Хрустит Шрус внутренний и наружный, при повороте налево и направо, как определить и можно ли ездить

Немного теории

ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) выполняют одну единственную, но очень важную задачу, а именно передачу крутящего момента при углах поворота до 70 градусов относительно оси.

ШРУСы применяются только в полноприводных и переднеприводных автомобилях для обеспечения поворота и вращения передних колёс под нагрузкой.

ШРУСы подразделяются на:

  • Внутренние передают крутящий момент от коробки передач на вал привода.
  • Наружные передают крутящий момент непосредственно на колёса.

Подробно разбирать строение ШРУСов я не буду, так как статья получится слишком долгой и нудной, да и вы её решили прочитать только для того, чтобы узнать как провести быструю и результативную диагностику. Поэтому я просто посоветую вам почаще проверять пыльники ШРУСов, так как некоторые производители сами говорят — в основном менять ШРУСы приходится только когда порвётся пыльник.

Ну а теперь непосредственно к делу.

Виды ШРУСов, их конструктивные особенности

Наибольшее распространение в конструкции переднеприводных легковых автомобилей получили два вида ШРУСов – шариковые и трипоидные.

Первые зачастую используются с внешней стороны, вторые – в качестве внутренних шарниров. На некоторых моделях могут также устанавливаться исключительно шариковые устройства.

Конструкция указанных видов ШРУСов отличается, причем существенно. Трипоидый узел состоит из внешнего корпуса определенной формы, на котором имеется концевик приводного вала (благодаря ему привод соединяется с КПП).

В корпусе установлен трипоид с роликами, посаженный посредством шлицевого соединения на вал привода.

Шариковые ШРУСы по конструкции частично сходы с обычными подшипниками – есть две обоймы, между которыми располагаются шарики в сепараторе.

Внешняя обойма узла является ее корпусом, на котором закреплен еще один концевик вала (он устанавливается в ступицу колеса). Внутренняя обойма посредством шлицевого соединения посажена на приводной вал.

Передача усилия от внутренней обоймы на внешнюю в таком шарнире осуществляется шариками, которые располагаются в специальных проточках на рабочих поверхностях обойм.

Эти же проточки позволяют шарикам перемещаться продольно, тем самым обеспечивается передача вращения при расположении приводного вала и концевика под углом относительно друг друга.

Трипоидный ШРУС конструктивно проще, а значит и надежнее, но используется он только в качестве внутреннего шарнира. Обусловлено это его эксплуатационными характеристиками – в них допускаются значительные продольные перемещения трипоида относительно корпуса (обеспечивает изменение длины привода), но при этом он ограничен по углу поворота концевика относительно вала.

В шариковых же шарнирах угол поворота значительно больше, поэтому он лучше подходит для использования с внешней стороны привода, но такой узел не обеспечивает значительные продольные перемещения.

Из-за более сложной конструкции, очень жестких условий эксплуатации и места расположения (возле колеса) шариковые ШРУСы больше подвержены износу и неисправностям, они меньше размером трипоидных аналогов.

Оба вида ШРУСов выполнены с высокой точностью, поэтому люфты в них отсутствуют. Но во время эксплуатации авто рабочие поверхности шарнира постепенно изнашиваются, что приводит к появлению люфтов, которые и являются основной причиной неисправности узла. Усугубляет ситуацию с износом попадание внутрь шарнира грязи.

Как уже отмечено, ШРУСы являются достаточно надежными и способны отработать значительный срок, но при условии их правильной эксплуатации. Эти шарниры очень чувствительны к загрязнениям. Пыль и песок, попавшие внутрь узла, действуют как абразив, существенно ускоряя износ рабочих поверхностей.

Для защиты шарниров от грязи используются пыльники. Но эти резинотехнические элементы и являются «слабым местом» ШРУСов.

Резина сравнительно легко рвется, на нее воздействует окружающая среда, приводя ее к «старению» и растрескиванию материала. Особенно подвержены негативным воздействиям пыльники наружных шарниров.

Почему хрустит ШРУС

Посторонние звуки ШРУС издает при износе. На обойме ШРУСа появляется выработка и при движении шарики закусывает. От суда и появляется хруст.

Чаще всего граната (ШРУС) выходит из строя из-за повреждённого пыльника ШРУСа, нежели из-за естественного износа.

Именно поэтому необходимо проверять состояние пыльников не менее двух раз в год.

Если вы обнаружили, что пыльник ШРУСа порван, то необходимо промыть ШРУС, смазать его и установить новый пыльник.

Немного о характере проблемы

ШРУС необходим для передачи вращения между полуосями при постоянной перемене угла между ними. Деталь используется в переднеприводных и полноприводных транспортных средствах. Ведущее колесо в таких автомобилях должно не только вращаться, но и выполнять поворот, а также опускаться и подниматься на пружине. Выполнить все это и позволяют подобные шарниры.

Конструкция данного агрегата состоит из трех основных компонентов:

  • Внешний корпус, который выполнен в форме чаши и соединен с полуосью.
  • Внутренняя обойма. Имеет сферическую форму. На ней расположены шесть канавок, благодаря которым обойма прикрепляется к внешнему корпусу.
  • Шесть небольших шариков в сепараторе. Они располагаются между обоймой чаши и станками.

Проблема заключается в том, что в ходе эксплуатации при постоянном «хождении» шариков в конструкции образовывается выработка и небольшие задиры. Ход шариков становится более свободным, что и приводит к характерному звуку. Даже неопытные водители смогут определить наличие этой проблемы. Вы можете услышать щелчки, которые будут сопровождаться вибрацией или свистом. В большинстве случае звук будет напоминать хруст металла.

Действительно ли виноват ШРУС

Как только вы услышали хруст в своем автомобиле, не стоит делать однозначных выводов, ведь источником может оказаться какой-либо другой компонент. Определить причастность шарниров равных угловых скоростей можно двумя способами.

Выверните колеса своего авто до упора в бок, а затем попробуйте тронуться в таком положении. Если именно в этой ситуации будет слышен хруст, то проблема действительно в шарнирах. Также проявляться эта неполадка может во время преодоления небольших преград, например, ям на проселочной дороге. На ШРУСы будет оказываться повышенная нагрузка, и вы должны услышать звуки хруста.

Как вычислить неисправный ШРУС

У автомобилей есть внутренний и наружный ШРУС.

  • Если хруст (щелчок) появляется при начале движения прямо (вперёд, назад), то это внутренний ШРУС (трипоид).
  • Если хруст появляется при движении с вывернутыми колесами (вправо, влево), то это наружный ШРУС.

Как узнать, какой из ШРУСов подвергся износу?

Так как на автомобиле применяются сразу четыре детали, то возникает вопрос, как узнать, какая «граната» нуждается в замене.

Неисправность внешних ШРУСов определяется с помощью простого теста. Для этого поставьте автомобиль на ровной и достаточно большой площадке и запустите двигатель. Выверните руль на максимум оборотов в одну из сторон. Попробуйте тронуться как можно быстрее, при этом, допускаются небольшие пробуксовки. Если вы услышали характерный хруст, то неисправность кроется во внешней «гранате» с той стороны, которую вы выворачивали руль.

Диагностика внутренних шарниров дается намного труднее. Для этого выберите канаву такой глубины, чтобы колесо могло свободно уйти туда на максимальную глубину, при этом, не нужно выбирать слишком глубокую, иначе есть риск повредить детали подвески. После этого, под некоторым углом к канаве, преодолейте ее, стараясь держать руль прямо и не осуществляя никаких поворотов. Колеса должны ровно и по очереди войти в углубление. Появление хрустов свидетельствует о неисправности внутреннего ШРУСа. Сторона неисправного механизма соответствует тому колесу, после въезда в канаву которого появился характерный звук.

Эти основные методы диагностики стали применять с опытом. Они позволяют с максимальной точностью определить источник звука и характер неисправности. Тем не менее, есть и ряд других способов, которые подразумевают, вначале, разборку ступицы и после этого ШРУС дергают то на себя, то на себя, то в обратную сторону. Появление люфтов или стуков, также говорит о том, что «граната» нуждается в замене.

Стоит еще раз отметить, то при обнаружении вышеперечисленных признаков неисправностей, необходимо приступать именно к замене узла. Так как ШРУС является расходным неремонтопригодным механизмом.

Признаки неисправности при повороте и разгоне

Симптомы неисправности наружных и внутренних шарниров проявляются по-разному.

Определить износ внешнего ШРУСа достаточно просто по характерному хрусту при повороте, появляющемуся при начале движения с полностью вывернутыми колесами, особенно при старте на повышенных оборотах двигателя.

Дополнительно возможно появление вибрации на руле. При выравнивании же колес звук исчезает. Обусловлено это все особенностями работы шарниров – при увеличении угла между валом и концевиком возрастает нагрузка на ШРУС, и если в нем имеются люфты из-за выработки, то они и приводят к хрусту в узле.

Внутренние же шарниры не работают с такими значительными углами, как наружные, поэтому хруст они не всегда издают, что осложняет их диагностику.

Неисправность ШРУСов, установленных возле КПП, зачастую проявляется в виде вибраций и стуков в передней подвеске при движении автомобиля по неровностям. Причем, чем больше неровности (глубокие ямы, сильные ухабы), тем стуки сильнее.

В некоторых случаях симптомы неисправного внутреннего шарнира проявляются даже при движении на ровном и прямом участке дороги при разгоне до 100 км/ч и выше.

Как узнать, какой ШРУС хрустит

На каждом колесе имеется по два шарнира: внутренний и внешний. Это существенно усложняет процесс диагностирования, так как стоят они рядом, поэтому на слух определить, какой из компонентов издает звуки, практически невозможно. Узнать, какой ШРУС хрустит (внутренний или наружный), вам помогут несколько советов:

  1. Заглушите транспортное средство, а затем с помощью фонарика найдите оси шарниров. Поочередно без приложения больших усилий подергайте их. Если люфта не обнаружено, значит, деталь полностью исправна. При образовании большого количества выработки ваши действия приведут к хрусту, что и поможет диагностировать поломку конкретного шарнира.
  2. Второй способ позволяет диагностировать поломку внешнего шарнира. Необходимо выехать на ровную дорогу, а затем вывернуть колеса в сторону до упора. Если в этот момент вы услышите характерный звук, значит проблема во внутреннем ШРУСе. Изношенной является левая деталь при звуке во время поворота направо. С правой деталью будет звук при повороте влево. Это связано с тем, что при повороте вся масса автомобиля приходится на противоположную сторону от поворота.

Причины неисправности ШРУСа

  • естественный износ детали
  • заводской брак, низкое качество металла
  • нарушение правил установки ШРУСа
  • нехватка/отсутствие графитовой смазки
  • поврежденный пыльник, попавшая внутрь грязь и влага
  • агрессивное вождения, езда с вывернутыми колесами на скорости
  • плохое дорожное покрытие
  • сильный удар – авария, столкновение с бордюром и др. повреждения подвески

Если ШРУС выходит из строя, владелец слышит характерные пощелкивания и хруст при вывернутых до упора колесах. Например, во время парковки. Но так как на каждое колесо приходится по два шарнира, важно узнать, какой именно ШРУС вышел из строя: внешний или внутренний, правый или левый?

Проверка внешнего ШРУСа

Диагностику неисправного ШРУСа начинают с проверки наружных «гранат». Рассмотрим признаки износа детали.

  • Ритмичный стук со стороны одного из колес при сильно вывернутом руле

Для точной диагностики нужно найти ровную площадку, открыть окна и с полностью вывернутым рулем резко тронуться с места. Через открытые окна или с помощью помощника владелец услышит характерный треск, причем он будет раздаваться в такт оборотам колеса.

При повороте машины влево хрустит правый наружный ШРУС, ведь на него приходится большая масса машины и соответственно нагрузка. И наоборот, если хруст раздается при повороте направо, проблема с левой «гранатой».

  • Небольшие щелчки при ускорении по прямой / несильные толчки в начале разгона

Если ШРУС стал шуметь даже без вывернутых колес, проблема уже запущена, колесо начинает заедать при вращении. Тихие щелчки при ускорении и несильные толчки, напоминающие поведение неотбалансированных колес – признак того, что «гранату» нужно менять как можно быстрее, иначе в какой-то момент колесо заклинит и машина потеряет управляемость.

Проверка внутреннего ШРУСа

  • Мелкая вибрация при разгоне по прямой

Классический признак износа внутреннего шарнира – когда при наборе скорости и особенно при разгоне с места, когда двигатель раскручивает карданный вал с холостого хода, владелец ощущает мелкую вибрацию, которая передается на кузов.

Этот случай похож на вибрации кузова из-за кривых колесных дисков и резины. Но отличие в том, что в случае с неисправностью внутреннего ШРУСа руль не раскачивается, остается на месте, его слегка потряхивает в тон вибрации кузова.

Если карданный шарнир (внутренний ШРУС) изношен, нужно срочно его заменить, потому что он может вывести из строя весь кардан.

  • Щелчки при езде по неровной дороге

Как мы помним, внутренний ШРУС выдает свое плачевное состояние только при максимальных углах работы. Поэтому для точной диагностики нужно выбрать участок для прямолинейного движения с канавами или ямами по пути.

Въезжая поочередно правым и левым колесом в углубление дороги, опуская таким образом колесо ниже уровня кузова, владелец по характерным щелчкам и похрустыванию определит, какой из внутренних ШРУСов неисправен.

  • Хруст при загруженной задней части машины

Необходимо утяжелить зад переднеприводной машины – посадить много пассажиров, загрузить багажник так, чтобы передняя часть кузова приподнялась. В результате ось внутреннего шарнира изогнется. Затем начать движение и прислушаться: хруст скажет о неисправности детали.

Универсальная диагностика ШРУСов

Метод поможет точно определить, какой именно ШРУС требует замены.

Производят диагностику так:

  • колеса выставляются ровно, переднее колесо вывешивается на домкрат
  • затягивается «ручник», на МКП выставляется нейтральная передача
  • запускается двигатель
  • водитель начинает трогаться с места, выжимая и припуская сцепление и подгазозывая – пока вывешенное колесо не начинает вращаться
  • водитель медленно притормаживает, чтобы создать нагрузку ШРУСу.

Если неисправен внутренний шарнир, он выдаст себя характерным стуком справа или слева. Если внутренние ШРУСы нормальные, автомобиль начнет глохнуть.

То же самое проверяется для другого колеса.

Затем нужно:

  • вывернуть руль до упора влево, медленно выжимать педаль тормоза.

Если неисправен внутренний шарнир, он продолжит постукивать, но к этому звуку добавится хруст наружной левой «гранаты».

  • вывернуть руль до упора вправо, медленно жать на тормоз.

По аналогии с проверкой левых ШРУСов проверяются правые.

Как избежать поломки шруса

На самом деле все довольно просто. Нужно бережней относится к своему автомобилю, периодически заглядывать под него и проверять целостность пыльников. Если на нем появились серьезные трещины – то лучше его заменить, хотя иногда он и с трещинами еще долго ходит. Так же стараться не давить тапку в пол со светофоров и тем более не давить тапку в полу при вывернутом руле. Данная деталь довольно дорогая, на моей старой Skoda Octavia Tour 2008 стоимость оригинальной детали составляет 40 000 рублей, качественный заменитель от SKF – 4500 рублей. Китайскую поделку рекомендую не ставить, так как проходит она вообще не долго.

Совет тем кто не хочет вкладываться при хрусте наружного шруса: если Вы внимательно смотрели картинки и видео, то заметили что сепаратор и корпус шруса работают по большей части на одну сторону и соответственно выработка появляется с одной стороны этих деталей. Т.е. если шрусы поменять местами, предварительно их почистив и смазав, то хруст пропадет на какое-то время, но появится при движении задним ходом. Я конечно не рекомендую так желать, но это как временный выход из ситуации.

Хрустит ШРУС – чем это опасно

С неисправным ШРУСом можно ездить, и ездить долго. Некоторые владельцы умудряются проехать с такой неисправностью не один десяток, а то и сотню, километров.

Но важно понимать, что длительная нагрузка на и так неисправный шарнир вызовет еще большие повреждения, соответственно стоимость запчастей для ремонта и замены и работы мастера будет выше. А в запущенных случаях неисправный ШРУС грозит серьезными проблемами:

  • выход из строя коробки передач. При поломке внутренного ШРУСа его роликовые подшипники буквально рассыпаются, металлическая стружка и детали попадают в картер коробки передач, смешиваются с маслом и перемалываются шестернями КП, что выводит из строя весь узел.
  • заклинивание, обрыв. ШРУС может перестать вращаться. Например, при прохождении поворота на скорости. И водитель потеряет контроль над машиной в принципе. А вместе со ШРУСом ломается полуось.
  • разлом обоймы – неисправный наружный ШРУС может просто рассыпаться, причем в движении. На дороге это чревато аварией с непредсказуемыми последствиями.
  • разрыв вала или полуоси. В таком случае коробка передач будет крутить вал и полуось, но крутящий момент не попадет на ведущие колеса. Соответственно, машина ехать не будет.

Вот почему решение проблем с хрустящим ШРУСом нельзя откладывать.

Ремонт или замена?

Если обнаружить недостаток графитовой смазки и повреждения пыльника на самой ранней стадии, ремонт ШРУСа ограничится заменой того и другого и промывкой шарнира от попавшей грязи. Это самый оптимальный вариант.

И самый дешевый – многие автовладельцы меняют пыльник ШРУСа и смазку самостоятельно.

Для ранней диагностики автовладельцам нужно хотя бы раз в 5 тыс. км пробега загонять машину на смотровую яму, где можно увидеть целостность пальников и наличие смазки под ними и на близких поверхностях.

Но если сам механизм ШРУСа поврежден, ремонтировать его вряд ли кто-то возьмется. Сама конструкция шарнира не предполагает адекватного восстановления – деталь придется менять.

Как устранить хруст ШРУСа

Как мы уже поняли, хруст появляется из-за выработки.

Самый простой способ избавиться от хруста ШРУСа, который подойдёт для большинства автомобилей это поменять ШРУСы местами.

Данный способ не поможет при наличии значительного люфта в ШРУСе.

Хрустит ШРУС при низкой температуре, что делать

Как правило, при низкой температуре причиной хруста ШРУСов является некачественная смазка, которая не способна выполнять свои функции в большие морозы.

Производители автомобилей, поставляя свою продукцию в Россию, должны учитывать условия их эксплуатации.

Замерзлая смазка сковывает внутренние элементы гранаты, не попадает во все полости узла поэтому и появляется хруст.

В этот момент не нужно резко поворачивать и набирать скорость, через несколько километров (20-30) узлы прогреются и хруст пропадет сам собой.

Но проблема состоит в том, что внутренние гранаты прогреваются быстро, а вот внешние при сильно низких температурах могут не прогреться и хруст останется.

Бытует мнение (и не безосновательно), что проблема не только в смазке, но и в конструкции самого ШРУСа. Дело в том, что смазка, закладываемая в изделие, может не подходить для данной конструкции, при этом на других моделях авто она хорошо работает даже при температурах ниже -20С.

Некоторые автовладельцы грешат на полиуретановые пыльники, которые могут стоять на некоторых марках автомобилей вместо резиновых. Мол на морозе они дубеют и издают звуки. Это спорное мнение, требующее проверки.

Решить проблему можно путем замены смазки, некоторые автовладельцы рекомендуют ЛМ47, VERYLUBE, XADO, они хорошо себя показала при низких температурах. Но тут какие-либо советы трудно давать, выбор на рынке огромный и мнения разняться.

Но, менять смазку нужно не просто запрессовывая ее под пыльник, а полностью снимать узел, разбирать его и максимально запрессовать новую смазку вместо старой в труднодоступные места. Именно эти места являются причиной хруста в сильный мороз, особенно это касается внешних гранат.

Последствия

Если ШРУСы хрустят или стучат, то в конечном итоге произойдет их разрушение.

Хорошо если шарнир просто рассыплется, в этом случае автомобиль просто теряет возможность передвигаться, но бывает так, что во время разрушения узел заклинивает, что чревато уже очень серьезными последствиями, поскольку при заклинивании автомобиль теряет управление.

Устранение хрустов и стуков, восстанавливаем работу ШРУСов

Как узнать, какой ШРУС хрустит – разобрались, теперь о мерах, которые следует предпринимать для устранения проблемы, поскольку эксплуатировать авто с проблемными шарнирами нежелательно.

Одним из недостатков ШРУСов является их неремонтопригодность, то есть, если шарнир захрустел, то он уж изношен и требует замены. Единственное, что можно предпринять – это «продлить жизнь» узла, и отсрочить его замену.

Поскольку основная причина появления хрустов – пыль и грязь, то при их появлении следует сразу же осмотреть все пыльники на наличие повреждений. Если таковые не обнаружены, устанавливаем, какой же ШРУС хрустит одним из вышеперечисленных методов.

После выявления проблемного шарнира, пытаемся продлить его срок службы. Для этого необходимо:

  • Снять привод с авто;
  • Разобрать ШРУС;
  • Тщательно промыть все составляющие бензином, растворителем или другими средствами (уайт-спирит и т.д.);
  • Заложить новую смазку «ШРУС-4» или аналоги (смотрите выше) и собрать шарнир;
  • Установить новый пыльник;
  • Перебранный привод установить на авто.

На начальном этапе износа этих мер вполне достаточно, чтобы избавиться от хрустов, но все же они впоследствии вернуться (когда износ усилиться) и тогда уже шарнир придется заменить.

Как восстановить?

При средней степени износа решить проблему с хрустами позволяет промывка узла и закладка новой смазки, в которую добавлена стружка из мягкой пластмассы (подойдет пробка из-под «Шампанского», капроновая крышка для банок).

Такую стружку узлы ШРУСа при работе легко раздавят и заполнят ею образовавшиеся следы выработки на рабочих поверхностях, тем самым люфт будет устранен. Но эффект от такого восстановления будет непродолжительным, и в конечном итоге шарнир придется заменить.

В конце отметим, что для продолжительной и беспроблемной работы шарниров равных угловых скоростей достаточно лишь периодически проверять состояние пыльников, при обнаружении порыва сразу же их заменять, а узел промывать.

При таких мерах ШРУС может выйти из строя только при сильном естественном износе, но произойдет это не скоро.

 

Можно ли ездить, если хрустит ШРУС

Четкого ответа на этот вопрос нет, так как компонент может быть лишь частично изношен, поэтому еще прослужит определенное количество километров без каких-либо последствий. При появлении хруста все специалисты настоятельно рекомендуют обратиться в сервис, так как промедление может привести к более серьезным последствиям, в число которых входит:

  • Заклинивание конструкции. Шарнир полностью перестает вращаться. Это крайне опасно во время движения на большой скорости. Потеря управления автомобилем грозит смертельной опасностью и попаданием в дорожно-транспортное происшествие.
  • Разрыв полуоси или вала. Крутящий момент не будет поступать на колеса, что приведет к невозможности продолжать движение на вашем автомобиле. Также всегда существует опасность, что разрыв повредит другие компоненты, находящиеся в непосредственной близости.

В большинстве случаев необходима полная замена шарниров равных угловых скоростей, однако при незначительном износе водители могут провести ряд работ, которые помогут устранить хруст. В их число входит:

  • проверка целостности пыльников и их замена в случае износа;
  • чистка конструкции замена смазки;
  • в некоторых случаях для устранения люфта можно попробовать отшлифовать поверхность.

Появление хруста не является критичным, и вы сможете доехать до дома или автомастерской. Но при обнаружении подобных звуков, естественно, рекомендуется сразу же принять соответствующие меры по устранению неисправности. Чем раньше будет выполнен ремонт, тем дешевле он выйдет. Приведенная выше информация поможет в гаражных условиях каждому автомобилисту определить поломку конкретного шарнира.

Вывод

Как видите, продиагностировать ШРУСы достаточно легко без подъёмников и ям.

Проще говоря: если стук постоянный и при любом положении колёс, то это говорит о замене внутреннего ШРУСа. Если стук появляется только при выкрученных до упора колёсах, то это неисправен внешний ШРУС.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c25c1ea236c4100aa438d2a/5d507d4abd639600acf9e655
  • https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/1424-hrustit-shrus.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b824eaaefeafd00a95b365d/5de607f0f557d000aff34d3c
  • https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/khrustit-shrus-kak-opredelit-kakoj-shrus-khrustit-skolko-mozhno-ezdit
  • https://VipWash.ru/podveska/hrustit-shrus
  • https://retailmotors.by/secrets/khrustit-shrus-kak-opredelit-kakoj
  • https://avtoblog.top/3-shrus.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: