остроты зрения повышает вероятность того, что в экстренной ситуации водитель может не успеть сориентироваться и попросту не заметит препятствие на дороге, человека, дорожный знак или другое транспортное средство.

Чтобы минимизировать риски и обезопасить себя, как автомобилиста, и других участников дорожного движения рекомендовано регулярное прохождение офтальмологического осмотра. Следить за зрением – ответственность, которую несет в первую очередь водитель, который должен понимать, что в случае возникновения каких-либо отклонений в зрении от нормы нужно незамедлительно обратиться к офтальмологу для обследования.

Таким образом рекомендуем проявлять сознательность и проходить обследование глаз не только в момент получения или замены водительских прав, а и в случае обнаружения любых жалоб со стороны органов зрения.

Медицинская комиссия

Проходить медкомиссию перед получением прав – обязанность водителей. Без справки с заключениями врачей различных областей водительские права получить невозможно. Пройти медкомиссию можно только в учреждении, имеющем специальную лицензию.

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для управления ТС категории В нужно получить от:

  • офтальмолога (окулиста);
  • нарколога;
  • психиатра;
  • невропатолога;
  • гинеколога (для женщин);
  • терапевта.

До 2018 года перечень специалистов был гораздо больше. Теперь в обязанности терапевта входит выполнение заключения отоларинголога и дерматовенеролога, а также хирургическое.

Кроме того, предусмотрена сдача анализов потенциального водителя:

  • сдача мочи на определение присутствия в организме наркотиков;
  • сдача крови для выяснения резус-фактора;
  • электрокардиограмма сердца.

Отказ от прохождения лабораторных исследований делает невозможным получение медицинского заключения.

Обследование у терапевта – самый продолжительный по времени процесс, ведь именно он выдаёт окончательное заключение комиссии. При возникновении затруднений при выдаче заключения, терапевт вправе отправить водителя на дополнительный осмотр к врачу.

По итогу прохождения медкомиссии выдаётся медицинская справка.

Срок действия этой справки разнится:

  • десять лет – для всех водителей личного транспорта с отличным здоровьем;
  • два года – если работа человека связана с перевозками и управлением автомобилем (для шофёров);
  • один год – для водителей с проблемами здоровья;
  • каждый раз перед долгой поездкой должны проходить комиссию водители организаций.

Честное и добросовестное прохождение медицинской комиссии – залог собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Необходимость диагностики у офтальмолога

Проверка у окулиста – одна из важнейших на пути к получению прав. Из-за проблем со зрением может произойти масса неприятных ситуаций, а некоторые из них могут иметь наихудшие последствия. Так, например, можно не рассмотреть знак или предупреждающий сигнал, препятствие на дороге или даже человека. Это может стать причиной страшнейшего ДТП. Таким образом, нужно уделить особое внимание осмотру у офтальмолога, дабы обезопасить себя и окружающих.

Многие водители задаются вопросом: Что делать, если допустимое зрение на водительские права не соответствует моему? Можно ли получить справку в таком случае?

Как говорится, в этом мире нет ничего невозможного. Стоит открыть любой форум на эту тему, как найдутся «знатоки». Среди подсказок и секретов можно обнаружить немало таких, что могут претендовать на право называться действенными. Но стоит понимать, что сам врач – человек с высшим образованием. Нелегко обхитрить человека, посвятившего жизнь офтальмологии, дешёвыми уловками вроде зазубривания проверочной таблицы. Кроме того, всё чаще можно встретить кабинет окулиста с отличным оборудованием для проверки зрения, которым он может воспользоваться в случае сомнения.

Прохождение осмотра у окулиста – ответственный шаг, ведь от зрения будущего водителя зависит судьба других участников движения. Допуск на водительские права от врача по зрению – своеобразная гарантия безаварийного вождения.

Источники

  • https://elitplus-clinic.ru/stati/s-kakim-zreniem-ne-dayut-voditelskie-prava.html
  • https://oculistic.ru/info/s-kakim-zreniem-dopuskaetsya-vozhdenie-avtomobilya-po-zakonu
  • https://pravodorog.ru/voditelskoe-udostoverenie/kakoe-zrenie-dolzhno-byt-u-voditelya-kategorii-b.html
  • https://alternativa-mc.ru/korrekciya/ogranicheniya-po-zreniyu-dlya-voditelej.html
  • https://proglazki.ru/diagnostika/ogranicheniya-po-zreniyu-dlya-voditelskih-prav/
  • https://zrenie.guru/s-kakim-zreniem-ne-dayut-voditelskie-prava
  • https://EyesDocs.ru/proverka-zreniya/tablicy/proverka-zreniya-na-cvetovospriyatie-voditelej-odno-iz-uslovij-bezopasnosti-na-dorogax.html
  • https://MedGlaza.ru/profilaktika/diagnostika/proverka-tsvetovospriyatie-voditelej.html
  • https://avtocod.ru/ogranicheniya-po-zreniyu-dlya-polucheniya-prav
  • https://mgkl.ru/patient/stati/kakoe-zrenie-dolzhno-byt-u-avtomobilista-est-li-osobennosti
  • https://avtoved.com/oformlenie/prava/ogranicheniya-po-zreniyu

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: