Гибридный аккумулятор: описание и принцип работы, обслуживание

Содержание
  1. Что такое источник питания гибридного типа?
  2. Чем отличаются гибридные АКБ от кальциевых и малосурьмянистых аккумуляторных батарей?
  3. Сурьмянистые аккумуляторы
  4. Кальциевые аккумуляторы
  5. Гибридные аккумуляторы
  6. Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей
  7. Особенности малосурьмянистых аккумуляторов
  8. Характеристики кальциевых источников питания
  9. Сравнение гибридных и других АКБ
  10. Гибридный аккумулятор для автомобиля
  11. Технология АКБ
  12. Обозначение и маркировка
  13. Срок службы
  14. Используемая технология в гибридных аккумуляторах
  15. Где применяются гибридные АКБ
  16. Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей
  17. Преимущества и недостатки
  18. Обслуживание гибридных аккумуляторов
  19. Достоинства и недостатки гибридных батарей
  20. Обслуживание гибридного аккумулятора
  21. Правила зарядки гибридного аккумулятора
  22. Лето и гибридная батарея
  23. Когда лучше использовать гибридные батареи
  24. Гибрид и аналоги
  25. Почему нужно заряжать АКБ
  26. Зарядка гибридного аккумулятора
  27. Советы специалистов
  28. Рекомендации по обслуживанию
  29. Проблема сульфатации
  30. Почему нам не обойтись без электричества?
  31. Возможные виды архитектуры гибридов и электромобилей
  32. Классификация и различия в устройстве гибридов
  33. Гибридные аккумуляторы на российском рынке
  34. Отзывы о гибридных АКБ
  35. Выкипание воды из электролита
  36. На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи
  37. Обслуживание гибридного аккумулятора
  38. Десульфация гибридного аккумулятора
  39. Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
  40. Напряжение и сила тока заряда гибридного аккумулятора

Что такое источник питания гибридного типа?

Автомобильные гибридные АКБ – разновидность источников питания, которые изготавливаются по особой методике, основанной на применении электролитных свойств таких химических элементов, как сурьма и кальций. Суть гибридной технологии заключается в том, что положительные электроды изготавливаются из сурьмы, а отрицательные – из кальция. Сурьмянистые пластины обеспечивают устойчивость аккумулятора к глубоким разрядам и увеличению пускового тока, а свинцово-кальциевая составляющая способствует снижению саморазряда и испарению дистиллированной воды из АКБ. Кроме того, пластины с кальцием отличаются ячеистой структурой, что обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики источников питания данного типа.

Помимо кальция и сурьмы, в состав решеток входят легирующие элементы. Такое сочетание компонентов позволяет увеличить срок службы аккумуляторных батарей и снизить коррозию.

Чем отличаются гибридные АКБ от кальциевых и малосурьмянистых аккумуляторных батарей?

Данный вид аккумуляторов представляет собой синтез кальциевой и малосурьмянистой технологий. Чтобы понимать отличие гибридных АКБ от других типов аккумуляторных батарей, следует разобраться в конструктивных и эксплуатационных особенностях каждого из них.

Сурьмянистые аккумуляторы

Внутри пластин таких источников питания находится металл сурьма, благодаря которому АКБ устойчива к глубоким разрядам и не нуждается в большом количестве электролита. Сурьмянистые аккумуляторы относятся к обслуживающим технологиям, что обусловлено интенсивным кипением АКБ при полном заряде. Чтобы банки источника питания не разрушились, а пластины не оголились, необходимо каждые 6–7 дней контролировать уровень электролита в батарее. Обслуживание сурьмянистых аккумуляторов требует определенных навыков и умений, поэтому новичкам данный вид АКБ использовать не рекомендуется.

Кальциевые аккумуляторы

Источники питания из кальция относятся к новым технологическим типам аккумуляторных батарей. Они имеют высокие пусковые токи и работают при незначительном количестве электролита. Такие типы устройств практически не нуждаются в обслуживании, что обусловлено конструктивными особенностями пробок в банках (они герметичны и не откручиваются). В состав пластин АКБ входит не только кальций, но и серебро, что обеспечивает уменьшение внутреннего сопротивления и быстрый заряд. К недостаткам относят высокую стоимость и необходимость зарядки по циклическому типу. Также кальциевые аккумуляторы неустойчивы к глубоким разрядам.

Гибридные аккумуляторы

Источники питания данного типа относят к малообслуживаемым АКБ. Отрицательные электроды в них изготовлены из кальция, а положительные – из сурьмы. Подобное сочетание двух технологий делает гибридные аккумуляторные батареи более функциональными и практичными.

Главное отличие гибридных АКБ от других источников питания – устойчивость к глубокому разряду и высокие стартерные токи. Они не так сильно кипят, как кальциевые, да и стоят в два раза дешевле.

Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей

Перед тем, как уточнить различия гибрида и стандартных устройств, необходимо разобраться в характеристиках «конкурентов».

Особенности малосурьмянистых аккумуляторов

АКБ из чистого свинца приходят в неисправность в результате колебаний температур. Добавление 5-7 % сурьмы позволило увеличить прочность пластин, которые выдерживают глубокие заряды. Емкости при этом теряется всего 20 %. К отрицательным свойствам приборов относятся:

  • быстрое начало реакций электролиза – кипение происходит при 12-12,5 В;
  • постоянный уход – залив воды, замер электролита, чтобы не допустить перегрева;
  • большой вес;
  • незначительный КПД.

Важно! Устройства оснащаются откручивающимися пробками с отверстиями для испарения жидкости.

Характеристики кальциевых источников питания

Добавление к свинцовой пластине 5-7 % кальция обеспечило:

  • необслуживаемость АКБ – вода практически не выкипает;
  • замедление процесса электролиза – начинается при напряжении 15-16 В;
  • повышенное КПД пластин;
  • увеличение пусковых токов и емкости.

Кальциевые батареи очень дорогие, чувствительны к глубоким разрядам (после 3-4 А теряется до 80 % емкости).

Важно!
Кальциевые источники питания подходят только для новых авто, у старых моделей из-за них может сгореть генератор.

Сравнение гибридных и других АКБ

Аккумуляторы-гибриды отличаются от малосурьмянистых и кальциевых по следующим параметрам:

  • разный состав токоотводов;
  • минимальная чувствительность к глубоким разрядам, в отличии от кальциевых;
  • потери воды при реакциях электролиза в 2 раза меньше, чем у малосурьмянистых;
  • колебания напряжения не влияют на работу АКБ, как у кальциевых;
  • меньший процент саморазрядки в сравнении с сурьмянистыми.

Интересно знать! Малосурьмянистые источники питания практически отсутствуют в продаже.

Гибридный аккумулятор для автомобиля

Автомобильный гибридный аккумулятор — это батарея, где один электрод сделан по малосурьмянистой технологии. Отрицательный выполнен в кальциевой. Таким образом, можно увеличить ток пуска, минимизировать восприимчивость аккумуляторной батареи к разрядам.

Технология АКБ

Аккумулятор, изготовленный по гибридной схеме, подразумевает применение нескольких разновидностей пластин. Свинцово-сурьмянистая обеспечивает устойчивость батареи к большим разрядам, свинцово-кальциевые предназначаются для минимизации испарения водного раствора.

Если эти материалы совместить, то срок службы источника питания для автомобиля продлится. Положительная особенность пластины из кальция — ячеистая структура. Такой формы удаётся добиться из-за литья в низких температурах. Благодаря такой технологии можно создать жёсткое строение пластины. Таким образом обеспечивается увеличение антикоррозионных свойств.

Обозначение и маркировка

На аккумуляторе гибридного типа всегда будет написана маркировка Hybrid, CA+ или Calcium Plus. На корпусе также могут иметься дополнительные обозначения, которые указывают на информацию об уровне расхода воды. Обычная это буква самая последняя и стоит в конце маркировки:

  1. N — нормальный.
  2. L — маленький.
  3. VL — очень маленький.
  4. VRL означает, что на батарее используется регулирующий клапан.

Обладая подобной информацией, можно при покупке оценить простоту обслуживания. Эта информация даёт необходимые сведения о том, через сколько времени нужно заливать внутрь устройства дистиллированную воду.

Маркировки и обозначения, которые ставят на корпусе, зависят от производителя. Но всё равно имеются определённые регламентируемые требования для каждой страны, в которой выпускается продукция. Абсолютно на любом аккумуляторе указывается определённая информация:

  1. Фирма изготовителя.
  2. Ёмкость батареи.
  3. Напряжение, необходимое для заряда.
  4. Пусковой ток.
  5. Вес устройства.
  6. Полярность.
  7. Уровень заливки электролита.
  8. Точная дата и год производства.
  9. Информация о едкостных свойствах всех компонентов.

В зависимости от страны производства маркировка может различаться. Чтобы разобраться с этим вопросом, можно изучить несколько примеров:

  1. Отечественное производство: 6 СТ-60 АПЗ. Цифра 6 означает, что в аккумуляторе установлено 6 банок. СТ — это стартерная батарея, то есть функция и предназначение батареи. 60 означает 60 ампер в час, то есть ёмкость батареи. АПЗ — исполнение батареи: А — общая крышка, П — сепаратор, изготовленный из полиэтилена, З — заряжена и залита. Также в русский АКБ пишут и иные буквы: М — сепаратор минпласт, выполненный из поливинилхлорида, Э — моноблок из эбонита, Т — мотоблок сделан из термопластика.
  2. Европейский вариант: 560 065 043. Первая цифра обозначает ёмкость от 1 до 99 ампер в час. Также могут быть ёмкости от 100 до 190 ампер в час — это цифра 6. А также от 200 до 299 ампер в час — это цифра 7. 60 означает 60 ампер в час. 065 — исполнение батареи. 043 — ток холодной прокрутки. В этом варианте он равняется 430 ампер.
  3. Азиатские батареи: 75 B 24 L. 75 обозначает коэффициент ёмкости. Буква B — исполнение батарея. 24 — длина в сантиметрах. L обозначает отрицательную клемму, расположенную с левой стороны.
  4. Американский вариант: А 34 650. Буква обозначает автомобильную батарею. 34 — это полярность и типоразмер аккумулятора. 650 — ток холодной прокрутки, равный 650 А.

Это были основные обозначения аккумуляторов, которые используются в разных странах. Обладая этой информацией, можно легко подобрать батарею, подходящую под определённые критерии.

Срок службы

Батарея, выполненная в гибридном виде, обладает увеличенным сроком эксплуатации. Производители обещают, что при правильной эксплуатации блок питания может прослужить без нареканий в течение 7 лет. Такого времени работы получилось достигнуть из-за того что батарея малообслуживаемая. К тому же она устойчива к большим разрядам.

Этот срок службы также можно продлить. Для этого рекомендуется постоянно наблюдать за уровнем электролита, периодически чистить пластины от образовавшихся сульфатов. Важно знать, что стиль езды, используемый режим температуры, а также исправность электрической системы автомобиля будут влиять на источник питания.

Используемая технология в гибридных аккумуляторах

Автоаккумуляторы, изготовленные по гибридной технологии, соединили в себе лучшие разработки дорогих кальциевых батарей и неприхотливость к условиям обслуживания сурьмяных моделей. Свинцово-сурьмянистые решетки гибрид-АКБ несут положительный заряд, свинцово-кальциевые — отрицательный.

Сплав с содержанием кальция получают при низкотемпературном режиме. Это гарантирует жёсткость решетки и стойкость к коррозии. Использование кальция в технологии изготовления гибридного аккумулятора ведёт к значительному снижению объёма испарений жидкости и предохраняет от саморазряда. Свинцово-сурьмянистая решётка благодаря своим свойствам придаёт устойчивость к глубоким разрядам.

Где применяются гибридные АКБ

Благодаря сочетанию продвинутых технологических решений от двух типов АКБ, получилась выгодная комбинация. Характеристики гибридного устройства позволяют ставить их на автомобили с пробегом, у которых возможно нестабильное напряжение бортовой сети.

Практичность такого источника питания и долгий срок эксплуатации оптимально подойдёт для недорогих отечественных машин и иномарок. В данном случае главным условием выбора становится малообслуживаемость за счёт кальциевых добавок и долговечность сурьмяновых пластин.

Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей

Свинец — мягкий, в чистом виде его использовать нельзя. Добавление сурьмы придаёт пластинам необходимую прочность, но вызывает «кипение» электролита, а значит, его испарение. Поэтому в банки необходимо постоянно доливать дистиллированную воду. Превышение в свинцовых электродах 5% порога содержания сурьмы свидетельствует о том, что это устаревшая модель. В современных АКБ уже значительно меньше Sb.

Малосурьмянистые модели это следующее поколение, которое относится к разряду малообслуживаемых. В гибридных аккумуляторах объём испарения намного меньше, чем у малосурьмянистых, и в этом их основное отличие.

Добавление кальция в свинцовые решётки вместо сурьмы — следующий шаг на пути к эволюции АКБ. Иногда в них добавляют малое количество серебра. У кальциевых аккумуляторов значительно медленее испаряется электролит, а есть и герметичные полностью необслуживаемые модели. У них увеличенный КПД и ёмкость.

Гибридные батареи переняли от кальциевых низкий саморазряд и возможность использовать более тонкие свинцовые решётки. У них есть существенное отличие: они не подвержены глубоким разрядам — свойство, полученное от сурьмянистых батарей.

Тип Саморазряд Глубокий разряд Обслуживаемость Стоимость
Сурьмянистые Высокий Терпят хорошо Часто Дешевые
Гибридный Средний Нормально переносят Малообслуживаемые Средняя стоимость
Кальциевые Низкий Плохо переносят Малообслуживаемые
или необслуживаемые
Дорогие

Преимущества и недостатки

Плюсов у гибридных АКБ значительно больше, чем минусов:

Заметно уменьшенный расход жидкости. Значительно снизился уровень кипения электролита.

  • Минимизирован риск саморазряда.
  • Высокие значения пускового тока. Повышение КПД стало возможным из-за применения свинцово-кальциевых отрицательно заряженных электродов. Специальная обработка пластин препятствует их окислению. Отсюда и хорошие параметры токоотдачи.
  • Так как Calcium Plus предполагают применение свинцово-сурьмянистого положительного электрода, существенно увеличилась устойчивость к глубоким разрядам.
  • Параметры тока холодной прокрутки гибридных АКБ позволяют легко запускать двигатель зимой.

Недостатков немного, но их нужно учитывать:

  • Доливать дисцилированную воду время от времени всё же придётся, особенно в жару.
  • У гибридных АКБ более высокая стоимость, чем у малосурьмянистых.
  • Много поддельного товара. Поэтому покупать их надо у надёжных поставщиков.

Обслуживание гибридных аккумуляторов

Гибридные устройства относятся к малообслуживаемым, но всё же 1 раз в 3 месяца придется снимать крышку и проверить уровень электролита. В среднем за один раз потребуется долить воду объёмом 0,5 л.

Если регулярно делать проверку объема электролита и его плотности, то проблема у АКБ не будет. На большинстве моделей имеются отметки показывающие, какой должен быть уровень электролита. Некоторые производители оснащают свою продукцию индикатором.

Обслуживание включает в себя очистка белого налёта — сульфата свинца. Это нормальное явление, которое является следствием химической реакции, связанной со свинцом.

При неправильной кислотности состава разрушение пластин может быть ускорено, и никакой ремонт не поможет. Если периодически проводить десульфатацию, то этот процесс можно остановить.

Достоинства и недостатки гибридных батарей

Технология производства таких батарей позволяет объединить и совместить все положительные качества других типов аккумуляторов и минимизировать их недостатки.

Положительными качествами данных батарей можно отметить:

  • Наиболее оптимальное соотношение «цена-качество». Приобретение этого продукта позволяет получить практичный и долговечный аккумулятор и при этом сберечь свои деньги.
  • Данная модель использует довольно мало воды, поэтому водителю нет надобности часто проверять её уровень.
  • Виду того, что к электроду добавлен кальций, батареи отличаются низкой вероятностью саморазрядки. Это имеет огромное значение для водителей, которые редко пользуются автомобилем.

Важно! Водитель может не использовать транспортное средство длительный период времени и не переживать о заряде АКБ.

  • Стойкость к полному разряду, обусловленная использованием свинцово-сурьмянистого положительного электрода. Такой компонент позволяет успешно преодолеть примерно 20 циклов полного разряда.
  • Высокий стартерный ток, который производится благодаря применению отрицательных свинцово-кальциевых электродов. Высокий ток стартера даёт более лучшее раскручивание двигателя в процессе запуска, и соответственно быстрый и легкий старт.
  • В процессе изготовления на пластину наносят обмазку, благодаря чему минимизируется возможнось окисления и повышается отдача тока.
  • При условии грамотного ухода и достаточного количества свинца в пластинах гибридный аккумулятор может прослужить до 10 лет.

Тем не менее гибридные АКБ имеют и отрицательные стороны:

  • Высокая стоимость. Однако если взять во внимание длительность их работы — выгода очевидна. Поэтому их стоимость будет скорее особенностью, чем недостатком.
  • Конечно у гибридной батареи меньшие показатели потерь электролита, но тем не менее он выкипает. А его пониженный уровень отрицательно влияет на функционирование и срок службы автомобильных АКБ.

Важно! Обязательно нужно следить за уровнем воды и при необходимости добавлять, в противном случае аккумулятор может осыпаться и потерять емкость.

  • Водителям машин, имеющих высокий показатель напряжения заряда (выше 14 вольт) доливать воду в электролит необходимо чаще, ввиду того, что она будет выкипать быстрее. Следовательно, потребуется более тщательно следить за уровнем.
  • Кроме того, довольно часто гибридные батареи подделывают и есть риск приобрести контрафактную продукцию.

Обслуживание гибридного аккумулятора

Аккумуляторы такого типа не требуют особо обслуживания. Тем не менее один раз в квартал необходимо будет проверять уровень дистиллированной воды.

Если вовремя проверять объем электролита и его плотность, то трудностей с автомобильной батареей не возникнет. Обычно на АКБ наносятся метки требуемого уровня жидкости. Некоторые изготовители оборудуют свой товар специальным индикатором.

Также в обслуживание входит необходимость очищать белый налёт – сульфат свинца. В противном случае пластины будут разрушаться быстрее и ремонт уже не поможет. Следует отметить, что появление налёта — это естественное явление, возникающее в результате химической реакции.

Правила зарядки гибридного аккумулятора

Чтобы не возникало трудностей с подзарядкой источника питания, необходимо правильно выбрать зарядку, которая должна соответствовать всем рекомендациям производителя относительно максимального выдаваемого тока. Зарядное устройство должно быть оснащено поэтапным регулированием выходного напряжения. Трансформатор должен предусматривать ограничение максимальной мощности тока.

Зарядка гибридного аккумулятора понадобится если плотность электролита снизилась до 1,22 г/см. куб или если напряжение стало меньше 12 В.

Пошаговая инструкция как заряжать гибридный аккумулятор автомобиля:

  1. Протереть корпус от загрязнений.
  2. Открыть крышки, для того, чтобы газы, которые образуются при кипении, выходили.
  3. Долить электролизную воду, если есть такая необходимость.
  4. Соединить «плюсы», затем «минусы» клемм автомобильного аккумулятора и зарядного устройства.
  5. Включить трансформатор в электросеть.

Примерно через каждые 2 часа необходимо проверять:

  • какой величины зарядный ток,
  • напряжение (не более 14,2 В);
  • плотность и температуру дистиллированной воды.

Полностью заряженная гибридная батарея должна выдавать напряжение 14,2 V, ток падает до 0,5 ампер. зрительно это можно понять по образованию пузырьков. в завершении необходимо провести проверку уровня дистиллированной воды в каждой секции, при необходимости добавить и хорошо закрыть все горловины. Не следует давать высокие токи, потому что это отрицательно влияет на состояние аккумулятора, и ведёт к большему испарению электролита.

Лето и гибридная батарея

Генераторы современных автомобилей выдают гораздо больше вольт, чем старые модели, особенно на нагруженных электроникой моделях. летом АКБ не получает «холодных пусков», ввиду чего тратит меньше энергии для пуска и быстрее подзаряжается. А если он получит высокое напряжение, то начнёт кипеть, и вода из электролита при этом испаряется, количество кислоты возрастает, пластины нагреваются и оголяются, это ведёт к осыпанию активной массы. По этой причине необходимо один раз в месяц проверять гибридный аккумулятор.

Когда лучше использовать гибридные батареи

Профессионалы считают, что следует ставить гибридные аккумуляторы на автомобили с пробегом более 150 000 километров или не имеющие функции отключения питания при постановке на сигнализацию. Это обусловлено тем, что при полном разряде гибридная батарея лучше восстанавливается и меньше поддается сульфатации. Этот тип аккумуляторов хорошо подойдёт для тех стран, где зимой мороз бывает свыше тридцати градусов по шкале Цельсия, а летом умеренная жара. Изготовители не рекомендуют ставить гибридные батареи в современные автомобили, так как им необходимо больше внимания. Тем более не стоит приобретать такую батарею для машины, в которой аккумулятор располагается в салоне или в багажнике, так как человеку придётся вдыхать пары дистиллированной воды, что не очень хорошо влияет на организм.

Гибрид и аналоги

Аккумулятор, произведенный по сурьмянистой технологии, в пластинах содержит сурьму. Эта батарея устойчива к сильным разрядам, но требует значительного объема электролита. Сурьмянистый аккумулятор всегда обслуживаемый. При полном заряде АКБ сильно кипит, поэтому если банки будут закрыты, она взорвется. Сурьмянистый аккумулятор требует регулярного обслуживания, а для этого нужны определенные навыки. Поэтому новичкам такое устройство не подойдет.

Кальциевая батарея отличается высокими пусковыми токами и не требует много электролита. При заряде такой аккумулятор почти не кипит, поэтому его можно сделать необслуживаемым. Из-за наличия в пластинах кальция и серебра внутреннее сопротивление снижено, что обеспечивает быструю зарядку. Минусами технологии является высокая стоимость и неустойчивость к глубокому разряду. Заряжать такую АКБ до 100% можно только специальным устройством.

Гибридный аккумулятор – это оптимальный вариант между описанными типами батарей. Это мало обслуживаемая АКБ. В нем содержится небольшое количество электролита, он не сильно кипит, но при этом имеет откручивающиеся пробки (количество электролита рекомендуется проверять раз в 2-3 месяца). Батарея устойчива к глубокому разряду, обладает высокими токами и стоит дешевле кальциевой.

Почему нужно заряжать АКБ

Стандартный цикл работы аккумулятора выглядит так: машина запускается, батарея отдает часть энергии, но затем генератор ее возвращает обратно. Но иногда, например, зимой батарея недополучает заряд. Из-за сильных морозов АКБ не может эффективно заряжаться. Ей нужен прогрев и, если его будет недостаточно, она не получит заряд. Частое повторение такого процесса приводит к поломке аккумулятора. Чтобы избавиться от недостатка заряда, батарею нужно дополнительно заряжать.

Зарядка гибридного аккумулятора

Гибридная АКБ заряжается так же, как и обычный аккумулятор. Если нужно быстро немного зарядить батарею, максимальный ток должен составлять 10% емкости. Например, если батарея 60 Ач, то нужен ток 6А. Если аккумулятор сняли на обслуживание, то необходим ток в 2А. Так АКБ будет долговечной. Соблюдайте ряд правил:

  • Напряжение должно быть 13,8 – 14,2В.
  • Банки наполните электролитом.
  • Не забудьте открутить крышки.
  • Не давайте слишком большие токи, так как с пластин будет осыпаться активная масса.

Когда напряжение возрастет до 14,2В, а амперы снизятся до 0,3 – 0,5, аккумулятор почти заряжен. При использовании автоматического устройства зарядки будет показано, какую емкость набрала батарея. Обычное зарядное устройство помигает лампочками.

Советы специалистов

Летом особенно важно следить за состоянием гибридного аккумулятора. В теплое время года АКБ не испытывает «холодных запусков», тратит мало энергии и быстро подзаряжается. Современные автомобильные генераторы выдают напряжение выше, чем раньше (14,2 – 14,5 В). Таким образом, в летний сезон из-за большого напряжения аккумулятор закипает, вода испаряется, концентрация кислоты увеличивается, пластины нагреваются и оголяются, а значит, может произойти осыпание активной массы. Чтобы не допустить поломки батареи, проверяйте ее в теплое время года раз в месяц.

Рекомендации по обслуживанию

Если сравнивать с обычными WET аккумуляторами, основанными на малосурьмянистой технологии, стоимость гибридных моделей заметно выше. Но это всё равно не мешает гибридам активно распространяться и быть в числе наиболее востребованных видов АКБ.

Основной причиной популярности можно считать соотношение цены, качества и сравнительную простоту обслуживания. Если автомобилист привык работать с полноценно обслуживаемыми батареями, которые требуют постоянного контроля состояния и доливки воды, переход на гибридную батарею его приятно удивит. Ведь такому аккумулятору придётся уделять значительно меньше времени и сил.

Самой главной проблемой можно считать выкипание воды из электролита, которое происходит не так активно, но всё же полностью исключить это явление не удалось в гибридной технологии. Потому доливка жидкости потребуется.

На этот счёт можно дать несколько рекомендаций:

  • периодически проверяйте уровень и состояние рабочей жидкости в аккумуляторе;
  • на многих гибридах предусматриваются специальные отметки на прозрачной части корпуса;
  • на некоторых гибридных аккумуляторах применяется цветовой индикатор-глазок, актуальный для полностью необслуживаемых АКБ;
  • в случае падения уровня электролита по причине испарения воды, жидкую составляющую следует долить;
  • доливать разрешается исключительно дистиллированную воду;
  • повышать уровень путём доливки готового электролита нельзя;
  • если требуется поднять плотность электролита, это достигается путём зарядки.

В процессе зарядки часть жидкости испаряется, и тем самым соотношение воды и серной кислоты в составе электролита меняется.

Проблема сульфатации

Поскольку это кислотно-свинцовая батарея с жидким электролитом, проблема сульфатации для гибридных АКБ более чем актуальная.

Сульфатация возникает при падении напряжения и снижения плотности электролита. Она проявляется в виде белого налёта, который оседает на поверхностях свинцовых пластин. Это сульфат свинца.

Потому, чтобы минимизировать возможную сульфатацию, рекомендуется стараться поддерживать АКБ в рабочем состоянии, следить за напряжением на клеммах, а также своевременно проверять показатели электролита.

Но если избежать сульфатации не удалось, проводится десульфатация АКБ, изготовленной по гибридной технологии.

Есть несколько основных методов десульфатации, подходящих для гибридов:

  1. Импульсная очистка. Для этого потребуется специальный прибор, который называется десульфатором. Он подаёт короткие импульсы тока, тем самым провоцирует постепенное разрушение и растворение в электролите сульфата свинца. Но устройство стоит дорого, и для личных целей его решаются купить далеко не все.
  2. ЗУ с функцией десульфатации. В последнее время стали популярными новые зарядные устройства, в которых появилась функция разрушения сульфата свинца. Стоимость таких ЗУ выше по сравнению с обычными устройствами. Но зато эффективность их работы довольно высокая.
  3. Автохимия. Обычно она заливается в банки АКБ, затем батарея подключается к зарядному устройству. Химия вступает в реакцию с сульфатом, разрушает его. Затем проводится промывка, заливается свежий электролит и выполняется обычная зарядка.
  4. Дистиллированная вода. Подойдёт для тех случаев, когда сульфатация не сильно поразила пластины. Нужно слить электролит, залить в банки дистиллированную воду и включить зарядный процесс. Вода должна немного бурлить, но не выкипать. Потребуется несколько раз заменить воду. Минус в том, что на восстановление уходит довольно много времени.
  5. Механическая очистка. Не самый приемлемый метод, который лучше использовать в крайних случаях. Смысл в том, чтобы вырезать на корпусе часть пластика, извлечь пластины, промыть их, очистить и вернуть на место. Тут нарушается целостность корпуса, и восстановить его не так просто.
  6. Переполюсовка. Справедливо считается наиболее крайней мерой, когда ничего не помогает. Суть проста. Нужно соединить АКБ с зарядным устройством, но только плюс подключить к минусу, а минус к плюсу. Тут либо аккумулятор восстановится, либо полностью выйдет из строя.

При наличии финансовых возможностей, если гибридная АКБ служит уже далеко не первый год и слабо выполняет свои задачи, самым правильным решением станет покупка нового источника питания. Такого же гибридного, или какого-либо другого, решать будет уже сам автовладелец.

Почему нам не обойтись без электричества?

Можно сколь угодно долго спорить о пользе и эффективности полностью электрических или гибридных автомобилей, но факт остается фактом: с 2021 года количество выбросов СО2 должно быть уменьшено таким образом, чтобы «усредненный» автомобиль выбрасывал не более 95 г/км, иначе автопроизводителю грозят большие штрафы. Тут надо пояснить: этот показатель установлен для условной машины массой 1372 кг. Если она весит меньше, то и количество допустимых выбросов будет уменьшено пропорционально и, наоборот, увеличено при большей массе.

Для сравнения: с 2015 года по сей день действует лимит в 130 г/км. Далее эти нормы будут только ужесточаться: уже в 2025 году выбросы ограничат до 81 г/км, а с 2030 года — до смешных 67 г/км. Достичь подобных показателей, используя только двигатели внутреннего сгорания, даже теоретически невозможно.

Поэтому, как бы мы ни противились приходу электричества в нашу автомобильную жизнь, сколь бы ни радели за ДВС, будь то бензин или дизель, как бы громко ни кричали «Fu*k Fuel Economy!», будущее уже определено и оно, как ни крути, связано с повальной электрификацией.

Более того, нет никаких сомнений, что в итоге эта волна докатится и до России.

Возможные виды архитектуры гибридов и электромобилей

На данный момент в мире приняты определенные обозначения гибридов и электромобилей разной архитектуры — Р0, Р1, Р2, Р3 и Р4. Что же это значит? Мы постараемся вкратце рассказать об особенностях каждого типа.

Р0. Стартер-генератор с ременным приводом шкива (BiSG — Belted Integrated Starter Generator).

  • Работает только вместе с ДВС.
  • Самый дешевый «гибрид».
  • Невысокий уровень рекуперации.
  • Ограничения по передаче момента из-за ремня.

Р1. Стартер-генератор на маховике (CiSG — Crankshaft Integrated Starter Generator).

  • Работает только вместе с ДВС.
  • Отмирающая технология.
  • Нет ограничений по моменту из-за отсутствия ременного привода.
  • Необходимо увеличивать длину двигателя.

Р2. Стартер-генератор, интегрированный с трансмиссией, привод на входе в КП (TiSG — Transmission Integrated Starter Generator).

  • Может работать без ДВС.
  • Возможно движение только на электротяге.

Р3. Стартер-генератор, интегрированный с трансмиссией, привод на выходе в КП (TiSG — Transmission Integrated Starter Generator).

  • Может работать без ДВС.
  • Возможно движение только на электротяге.
  • Производители: Getrag, Valeo.

Р4. На одной оси — электромотор, на другой — ДВС.

  • Может работать без ДВС.
  • Возможно движение только на электротяге.
  • Самый высокий уровень рекуперации (сразу с колес).

Классификация и различия в устройстве гибридов

Российский рынок электромобилей сейчас ограничивается всего четырьмя моделями: BMW i3, Renault Twizy, Kangoo Z.E. и Jaguar I-Pace. До появления в продаже электрических Audi e-Tron и Mercedes-Benz EQC фирма Jaguar Land Rover остается единственной на нашем рынке, которая официально продает полностью электрический кроссовер и имеет в своем модельном ряду практически все типы гибридов. Для детального изучения вопроса мы отправились в учебный центр компании.

Чем больше «вмешательство» электричества в конструкцию автомобиля, тем дороже стоит технология, соответственно, тем выше цена и… снаряженная масса. В любом случае вместе с ужесточением требований по выбросам будет увеличиваться количество более технологичных — читай: электрических — машин.

По степени участия электрических составляющих в процессе движения все гибриды делятся на четыре класса. Отдельно выделяют класс полностью электрических автомобилей. Все их особенности мы постарались свести вот в такую таблицу, а чуть ниже остановились подробно на каждом виде:

Гибридные аккумуляторы на российском рынке

В России появилось уже достаточно много брендов, под которыми производятся гибридные АКБ, известны такие марки как:

  • A-Mega;
  • Актех (модели «Зверь», Solo, «Орион», «Пульс», Duo Extra);
  • Black Horse;
  • Dominator;

Практически для всех батарей производитель гарантирует:

  • срок службы до семи лет;
  • надежный запуск двигателя при температурах от +55 и до -45 градусов Цельсия;
  • стабильную работу накопителя энергии;
  • хорошую переносимость глубоких разрядов;
  • высокую антикоррозийную стойкость;
  • большой стартерный ток.

Гибридные АКБ выпускаются различной емкости (в основном от 55 до 225 Ампер часов), полярность бывает как прямая, так и обратная.

Отзывы о гибридных АКБ

Какие аккумуляторные батареи среди гибридных лучшие, сказать сложно, но у всех на слуху, и популярна продукция компании «Актех». Товары этой фирмы отмечены с положительной стороны в тестах журнала «За рулем», так же неплохо себя зарекомендовали батареи Varta. О продукции Black Horse мнения встречаются разные, нельзя сказать, что всем нравится бренд. Преимущества аккумуляторов Блэк Хорс, отмеченные автовладельцами:

  • невысокая цена;
  • низкий саморазряд;
  • компактность;
  • хорошая работоспособность.

Насчет надежности АКБ сказать что-либо определенное нельзя: кто-то хвалит аккумулятор за долговечность, некоторые очень недовольны, так как батарея быстро вышла из строя. В отрицательных отзывах водители ругают Black Horse за большой вес, неудобную ручку для переноски, плохую стойкость к низким температурам. Аккумуляторы этого бренда плохо запускают двигатель при температуре ниже -20 градусов, несмотря на заверения изготовителя, в среднем служат 1,5-2 года.

АКБ A-Mega тоже попадаются разного качества, основное их достоинство, отмеченное водителями – низкая стоимость. Но цена соответствует качеству, нередко аккумуляторы не «проживают» и более одного года, а два года эксплуатации – это вообще норма, дольше они служат редко. Многие модели A-Mega, несмотря на то что гибридные, достаточно быстро саморазряжаются, плохо запускают двигатель в мороз.

Достоинства разрекламированного бренда «Актех»:

  • разумная стоимость;
  • относительно долгий срок службы;
  • низкий саморазряд;
  • надежный запуск ДВС при отрицательных температурах.

Но отрицательных отзывов о продукции «Актех» немало, у потребителей сложилось мнение, что среди аккумуляторов этой фирмы попадается довольно много брака. К минусам данной АКБ следует отнести:

  • недостаточный пусковой ток;
  • быстрый разряд;
  • плохой запуск мотора в холодную погоду.

Получается, что все отмеченные преимущества могут быть и недостатками, покупка аккумуляторной батареи иркутского производства – своего рода лотерея.

Выкипание воды из электролита

Чаще всего дистиллированная вода в ГА быстро закипает летом, в жару, поэтому необходимо хотя бы иногда посматривать на индикатор (не реже одного раза в месяц). На некоторых моделях АКБ «глазка» нет, приходится откручивать пробки, проверять, сколько залито серного раствора в банках. Особенность гибридных аккумуляторов – кипение электролита при нормальном напряжении бортовой сети, бурление воды может происходить даже при 14,0-14,5 Вольт (вспомним, что напряжение 13,8-14,5 Вольт считается нормальным, когда свыше 14,8, следует проверить реле-регулятор на генераторе).

В другое время года состояние банок нужно проверять хотя бы один раз в три-четыре месяца, как правило, за полгода уровень электролита все равно понижается, поэтому приходится производить доливку воды. В среднем за один раз необходимо добавлять 0,5-0,8 л, герметичные пробки не предотвращают выкипание.

На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи

Покупка аккумулятора – дело ответственное, если АКБ не подойдет по параметрам, она не обеспечит нормальный запуск двигателя, не сможет прослужить долго. При выборе обращаем внимание:

  • на дату выпуска (чем «старше» батарея, тем хуже), очень хорошо, если между датами покупки и изготовления будет разница не более двух-трех месяцев;
  • на размеры и емкость аккумулятора – он должен помещаться на отведенной ему площадке, надежно крепиться на месте, при этом пускового тока должно хватать для надежного запуска двигателя;
  • на полярность, если клеммы на корпусе будут расположены не так как нужно, а наоборот, с установкой аккумуляторных проводов возникнет проблема;
  • на тип (обслуживаемая или необслуживаемая АКБ). Если вы не собираетесь ухаживать за аккумулятором, проверять уровень электролита, доливать в банки воду, батарею гибридного типа лучше не покупать, она быстро «умрет». Именно поэтому о гибридном аккумуляторе автовладельцы нередко отзывается негативно, говорят, что ГА прослужил недолго.

Помимо сурьмянистых (малосурьмянистых), кальциевых, гибридных аккумуляторов еще производятся гелевые батареи, от всех остальных типов они отличаются тем, что вместо жидкого электролита заполняются гелем.

Так как гель обладает малой текучестью, он хорошо удерживается в корпусе, поэтому электроды (пластины) здесь не осыпаются. Эти аккумуляторы не теряет работоспособности до полного разряда, почти не саморазряжаются, лишь боятся зарядки большим током. Качественные и надежные гелевые накопители электроэнергии имеют только один серьезный недостаток – высокую стоимость.

Обслуживание гибридного аккумулятора

Несмотря на сравнительно высокую стоимость, гибридные АКБ становятся всё более популярными. Связано это с тем, что обслуживание этих батарей довольно простое.

Особого внимания гибридные источники питания требуют жарким летом — в это время выкипание воды из электролита максимально. Чтобы не испортить аккумулятор, следует периодически проверять количество раствора и его плотность. На большинстве АКБ есть отметки, на уровне которых должен находиться электролит. Некоторые батареи оснащены индикатором. Если уровень кислоты упал, следует долить дистиллированной воды. Гибрид необходимо очистить, если на пластинах появился белый налёт — сульфат свинца.

Десульфация гибридного аккумулятора

Процесс появления сульфатов свинца на пластинах естественен для всех аккумуляторов — ведь электролит вступает в химическую реакцию со свинцовыми элементами. Однако неправильная кислотность состава может ускорить разрушение пластин. Поэтому рекомендуется осуществлять десульфацию — очистку от сульфатов свинца.

Как правильно выполнить эту процедуру? Восстановление пластин АКБ осуществляется несколькими способами:

  • цикл коротких и слабых зарядов-разрядов;
  • с помощью химического раствора, заливаемого в банки;
  • разобрать аккумулятор и почистить вручную.
Важно! Последний метод описан в интернете, но без необходимых навыков он может привести к полной порче АКБ!

Десульфация требует использования специального зарядного устройства. Оно чередует подачу напряжения и разряд. В процессе работы на дисплее зарядника будет отображаться информация о количестве восстановленной ёмкости.

Если у вас нет специального оборудования, можно использовать обычное зарядное, но с возможностью установки ампер и вольт. Как правильно заряжать и разряжать?

  1. Проверьте уровень электролита. При низких показателях долейте дистиллированной воды.
  2. Выставьте напряжение на оборудовании ~14,2 вольта и ток до 1 ампера.
  3. Подсоедините клеммы зарядника к аккумулятору.
  4. Оставьте на ночь. Напряжение АКБ должно вырасти до 10 вольт.
  5. Оставляем на сутки без зарядки.
  6. Далее увеличиваем ток до 2—2,5 ампер и заряжаем ещё 8 часов. Наблюдаем увеличение плотности до 1,12г/см3 и напряжения до 12,8 вольт.
  7. Для запуска десульфации необходим ощутимый разряд, например, лампа дальнего света. Оставьте на 6—8 часов, показатель напряжения должен упасть до 9 вольт.
  8. Повторяем цикл — заряжаем малым током, оставляем на ночь без зарядки, заряжаем увеличенным током, разряжаем.

Десульфацию следует считать успешно завершённой после того, как значение плотности электролита станет равняться 1,27 г/см3. Весь процесс может занять до двух недель, но он поможет восстановить работоспособность гибридного аккумулятора.

Как правильно заряжать гибридный аккумулятор

Гибридная аккумуляторная батарея не нуждается в цикличных зарядах, как кальциевая. Однако стоит знать, как правильно зарядить её, и учесть некоторые особенности:

  1. Для быстрой зарядки можно брать максимальный ток равный 1/10 ёмкости. Но постоянно таким образом заряжать не рекомендовано.
  2. Если время не поджимает, следует установить ток в 2 ампера с напряжением до 14,2 вольт.

Зарядка гибридной батареи вторым способом существенно продлит срок беспроблемной эксплуатации.

Напряжение и сила тока заряда гибридного аккумулятора

Показателем заряженности гибрид-АКБ является напряжение 14,2 вольта и падение тока до 0,5 ампер. А также можно ориентироваться на появление маленьких пузырьков.

Источники

  • https://kupiakb.ru/stati/gibridnyy-akb-plyusy-i-minusy/
  • https://nahybride.ru/baza-znanij/gibridnyi-akkumulyator
  • https://ProAkkym.ru/avto/gibridnye-akkumuljatory
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/gibridnye.html
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/kak-zarjazhat-gibridnyj-akkumuljator-avtomobilja
  • https://delmex.ru/info/articles/2019/kak_zaryadit_gibridnyy_akkumulyator/
  • https://DriverTip.ru/osnovy/obsluzhivanie-i-zaryadka-gibridnogo-akkumulyatora.html
  • https://www.drom.ru/info/misc/67656.html
  • https://avtobrands.ru/harakternye-osobennosti-gibridnyh-akkumulyatorov/
  • https://AkkumulyatorAvto.ru/vybor-akb/vidy/gibridnyj.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь