Как заряжать кальциевый аккумулятор автомобиля правильно

Содержание
  1. Легированы кальцием
  2. Основные особенности
  3. Выбор зарядного устройства
  4. Как правильно выполнять зарядку
  5. Что такое кальциевые аккумуляторы
  6. Технология производства
  7. Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей
  8. Плюсы кальциевых аккумуляторов
  9. Минусы кальциевых АКБ
  10. О «специальных» зарядных устройствах для Ca/Ca
  11. Как правильно заряжать АКБ Ca/Ca
  12. Достоинства и недостатки
  13. Преимущества
  14. Недостатки
  15. Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля
  16. Первый этап
  17. Второй этап
  18. Устройство и принцип работы
  19. Разновидности аккумуляторов
  20. Маркировка
  21. Характеристики кальциевых аккумуляторов
  22. Проверка работоспособности
  23. Замена электролита
  24. Где применяются кальциевые аккумуляторы
  25. Чем отличаются кальциевые АКБ от других
  26. Где применяются кальциевые аккумуляторы
  27. Обслуживание кальциевых аккумуляторов
  28. Срок службы
  29. Как подобрать ЗУ
  30. Что означает кальциевый аккумулятор, в чём отличие от сурьмянистого аналога
  31. Технология изготовления Ca/Ca аккумуляторных батарей
  32. Особенности обслуживания и эксплуатации
  33. Основные виды современных автомобильных аккумуляторов
  34. Восстановление, ремонт и десульфатация
  35. Что собой представляют кальциевые аккумуляторы
  36. Отличие от других типов батарей
  37. Напряжение заряда
  38. Применение легирующих металлов
  39. Возможность обслуживания

Легированы кальцием

Итак, сегодня кальциевые стартерные аккумуляторы — наиболее распространенный тип автомобильных АКБ. Их используют в большинстве современных легковых автомобилей, легких грузовиках, минивэнах, микроавтобусах и других вариациях малого коммерческого транспорта. Это разновидность традиционных кислотно-свинцовых аккумуляторов, пластины которых изготовлены из свинца, легированного кальцием. Его доля в общей массе пластины составляет доли процентов, поэтому правильнее стоило бы называть такие АКБ «свинцово-кальциевые батареи».

Основные особенности

Кальциевый аккумулятор не так прост в обслуживании и работе, как кажется. Автолюбителю важно знать основные особенности работы и процесса зарядки, чтобы ненароком не сократить срок службы такого дорогостоящего АКБ. Особенно важно всегда поддерживать напряжение батареи на должном уровне.

Особенности и нюансы в работе таких аккумуляторов:

  1. Заряжать кальциевую батарею требуется при различных установках напряжения, от 13.2 вольт, до 16.5 вольт, и не всякое зарядное устройство поддерживает такое напряжение.
  2. Полная зарядка батареи происходит только при 16.5 вольт! при напряжении в 14 вольт степень зарядки будет менее 50%.
  3. Штатный генератор практически никогда не заряжает кальциевые батареи полностью! Ведь обычно их напряжение не превышает 15 вольт.
  4. Кальциевый аккумулятор требуется постоянно подзаряжать! При работе в городском цикле, на легковом автомобиле данный вид аккумулятор постоянно недозаряжается, поэтому необходимо проводить профилактическую зарядку раз в 1 — 2 месяца.
  5. Требуется регулярно проверять такие батареи, и ставить на подзарядку как только напряжение понизилось до 12 вольт, или ниже.
  6. АКБ уже не восстановит свою прежнюю ёмкость, если напряжение просело ниже 11.5 вольт.
  7. Практически все кальциевые АКБ являются необслуживаемыми.

Важно! Кальциевые аккумуляторы очень чувствительны к глубокой разрядке. Они не очень подходят для езды в городском режиме.

Выбор зарядного устройства

Для старых свинцовых аккумуляторов подойдет любое ЗУ. Для кальциевых батарей нужно иметь зарядное устройство с определёнными характеристиками.

  • Желательно, чтобы в нем вручную устанавливались параметры тока.
  • Хорошо если устройство имеет режим десульфатации, проверки емкости и работоспособности аккумулятора.
  • У них должен программироваться алгоритм на определенные функции.
  • Крайне желательно наличие нескольких автоматических режимов зарядки.

Промышленность выпускает большое количество зарядных устройств. Если выбирать между импульсным устройством и трансформаторным, то импульсное предпочтительнее. Хотя трансформаторное более надежное.

Если обобщить, то зарядное устройство для кальциевого аккумулятора должно быть:

  • программируемое;
  • с автоматическими режимами;
  • с функцией десульфатации;
  • с режимом проверки работоспособности АКБ;
  • с показателем емкости, взятой аккумулятором.

Как правильно выполнять зарядку

Особенность зарядки кальциевых АКБ в том, что для этой операции требуется несколько иное зарядное устройство, например, типа «Орион». Дело в том, что в ходе зарядки приходится часто корректировать напряжение и величину подаваемого тока. Поэтому надо иметь такое зарядное устройство, которое обеспечит напряжение 16,8 вольт. А обычные автоматические зарядники способны выдать не более 15 вольт.

К тому же зарядники типа «Орион» имеют встроенные программы для разного назначения, в том числе и для десульфатации. Естественно, кроме этой модели их в продаже великое множество. Это ЗУ указано всего лишь в качестве ориентира.

Благодаря конструктивным особенностям кальциевых аккумуляторов, они требуют особой методики зарядки. Важно то, каким напряжением и как именно заряжать автомобильный кальциевый аккумулятор.

Алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора состоит из двух этапов.

Первый:

  • Согреть батарею до комнатной температуры;
  • Выставить ток до 0,1 от нормативной емкости аккумулятора (если емкость 55 ампер в час, то выставляется 5.5 ампера;
  • Выставляем напряжение 16,1 вольта (некоторые авторы рекомендуют напряжение 14 вольт);
  • Заряжаем до того момента, пока ток зарядки не упадет ниже 0,5 ампер (это произойдет примерно через несколько часов);

Важно! Электролит будет слегка кипеть. Если интенсивность кипения увеличивается, надо немного убавить напряжение. Уровень электролита не должен уменьшаться.

Второй

  • устанавливаем ток 3 ампера
  • выставляем границу напряжения 16,1 – 13,1 вольт
  • следим за электролитом и не даем ему кипеть

На этом этапе заряд идет волнообразно до полного набора емкости:

Чтобы поддерживать заданный интервал, напряжение доводим до 13,1 вольта. По мере того, как заряд АКБ приблизится к 100%, периоды зарядки будут уменьшаться, а паузы станут увеличиваться. Если заряд идет всего несколько секунд, значит, батарея зарядилась.

Что такое кальциевые аккумуляторы

Кальциевые АКБ(Ca/Ca) – это разновидность аккумуляторной батареи, пластины которой изготовлены из свинца, легированного кальцием (calcium). Количество последнего элемента в процентном соотношении крайне незначительно. Сколько именно? — Кальция в составе не более 0,1% от общей массы пластины, поэтому более правильным было бы название «свинцово-кальциевые аккумуляторы», но в обиходе закрепилась упрощенная формулировка. В роли легирующего элемента в таких АКБ кальций заменил сурьму, которая для этих целей применялась в течение длительного времени, но обладала рядом недостатков, для устранения которых потребовалось подобрать другое вещество.

Отдельно стоит остановиться на такой разновидности АКБ, как серебряно – кальциевые аккумуляторы (обозначение — Ca/Ag) — автолюбители часто называют их просто «серебряными». Для изготовления пластин таких батарей используется сплав свинца и кальция, но, в отличие от обычного устройства, в процессе производства в сплав добавляется серебро. Присутствие последнего в составе пластины позволяет избавиться почти от всех недостатков кальциевых батарей (об этом ниже), сохранив при этом их достоинства. Практически единственным минусом АКБ с содержанием серебра остается их высокая цена, которая объясняется сложностью изготовления кальциево-серебряных аккумуляторов и использованием дорогостоящего сырья.

Технология производства

Технологический процесс производства аккумуляторов (известный также как «кальциевая технология») имеет некоторые отличия от схемы изготовления сурьмянистых батарей. В первую очередь это касается решеток, которые в случае со свинцово-сурьмянистым сплавом производятся методом литья. Но когда был опробован способ для свинцово-кальциевого сплава, выяснилось, что кальций при таком подходе из решеток просто выгорает.

По этой причине решетки для кальциевых аккумуляторов производятся с использованием технологии штамповки, что означает следующее: предварительно изготовленная сплошная лента из сплава подвергается перфорированию. Благодаря такому методу становится возможным производить пластины с усовершенствованной, более сложной формой. При этом в процессе штамповки сохраняется внешняя рамка пластины.

В настоящее время кальциевые аккумуляторы автомобильные не вытеснили с рынка традиционные сурьмянистые в первую очередь по причине сложности процесса производства свинцово-кальциевых решеток, поэтому изготовители выпускают необслуживаемые аккумуляторы обоих этих классов, а также гибриды — нечто среднее между ними.

Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей

Аккумуляторы для автомобиля Са/Са имеют свои преимущества и недостатки, если сравнивать их с батареями других видов. Чтобы определить, какой аккумулятор лучше рассмотрим различия между АКБ с кальцием и их сурьмяными и гибридными аналогами.

Параметры

Кальциевый аккумулятор

Сурьмянистый свинцовый аккумулятор

Гибридный аккумулятор

Легирующий элемент свинцовых пластин (как маркируются — /+)

Са/Са

Sb/Sb

Sb/Ca

Начало процесса электролиза электролита

15 – 16 В

12- 12,5 В

14 — 15

Тип АКБ

Необслуживаемый / малообслуживаемый

обслуживаемый

обслуживаемый

Стоимость

Относительно дорогой (с учетом усредненной стоимости такое устройство будет стоить не менее 3 тысяч рублей)

В среднем стоимость свинцового устройства 1,5 раза дешевле кальциевого

В среднем 1,5 – 2 раза дешевле кальциевого

Таблица 1. Основные различия между кальциевыми, свинцовыми (сурьмянистыми) и гибридными аккумуляторами.

Кальциевые и гибридные аккумуляторы считаются прогрессивными устройствами и пользуются большей популярностью среди современных автомобилистов благодаря своим улучшенным техническим характеристикам.

Плюсы кальциевых аккумуляторов

Если говорить о том, какие плюсы и минусы характеризуют кальциевый аккумулятор, то, в первую очередь, стоит остановиться на преимуществах АКБ такого класса (их намного больше, чем недостатков):

№ п/п

Преимущества кальциевых аккумуляторов

Примечание

1

Длительный срок эксплуатации

В среднем срок службы кальциевого аккумулятора составляет около пяти лет при правильной эксплуатации.

2

Характеризуются низким уровнем саморазряда

Если сравнивать с малосурьмянистыми разновидностями, то аналогичная характеристика кальциевых аккумуляторов ниже почти на 70%.

3

Повышенная прочность пластин АКБ

Это делает пластины устойчивыми к вибрации

4

Снижение процесса электролиза воды

Благодаря этому кальциевые аккумуляторы в большинстве своем являются необслуживаемыми (около 90%).

5

Снижение интенсивности коррозионных процессов

Увеличивает срок службы АКБ.

6

Защита от перезаряда

Для кальциевых АКБ характерно свойство выдерживать напряжение до 14,8 В.

7

Возможность изготовления пластин меньшей толщины

Производители имеют возможность выпускать аккумуляторы с увеличенным количеством пластин, а значит – с большей мощностью.

8

Идеальный вариант для начинающих автомобилистов

Аккумулятор автомобильный Са/Са (в большинстве случаев) является необслуживаемым, поэтому владельцу не требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и плотности электролита – есть или нет у автомобилиста опыт работы с такими устройствами неважно. Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание подзарядке.

Таблица 2. Достоинства кальциевых аккумуляторов

ВАЖНО! Оптимально подходят такие аккумуляторы для установки в автомобили с полностью исправным электрооборудованием, относительно новых моделей – желательно присутствие в транспортном средстве системы, которая самостоятельно отключает музыку, свет, габаритные огни, в случае, если автолюбитель проявил невнимательность или забывчивость.

Минусы кальциевых АКБ

К сожалению, кальциевые аккумуляторы для автомобиля не лишены некоторых недостатков, среди которых нельзя не отметить следующие:

№ п/п

Недостатки

Примечание

1

Чувствительность к глубоким разрядам

Это главный минус и основное отличиекальциевых батарей от их гибридных или сурьмянистых аналогов. Аккумуляторы этого класса не рекомендуется разряжать ниже напряжения 12 В.

Достаточно всего одного глубокого разряда, чтобы такая АКБ потеряла пятую часть своей емкости. Однократный полный разряд – и батарея лишится половины емкости, тогда как устройство, пережившее 9 – 10 разрядов становится полностью непригодным к эксплуатации.

2

Высокая стоимость

Объясняется сложностью и дороговизной производственного процесса.

3

Не подходят для режима передвижений в «городском стиле»

Длительные простои (если, к примеру, владелец пользуется автомобилем только для того, чтобы добраться из дома на работу и обратно), езда в ритме «старт – стоп» губительно воздействуют на кальциевые аккумуляторы.

Таблица 3. Недостатки кальциевых АКБ

ВНИМАНИЕ! Кальциевые аккумуляторные батареи подходят для использования только в автомобилях. От установки устройств такого класса в катер или лодку, где они могут подвергнуться глубокому разряду, лучше воздержаться.

О «специальных» зарядных устройствах для Ca/Ca

В статье про зарядку кальциевых АКБ просто нельзя не упомянуть об этих устройствах. Они пачками покупаются доверчивыми автолюбителями. Ведь если их делают, значит и в самом деле есть прок от зарядки АКБ Ca/Ca напряжением 16,1 В. Вполне логично, что производитель, зная о наличии таких батарей, решает выпускать и специальные зарядные устройства под них. А поскольку на производствах просто не могут работать дураки и неучи, то и недоверия к таким устройствам быть не может по умолчанию.

На самом же деле картина далеко не такая радужная и однозначная. «Специальные» зарядные устройства для кальциевых АКБ появились на рынке не потому, что они жизненно необходимы этим АКБ. Они были придуманы потому, что на рынке появился на них спрос. А спрос и необходимость – это разные вещи.

А спрос на них появился после того, как в Интернете начала обсуждаться проблема с зарядкой АКБ Ca/Ca. Ну никак не получалось у купивших это чудо достичь 100 % заряда. Аккумуляторы упорно не хотели кипеть, а плотность не доходила до 1,27. Умные и предприимчивые люди увидели эти проблемы, и придумали, как на этом заработать.

Не кипит АКБ? Не повышается плотность? Вот вам специальное зарядное устройство, которое закипятит ее. И плотность повысится. А если еще к такому устройству добавить парочку «умных» функций наподобие десульфатации, тренировки и зарядки по принципу качелей – продажи пойдут в гору. А уж убедить пользователя, что без этого зарядного устройства кальциевая АКБ долго не прослужит – это как два пальца…

Большой удачей для этих самых предпринимателей послужило еще одно обстоятельство. Дело в том, что несколько лет назад на официальном сайте одного производителя кальциевых АКБ появилась информация, что их продукцию надо заряжать напряжением 16 В. И понеслось. Ссылаясь на эту официальную информацию, продавцы специальных зарядных устройство еще быстрее повысили уровень продаж.

И неважно, что та самая информация касалась только одной единственной линейки аккумуляторов, которые через пару лет сняли с производства. Наплевать на такую же официальную информацию, которую предоставил тот же производитель – он пояснил, что 16 В нужны были той партии батарей, и на сегодняшний день это неактуально.

Как правильно заряжать АКБ Ca/Ca

После прочтения всего вышесказанного ответ на этот вопрос должен уже вырисоваться и без дополнительных объяснений. Несмотря на это, вот вам краткая и адекватная инструкция по эксплуатации кальциевых АКБ, сложенная на основании глубокого изучения темы и реального опыта:

  1. Если на автомобиле АКБ недозаряжается (проблемный генератор, заниженное напряжение бортовой сети, зима, редкие и коротки поездки), регулярно заряжайте ее при помощи обычного зарядного устройства.
  2. Напряжение заряда – не выше 14,4 В (плюс минус 0,2 В).
  3. Ток заряда – не выше 10% от емкости АКБ (учитывайте, что со временем емкость неизбежно уменьшается).
  4. Заканчивайте заряжать, когда при напряжении 14,4 В потребляемый батареей ток снизится до 0,1 А (дольше, больше, сильнее – нет никакого смысла, и даже вредно).
  5. Если хотите измерять плотность электролита, его забор нужно делать из конвертов (например, при помощи тонкой трубочки из диэлектрического материала), а не с поверхности.
  6. Не «кипятите» АКБ.
  7. Чем меньшим током будете заряжать аккумулятор, тем «плотнее» будет заряд, лучше растворятся сульфаты и увеличится ресурс.

Ну и, пожалуй, самая главная рекомендация относительно заряда кальциевых аккумуляторов (и всех остальных). Подзаряжать АКБ и следить за ее состоянием нужно с момента покупки, а не тогда, когда ей уже подошел конец. Поверьте, проверено – никакие «умные» и «специальные» зарядки, тренировки, «качели» и прочая маркетинговая пыль – не сделает из аккумулятора, над которым долго издевались, новым

Достоинства и недостатки

Кальциевый аккумулятор имеет свои плюсы и минусы в процессе эксплуатации.

Преимущества

К основным плюсам кальциевых аккумуляторов следует отнести такие особенности:

  • В результате того, что в состав электродов помимо свинца был добавлен кальций, они приобретают повышенную прочность. Не разрушаются при тряске в особых условиях эксплуатации.
  • Присутствие легирующего металла способствует защите воды от выкипания из аккумулятора. Большинство модификаций таких источников питания выполняются необслуживаемыми.
  • Применяемая технология в данных АКБ обеспечивает защиту от возможного перезаряда. Благодаря таким свойствам они нашли применение в сети, где может применяться повышенное напряжение значением выше 14,8 В.
  • Не подвержены воздействию коррозии и разрушению в результате длительного ее влияния.
  • Увеличено количество самих пластин у каждого электрода, такое стало возможно благодаря уменьшению их собственной толщины.
  • Низкая стоимость в отличие от аналогов.
  • Пониженное значение самостоятельного разряда.

Недостатки

К минусам потребители относят:

  • Не терпят глубокий разряд, в результате чего могут выйти из строя при длительной стоянке более 14 дней.
  • Короткий срок службы. В результате уменьшения толщины пластин они разрушаются намного быстрее, чем аналоги. Производители заявляют срок до 5 лет.

Интересно знать! Кальций в составе пластин не является вредным для здоровья потребителя и окружающей среды.

Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля

Перед как заряжать кальциевые автомобильные аккумуляторы необходимо приобрести зарядное устройство, подходящее по всем техническим параметрам. Температура батареи не должна быть ниже комнатного значения. Зарядник необходимо правильно подключить, не перепутав идущие к электродам провода . Само восстановление заряда происходит в два этапа.

Первый этап

В начальный период значение ток выставляют значением 0,1 от собственной емкости АКБ. Напряжение заряда са/са аккумуляторов устанавливается не ниже 16,1 В. В таком режиме источник питания восстанавливается до момента пока ток не упадет ниже 0,5 А, этот процесс может занять несколько часов.

Электролит может нагреваться и дойти до точки кипения, при закипании необходимо снизить значения тока зарядки. Кипение может привести к испарению воды из раствора с кислотой, уровень снизится, чего категорически нельзя допускать.

Совет! Перед тем как заряжать кальциевый аккумулятор необходимо ознакомиться с инструкцией к устройству.

Второй этап

Особенностью второго периода заряда является изменение основных параметров в процессе восстановления заряда. При этом ток заряда выставляют на значение 3 А, а напряжение варьируется от 13,1 В до 16,1 В.

Второй этап зарядки обусловлен волновыми показателями, до момента набора восстановленного значения собственной емкости. Необходимо контролировать температуру электролита не допускать его закипания. В результате приближения конца заряда паузы в периоды подачи тока могут достигать значения менее минуты, когда перерыв будет длиться несколько секунд, зарядное устройство следует отключить. Емкость восстановлена, причем таким способом возможно добиться номинального напряжения в батарее до 13,4 В.

Устройство и принцип работы

В таких АКБ свинцовые пластинки легированы кальцием. Обычно на корпусе кальциевых аккумуляторов красуется надпись «Ca/Ca». Она говорит о том, что кальций добавлен и в плюсовую и в минусовую батареи. Минерал снижает саморазряд и уменьшает потерю жидкости из электролитического состава.

Когда простая батарея садится, на ее пластинках формируется сульфат свинца. Плотность электролита из-за этого снижается. Как только АКБ ставится на зарядку, сульфат свинца начинает распадаться, плотность увеличивается, а емкость возвращается в первоначальное состояние. Если аккумулятор разряжен до нуля, кристаллы сульфата свинца становятся очень большими. В таком случае при заряде они уже не будут разрушаться. Это явление называют сульфатацией.

В кальциевых АКБ при разряде помимо сульфата свинца формируется и сульфат кальция. Он не растворяется в воде или кислоте, а при повышении температурного режима увеличивает свою плотность. Кристаллы кальция не пропускают электрический ток, поэтому закупорив пластинку, деактивируют ее. Такой процесс может начаться даже при 10 В и значительно снижает емкость батареи.

Разновидности аккумуляторов

Существует три главных вида кальциевых АКБ:

  • Старый тип. Пластинки таких аккумуляторов содержат около 0,1% кальция и 0,1-0,2% олова. Они выносят примерно два глубоких разряда.
  • Передовой тип. В пластинах подобных агрегатов помимо кальция содержится около 0,3% серебра. Они дороже, но выдерживают до десяти глубоких разрядов.
  • Промежуточный тип. К кальцию в пластинках прибавляются разные материалы: селен, медь, кадмий. Устойчивость таких батарей от трех до пяти глубоких разрядов.

Несложно понять из информации выше, что они все существенно отличаются друг от друга.

Маркировка

На АКБ наносятся обозначения, помогающие определить их главные параметры.
Маркировка аккумуляторов делится на две категории:

  • маркировка по ГОСТ (которая действует и сейчас);
  • маркировка согласно ДИН.

По стандартам ГОСТ маркировка АКБ 6СТ-55АЗ выдает потребителю следующие данные:
6 – количество последовательно совмещенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее базисное напряжение (12В);

  • СТ. – предназначение АКБ (Стартерная);
  • 55 – номинального типа емкость в Ампер-часах;
  • А – общая крышка, З. – заполненная электролитическим составом и полностью заряженная.

По стандарту ДИН маркировка состоит из нескольких групп цифр:

  • В 1-ых трех цифрах говорится о емкости АКБ;
  • Во 2-ых трех цифрах скрыта информация о конструкции;
  • В 3-их трех цифрах указывается величина пускового тока.

Маркировка 574 012 068 выдает следующие сведения:

  • 5 – цифра, отображающая «порядок» значения емкости;
  • 74 – емкость 74 Ампер*часа;
  • 012 – обозначение типа корпуса, из которого следуют размеры корпуса, вид крепления, месторасположение выводов;
  • 068 – ток пуска 680 Ампер по стандарту EN.

Ряд зарубежных изготовителей аккумуляторов маркируют свои батареи довольно специфично, выделяя в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска.

Характеристики кальциевых аккумуляторов

Кальциевый агрегат – батарея, электроды которой обработаны кальцием, легированы. Изюминкой этой технологии считается то, что пластинки из свинца защищены от перенасыщения энергией, окисления и коррозийных явлений. За счет тонкости пластинок увеличивается их число в батарее. Также подобные АКБ выдерживают кратковременного типа повышение зарядного тока более 16 В.

Аккумуляторы кальциевого типа могут прослужить дольше других. Они виброустойчивы, стабильно переживают избыток зарядных нагрузок. Чтобы АКБ полностью раскрыла свой потенциал, нельзя допускать ее полного разряжения. Один спуск до нуля – это потеря 50 % емкости. Десять разрядов приводят к уничтожению батареи.

Гарантийный срок использования кальциевых аккумуляторов составляет пять лет. При правильном обращении, которое, в первую очередь заключено в отсутствие глубоких разрядов, возможна эксплуатация АКБ с сохранённым уровнем пускового тока в течение десяти лет. При неправильном использовании, срок службы с момента выпуска может не превысить и одного года, при этом если в магазине батарея была реализована в исправном состоянии, то потребителю может быть отказано в возмещении убытков, если будет доказано, что разрушение аккумулятора вызвано нарушением правил эксплуатации.

Проверка работоспособности

Перед зарядкой, аккумулятора ca ca проверяют:

  1. Проверка напряжения. На проводящих ток клеммах измеряют напряжение. Стандартный показатель – 12,7 Ватт. Более низкие показатели указывают на то, что батарея села.
  2. Проверка обслуживаемого аккумулятора. Для этой задачи применяют ареометр, посредством которого определяется плотность электролита. Этот параметр составляет 1,27 г/см3. Зарядку кальциевого агрегата выполняют, если выявлен низкий показатель.

Замена электролита

Требуется замена, если

  • электролит стал мутноватым, или поменял свой цвет;
  • не получается отрегулировать плотность после подзарядки АКБ;
  • если новая батарея стала быстрее садиться после полной зарядки;
  • если в одной из банок отсутствует электролит;
  • электролитический состав замерзает при отрицательных температурах.

Важно! Мутный электролит указывает на то, что производитель залил внутрь плохой продукт. Такое случается еще, когда вместо дистиллированной жидкости в аккумулятор наливают водопроводную.

Процедура замены, описание:

  • Выньте АКБ из машины и поставьте ее на удобной для работы высоте на равномерное жесткое основание.
  • Хорошо вытрите его корпус тряпкой, уберите всю грязь. Ветошь стоит намочить легким раствором соды, чтобы вытереть все следы окисления.
  • Потом открутите все заливные пробки. Теперь можно выполнять замеры плотности электролитического состава, оценку его цвета.
  • Посредством мультиметра замерьте напряжение батареи.
  • Определите, что электролит нуждается в замене, откачайте его из банок любым удобным приспособлением. Проще использовать для этого маленький шприц и надеть на него тоненькую полимерную трубку.
  • В пустые баночки теперь необходимо перелить дистиллированную воду, затем аккумулятор надо покачать из стороны в сторону. Так, осуществляется промывание.
  • Откачайте воду и залейте новую.
  • Как только банки стали чистыми, можно переходить к заливке электролита. Наливайте вещество до тех пор, пока баночки полностью под ним не скроются.
  • Подключаем АКБ к зарядке, и ждем полной зарядки.

Внимание! Заряжать аккумулятор нужно с вывинченными пробками, так как электролит начинает через определенное время кипеть. Накройте его пакетиком, чтобы капли не разлетелись по сторонам.

  • После полноценной зарядки, спустя 8-10 часов, чтобы агрегат успел остыть, посредством ареометра определите текущую плотность электролита.
  • По результатам замеров, решите, стоит ли долить в банки один из компонентов (кислоту или воду)

Где применяются кальциевые аккумуляторы

Кальциевого типа аккумуляторы эксплуатируются в качестве стартовых агрегатов в легковых и грузовых машинах, и да, это не миф. Если батарея необслуживаемая, то ее можно использовать, как накопительный девайс в мощных источниках питания. При использовании кальциевой АКБ в самодельных инверторных аппаратах стоит обязательно ставить предохранитель, который поможет автоматически отключить аккумулятор при сильном разряде.

Чем отличаются кальциевые АКБ от других

Основные отличия кальциевых АКБ от других моделей заключаются в следующем:

  1. Более высокая ёмкость батареи при одинаковом весе.
  2. Снижено внутреннее сопротивление, что позволяет добиться большей мощности разряда во время пуска двигателя.
  3. Выдерживают кратковременное повышение зарядного тока более 16 В.
  4. Стоят дешевле по сравнению с гелевыми батареями.
  5. Стоят дороже гибридных и сурьмянистых аккумуляторов.

Где применяются кальциевые аккумуляторы

Кальциевые АКБ используются в качестве стартовых батарей в легковых и грузовых автомобилях. Если этот тип батареи выполнен необслуживаемым, то их можно использовать в качестве накопительного устройства в мощных источниках бесперебойного питания.

При использовании этого типа аккумулятора в самодельных инверторных установках следует обязательно устанавливать предохранительную систему, которая позволит автоматически отключить батарею при значительном разряде.

Обслуживание кальциевых аккумуляторов

Если приобретается обслуживаемый кальциевый аккумулятор, то основной уход за батареей будет заключаться в своевременном добавлении воды. Для этого, в обслуживаемых устройства достаточно снять крышку или открутить заливные пробки. Следует заметить, что в сравнении с обычными аккумуляторами выполнять подобные действия потребуется не так часто. Испарение воды в батареях этого типа осуществляется очень медленно, поэтому только в летнее время следует уделять проверке уровня электролита повышенное внимание.

В случае, когда CA/CA АКБ длительное время не использовалась, то потребуется дополнительная подзарядка аккумулятора с применением устройства работающих от электрической сети. Также может возникнуть необходимость восполнить потерю электричества, когда автомобиль использовался в ночное время при невысоких оборотах двигателя.

Если вовремя осуществлять, долив дистиллированной воды и правильно подзаряжать батарею этого типа, то такое обслуживание положительно скажется на сроке эксплуатации изделия.

Срок службы

Гарантийный срок эксплуатации кальциевых АКБ составляет 5 лет. При бережном обращении, которое, прежде всего, заключается в отсутствие глубоких разрядов, возможно использование батареи с сохранённым уровнем пускового тока в течение 8 – 10 лет.

При ненадлежащей эксплуатации, срок службы с даты выпуска может не превысить и 1 года, при этом если в розничной сети аккумулятор был реализован в исправном виде, то покупателю может быть отказано в возмещении убытков, если будет доказано, что неисправность вызвана нарушением правил эксплуатации.

Как подобрать ЗУ

Обычными зарядными устройствами восстановить ёмкость кальциевого аккумулятора на 100% не получится. Для качественной зарядки необходимо напряжение в пределах 16 – 16,5 В. Также для активации процесса десульфатации рекомендуется приобрести устройства позволяющее осуществлять переменную зарядку и разрядку батареи в определённой последовательности.

Хорошо себя зарекомендовали автоматические зарядные устройства для CA/CA батарей, которые самостоятельно регулируют параметры подаваемого напряжения и силы тока на протяжении всего цикла зарядки аккумулятора.

Что означает кальциевый аккумулятор, в чём отличие от сурьмянистого аналога

Длительные эксперименты с легирующей добавкой привели к появлению кальциевых батарей, в которых вместо сурьмы используется более лёгкий элемент. Впрочем, в количественном отношении доля кальция в свинцовой пластине ничтожна – 0,1%, однако именно этот металл достаточно сильно меняет физико-химические свойства свинцового электрода, коим является аккумуляторная пластина.

Название и обозначение материала (Ca/Ca) по наименованию основной добавки – старая традиция, хотя более правильным было бы название свинцово-кальциевая батарея. Кальциевый тип аккумулятора оказался более совершенным, нежели сурьмянистый, но и идеализировать его не стоит. Наряду со многими достоинствами, которые отсутствуют у его предшественника, среди особенностей кальциевых аккумуляторов имеется и ряд недостатков, над которыми ещё предстоит поработать инженерам-конструкторам. Впрочем, уже сегодня подобные разработки существуют – добавление в материал изготовления пластин серебра делает их ещё более совершенными. Но и цена таких АКБ, обозначаемых Ca/Ag, существенно выше.

Технология изготовления Ca/Ca аккумуляторных батарей

Казалось бы, замена одного компонента другим не должна существенно сказаться на технологии изготовления пластин батареи, но это не так. Сурьмянистые изготавливаются методом литья, который достаточно прост и малозатратен. Замена сурьмы на кальций выявила существенную проблему: при литье кальций практически полностью выгорает. Пришлось изготавливать решётчатую основу пластин методом штамповки. В свинец добавляется кальций, сплав изготавливают в виде ленты, которая затем перфорируется в нужной пространственно-геометрической форме. Как оказалось, такие пластины оказались эффективнее традиционных.

Но основным сдерживающим фактором их повсеместного распространения как раз и является сложность производства, отражающаяся на стоимости кальциевых батарей.

Особенности обслуживания и эксплуатации

По сравнению с традиционными сурьмянистыми батареями кальциевые аналоги требуют гораздо меньшего внимания со стороны автовладельца. Тем не менее обслуживать их нужно, пускай и не по такому жёсткому графику, но особенности имеются. Опишем их:

  • если автомобиль эксплуатируется преимущественно в городском режиме, вашему аккумулятору изредка будет требоваться подзарядка, примерно раз в месяц. Если у вас поездки длительные, свыше 10-15 километров, частота профилактических подзарядок снижается вдвое-втрое;
  • измерять вольтаж батареи тоже нужно – при падении до 12 В необходимо срочно подзарядить АКБ. Иначе падения ёмкости не избежать;
  • помните, что глубокий разряд крайне нежелателен, ибо приводит к необратимым последствиям. Восстановление кальциевого аккумулятора посредством использования процедуры КТЦ невозможно. Более того – она ещё больше навредит вашему аккумулятору;
  • кипения электролита тоже нужно избегать – из-за низкой пропускной способности дренажных отверстий;
  • для измерения плотности электролита ареометр не годится, ибо в верхней части батареи скапливается менее плотная, водянистая жидкость, а повышенная концентрация кислоты присутствует в нижней части банок;
  • важно не приобрести контрафактное изделие. На оригинальном аккумуляторе указывается максимум информации как о батарее (ёмкость, стартовый ток, рабочее напряжение), так и сопутствующие данные (дата изготовления, производитель). Покупайте АКБ известного бренда в крупных (желательно сетевых) автомагазинах.

Основные виды современных автомобильных аккумуляторов

Чтобы понять, в чем главное отличие кальциевых устройств, стоит обмолвиться и о других разновидностях аккумуляторных батарей (АКБ), что сегодня используются. Разница ведь не только в способе зарядки, но и в принципе работы, в конструкции.

Есть много типов батарей, которые нынче применяются в автопроме. Однако те же гелевые встречаются довольно редко. А наибольшее распространение нынче получили только три варианта устройств:

  1. Кальциевые.
  2. Сурьмянистые.
  3. Гибридные.

Их сходство в том, что в отличие от гелевых эти АКБ содержат электролит в жидком виде, а не в связанном. Принципиальная разница в примесях, которые делают в пластины. Если у кальциевой батареи добавляется кальций в сочетании с незначительным количеством серебра, то в сурьмянистом аккумуляторе автомобиля применяют сурьму (разновидность металла). В гибридной технологии применяется кальций, сурьма, а в некоторых случаях и серебро.

Восстановление, ремонт и десульфатация

Восстановление кальциевого аккумулятора.

После падения емкости электролита и уменьшения напряжения на клеммах до 11 В и ниже кальциевый аккумулятор считается непригодным к дальнейшей эксплуатации.

Рекомендации изготовителей сводятся к необходимости утилизации старого источника питания и приобретения нового.

Владелец изделия может попробовать частично восстановить работоспособность батареи путем доливки дистиллированной воды и зарядки в щадящем режиме.

Для восстановления емкости потребуется зарядный блок типа IMAX B6, рассчитанный на ток до 5 А.

Процесс восстановления кальциевого аккумулятора:

  • Изделие ставится на зарядку на 18-20 часов (сила тока – 5 А), затем производится замер плотности электролита ареометром. Доступ в банки осуществляется через винтовые пробки или общую крышку, расположенную под заводской этикеткой. Существуют источники питания с монолитным корпусом (например, Bosch или Varta).

Для доступа к внутренней полости банок сверлятся отверстия. Работа выполняется аккуратно, поскольку сверло не должно замкнуть отрицательные и положительные пластины.

  • Для восстановления емкости активируется режим десульфатации на зарядном блоке, а затем следует подключить кабели к контактным штырям. Зарядное устройство подает ток силой 3 А и напряжением 14 В 40 минут.

В процессе зарядки начинается выделение газов, которое наблюдается через отверстия в крышке корпуса аккумулятора. Затем подача тока прекращается, устройство выдерживается при комнатной температуре. Повторный замер плотности указывает на рост значения.

  • Цикл зарядки током 3 А с последующим отдыхом повторяется 4-5 раз. По мере нарастания плотности наблюдается увеличение газообразования, поэтому закрывать вентиляционные отверстия запрещается. Закрытые банки раздуваются внутренним давлением, что приводит к появлению трещин.

Рекомендуется выполнять работы в помещении с приточной вентиляцией, поскольку выделяемые газы являются взрывоопасными. Если уровень жидкости в банках падает ниже допустимого уровня, то для доливки используется дистиллированная вода.

  • После роста плотности раствора в банках до 1,250 г/см³ требуется выдержать батарею без зарядки на протяжении 1,5-2 часов. Повторный контроль показывает, что плотность достигает 1,255 г/см³ (разброс параметра по банкам до 0,01 г/см³ является допустимым).

Затем производится дозарядка аккумулятора током силой 1 А, которая продолжается 3 часа. В конце процедуры ареометр должен показывать значение плотности в пределах 1,265-1,267 г/см³, что является недостаточным.

  • Увеличить силу тока в цепи зарядки до 3 А и выполнить 3-4 цикла продолжительностью по 1 часу с перерывами по 30 минут. Затем батарея выдерживается в помещении 5-8 часов, повторный замер плотности показывает значение в диапазоне от 1,27 до 1,275 г/см³.

Пробки закручиваются в штатные места, брызги электролита удаляются салфеткой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта. Просверленные каналы закрываются слоем герметика.

  • Установить источник питания в моторный отсек автомобиля и провести пробный пуск силового агрегата.

Под процедурой химической десульфатации понимается процесс разрушения кристаллов сульфатов свинца и кальция, сформировавшихся на поверхности электродных пластин. Если вещества на основе свинца разрушаются путем введения реагентов вместо электролита, то соединения кальция удалить невозможно. Попытки заправить банки раствором пищевой соды или Трилона Б приводят к уничтожению активной массы.

Что собой представляют кальциевые аккумуляторы

Основное отличие этой разновидности автоаккумуляторов заключается в добавке в свинцовые пластины кальция. Такие батареи обычно обозначаются Ca/Ca. Долевая часть кальция в свинце весьма незначительная – по массе это всего 0,1%, так что было бы правильно назвать такие АКБ свинцово-кальциевыми.

Впрочем, традиция давать название типу аккумуляторной батареи по легирующей добавке не нова. Самые распространённые сурьмянистые автоаккумуляторы – типичный пример, но поскольку сурьма оказалась не идеальной добавкой, на протяжении многих лет велись интенсивные исследования, направленные на поиск нового, более эффективного вещества. Как оказалось, на эту роль неплохо подходит кальций.

Впрочем, и кальциевые АКБ не лишены недостатков, о которых мы поговорим позже. Отметим только, что добавление серебра в свинцово-кальциевые пластины практически нивелирует эти минусы, но и стоимость таких батарей, обозначаемых Ca/Ag, намного выше.

Отличие от других типов батарей

Если сравнивать кальциевый, свинцовый и гибридный аккумулятор, то какой лучше могут показать только их технические характеристики. Рассмотрим отличие по их основным свойствам.

Напряжение заряда

В са аккумуляторах процесс восстановления заряда происходит при напряжении 16 В, у других моделей такие показатели значительно меньше. Свинцовый и гибридный заряжают при 12,5 В и 14 В соответственно.

Применение легирующих металлов

В аналогичных свинцовых и гибридных источниках питания применяют в основном сурьму. В са батареях используют кальций, чем выгодно отличает эти аккумуляторы от аналогов.

Возможность обслуживания

Кальциевые модели изготавливаются обслуживаемые и малообслуживаемые. Аналоги производят только обслуживаемого вида.

Источники

  • https://www.zr.ru/content/articles/919816-kak-pravilno-zaryazhat-kaltsie/
  • https://auto-gl.ru/pravil-no-zaryazhaem-kal-cievyy-akkumulyator-dlya-vashego-avtomobilya/
  • https://AkkumulyatorAvto.ru/vybor-akb/vidy/kalcievye-akb-plyusy-minusy.html
  • https://AutoGudok.com/article-423-kak-zaryazhat-kaltsieviy-akkumulyator–mifi-i-realnost.html
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/kalcievyj-akkumuljator
  • https://onlineelektrik.ru/eoborudovanie/blokpitaniya/kaltsievyj-akkumulyator-chto-eto-takoe-i-kak-zaryazhat.html
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kaltsievye.html
  • https://remam.ru/elektrik/pravilnaya-zaryadka-kaltsievogo-akkumulyatora.html
  • https://akbzona.ru/zaryadka/zaryadka-kaltsievogo-akkumulyatora-avtomobilya
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-zaryadit-kaltsievyj-akkumulyator
  • https://DriverTip.ru/repair/kak-zaryazhat-kaltsievyj-akkumulyator-avtomobilya.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь