Что такое трамблер: устройство, принцип действия и его замена

Содержание
  1. Что это за деталь?
  2. Место расположения
  3. Принцип работы трамблёра
  4. БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ
  5. Устройство трамблёра
  6. Функции распределителя и немного о его истории
  7. Тонкости работы
  8. Для чего нужен трамблер
  9. Важные характеристики трамблера
  10. Виды трамблеров
  11. Из чего состоит трамблер
  12. Центробежный регулятор
  13. Вакуумный регулятор
  14. Октан-корректор
  15. Бесконтактные системы и датчик Холла в трамблере
  16. Какие признаки неисправностей трамблера?
  17. Неисправность трамблёра приводит к сбою в работе системы зажигания.
  18. Неисправность контактного трамблёра.
  19. Неисправность бесконтактного трамблёра.
  20. Как проверить трамблер
  21. Замена
  22. Вложиться или продешевить?
  23. Как отремонтировать трамблер?
  24. Ремонт
  25. Диагностика бегунка трамблера
  26. Порядок регулировки зазора
  27. Установка момента зажигания
  28. Как должен правильно ставиться трамблер
  29. Типы и применимость трамблеров ВАЗ
  30. Преимущества БСЗ
  31. Устройство и принцип действия типовой системы зажигания

Что это за деталь?

Трамблер это часть двигателя машины, работающего на таком топливе как бензин. Речь идет о моторе внутреннего сгорания, а не каком–то ином. Так вот именно трамблер отвечает за своевременное предоставление электроимпульса на свечки зажигания, в результате чего обеспечивается разряд последних и дальнейшее возгорание топлива в камере где непосредственно располагаются поршни.

Другими словами, трамблер – это распределитель зажигания в авто. Который отвечает за получение искры в нужный момент. Стоит сказать, что такая деталь имеется почти на всех авто ДВС. Единственно что располагаться последний может не одинаково и его функционал может немного отличаться один от другого.

Также нельзя не учитывать того, что в дизельных двигателях автомобилей система зажигания отсутствует, равно как и в инжекторных авто прерыватель не предусмотрен.Для большего представления стоит понимать устройство и принцип работы трамблера, с чем мы сейчас и попробуем подойти к этому вопросу детальнее.

Место расположения

Где находится трамблер? Итак, мы с вами выяснили, что трамблер- важная деталь карбюраторного двигателя, расположенная поблизости с самим мотором и свечами зажигания. В разных автомобилях место расположения трамблера может меняться. В одних авто его расположение одно в других другое, все зависит от марки авто и ее комплектации.

Принцип работы трамблёра

Как стало ясно из введения сегодняшней статьи, трамблёр (также называемый – прерыватель-распределитель зажигания) – это очень важный элемент системы зажигания многих автомобилей. Его основной задачей является отправка образовавшейся искры в цилиндры мотора. При этом, в каждый цилиндр искра подаётся в разные моменты времени, что связано с хаотичностью движения их поршней. А как известно, для воспламенения топливной смеси поршень должен находиться в верхней мёртвой точке (честно говоря, взрыв топлива происходит за мгновенье до того, как поршень принимает эту позицию).

Для того чтобы понять общий принцип работы трамблёра, давайте рассмотрим полный цикл его функционирования. В упрощённом варианте он выглядит так:

  1. Всё начинается с того, что автомобилист поворачивает ключ в замке зажигания, тем самым давая команду карбюратору или инжектору для подачи топлива в цилиндры;
  2. Затем в момент запуска мотора стартер толкает маховик коленвала. Последнее путём взаимодействия с системой искрообразования (преимущественно с коммутатором) провоцирует возникновение искры на катушке зажигания;
  3. В это же время коленвал передаёт на устройство трамблёра сигнал, что тот должен начать работать. После этого контакты узла попеременно замыкаются и размыкаются, тем самым передавая искру на каждый конкретный цилиндр исключительно при достижении поршнем верхней мёртвой точки. Непосредственно регуляция подачи искры происходит из-за того, что трамблёр взаимодействует с коленвалом и путём несложных операций получает от него нужную информацию.

Помимо грамотного распределения тока, трамблёр чётко реагирует на изменение интенсивности подачи топлива в мотор, регулируя угол опережения зажигания. Происходит это благодаря тому, что устройство соединено либо с впускным коллектором, либо непосредственно с карбюратором/инжектором, но об этой и других функциях рассматриваемого механизма поговорим позже.

Примечание! Описанный выше принцип работы трамблёра двигателя максимально упрощён. Непосредственно взаимодействие узла с той же катушкой зажигания или топливной системой устроено намного сложнее с физической точки зрения. Однако так как все мы не физики, а автомобилисты – нам достаточно знать лишь обобщённый алгоритм того, как работает трамблёр.

БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ

Технологии не стоят на месте. Каждый год автомобильный мир сотрясают новые инновации. Именно такой в своё время стала инновация, дополнившая конструкцию трамблера коммутаторами.

Внимание!В коммутаторах сигнал подаётся на управляющий электронный модуль, а не на катушку.

Второе название бесконтактных систем в устройстве трамблера — датчики Холла. Простая конструкция этих устройств обеспечивает бесперебойную подачу сигнала. Сами датчики работает за счёт изменения в магнитном поле.

Устройство трамблёра

Устройство трамблёра – это целая совокупность, знакомых для всех элементов системы зажигания автомобиля. Типовой узел подобной формации состоит не только из распределителя искры, но и из катушки зажигания, образующей эту самую искру. Реже в эту систему вводится коммутатор, но, как правило, он всё-таки вынесен отдельным элементом системы.

Углубляясь в рассмотрение конструкции узла, отметим следующие его составляющие:

  • Привод трамблёра, представленный обычным ротором. Входит в зацеп с валом мотора, тем самым запускает систему искрообразования и контроль за ней;
  • Катушка зажигания, постоянно взаимодействующая и с элементами трамблёра, и с коммутатором. Формирует искру и передаёт излишки тока на конденсатор для их запасания или дальнейшего распределения по системе автомобиля;
  • Конденсатор трамблёра, получающий от катушки зажигания ток на «хранение» и, при необходимости, способный управляться коммутатором. Накапливает излишний заряд для использования такового в системе автомобиля;
  • Бронепровода, обеспечивающие взаимодействие элементов системы и передачу тока в ней;
  • Бегунок трамблёра или специальный датчик, получающий искру от катушки зажигания и распределяющий её между цилиндрами. Типовая схема трамблёра предполагает, что данный распределитель вынесен наверх узла и от него отходят высоковольтные провода на свечи зажигания;
  • Вакуумный октан-корректор или подобный узел, следящий за поточностью и качеством подаваемого топлива в цилиндры. На разных версиях распределителей может быть представлен сильно отличающимися механизмами, но зачастую основан на вакуумном сжатии и всегда соединён с системой подачи топлива. То есть, чем сильнее нагнетается топливовоздушная смесь, тем раньше распределитель передаёт искру на свечи, дабы всё горючее выгорало с максимальным КПД.

Помимо описанных выше элементов трамблёра, стоит выделить и вспомогательные узлы, которые необходимы для построения единой системы. Если быть точнее, то к таким элементам устройства относят:

  • Во-первых, контакты трамблёра. Пожалуй, одну из основных функций выполняет именно контактная группа трамблёра, которая и обеспечивает взаимодействие его составляющих;
  • Во-вторых, подшипник трамблёра. Он увеличивает ресурс роторного механизма, что существенно продлевает срок службы всего устройства;
  • И в-третьих, многочисленные втулки трамблёра, кулачки и крепления. Все они обеспечивают единую и надёжную конструкцию распределителя.

Важно! На современных машинах встретить трамблёр получается очень редко. Связано это с тем, что большинство из производимых моделей имеет электронное зажигание, а там распределением искры занимается специальный чип. В системе же контактного и бесконтактного зажигания роль этого узла играет рассматриваемый сегодня трамблёр.

Функции распределителя и немного о его истории

Резюмируя сегодняшнюю статью, обобщим всю рассмотренную теорию и выделим основные функции трамблёра. В классическом понимании этого устройства распределитель должен:

  • Инициировать искрообразование;
  • Распределять искру по цилиндрам;
  • Регулировать искрообразования под конкретный режим работы двигателя;
  • Обеспечивать накопления излишек тока в «бобине» (конденсаторе);
  • Осуществлять размещение скопленного заряда по системе.

Отметим, что первые трамблёры появились в начале 00-х годов 20 века. Тогдашние принципы работы ДВС вполне соответствовали функционированию механического распределителя искры. Однако с течением времени подходы к созданию автомобилей менялись, поэтому обычные трамблёры с бегунком становились всё примитивней. Сначала в системах бесконтактного зажигания их активно начал замещать датчик Холла, а позднее уже в электронном зажигании стали использоваться микропроцессоры.

Помимо этого, прогресс в автомобилестроении полностью электронизировал подачу горючего в мотор. В итоге, вакуумные октан-корректоры стали бесполезными и им на смену в системах с электронным зажиганием пришли специальные датчики. Учитывая стремительные темпы развития автомобильной сферы, ничего удивительно в том, что трамблёры затронули лишь несколько поколений машин, нет. Большинство российских автомобилистов и вовсе знают подобный распределитель искры по ВАЗовской «классике». Более же новые модели с электронным зажиганием устроены принципиально по-иному, поэтому в их конструкции найти трамблёр не выйдет.

Пожалуй, на этом наиболее важная информация по сегодняшней теме подошла к концу. Надеемся, статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи в обслуживании и эксплуатации авто!

Тонкости работы

Помимо прочего стоит знать и важные тонкости в работе, которую обеспечивает в том числе и трамблер.
Так к примеру очень важно учитывать тот факт, что вакуумный регулятор неразрывно связан с впускным коллектором и трубкой, так называемым задросельным пространством.

Это означает, что он чувствителен к режиму подачи воздуха в мотор и меняет угол опережения самого зажигания. Подача искры в цилиндр происходит немного раньше с опережением. Детонирование в этом случае случится в момент впрыска бензина в камеру сгорания, толкая тем самым поршень вниз. Конечно же и показатели узск будут меняться.

Для чего нужен трамблер

Система зажигания – ответственная часть бензинового мотора. Работа последнего основывается на своевременном сгорании топливно-воздушной смеси (ТВС), для чего специально генерируется высоковольтное напряжение, подающееся затем на свечи. На них происходит формирование искры, вызывающей сгорание ТВС, вследствие чего двигатель совершает полезную работу. Примерно так вкратце можно описать принцип работы бензинового ДВС.

При всех этих процессах нужен трамблер. Если оценивать его роль при работе зажигания, следует отметить, что он:

  1. инициирует начало искрообразования, благодаря размыканию контактов прерывателя (в более современных моделях автомобилей, например, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 последних годов выпуска, для этих целей используется датчик Холла);
  2. направляет сформированное в катушке зажигания высокое напряжение на нужную свечу;
  3. изменяет начало момента искрообразования в зависимости от режимов движения и используемого топлива, для чего служат вакуумный центробежный регуляторы;
  4. обеспечивает накопление и разряд энергии в бобине.

Лучше понять, для чего служит и как работает трамблер, позволит функциональная схема зажигания:

Важные характеристики трамблера

Точнее понять принцип работы трамблера помогают понятия УЗСК и УОЗ.

УЗСК — угол замкнутого состояния контактов. Он характеризует время замыкания контактов, входящих в конструкцию трамблера. Другими словами, величина УЗСК определяет энергию, которая аккумулируется на катушке зажигания после формирования искры. Кроме того, от данного параметра зависит то, сколько электроэнергии будет подано для образования на свече искры.

При чересчур малом расстоянии между контактами не будет накапливаться достаточное количество энергии, из-за чего мотор будет работать нестабильно. Если не устранить дефект, то время разрыва будет постоянно уменьшаться, а эффективность работы двигателя — падать.

Для настройки УЗСК в отдельных случаях выполняется регулировка трамблера. Это связано с тем, что для каждого двигателя величина угла замкнутого состояния контактов определяется в индивидуальном порядке.

УОЗ — это угол опережения зажигания. От этой величины непосредственно зависит момент возгорания топливной смеси в цилиндрах. Сущность опережения зажигания в том, что для эффективной работы двигателя воспламенение бензина происходит раньше, чем поршень занимает верхнее положение — это необходимо из-за того, что ТВС не сгорает в один момент. В зависимости от режима эксплуатации двигателя, стиля езды УОЗ изменяется — соответственно, напряжение должно подаваться на свечи в различное время. И эту возможность как раз и обеспечивает трамблер — в его конструкции имеется специальный регулятор центробежного типа, который отвечает за оптимизацию промежутка времени, в который происходит сгорание топливно-воздушной смеси.

Виды трамблеров

Трамблёры бывают 3 видов:
  • бесконтактный;
  • контактный;
  • электронный.

Контактная система включает в себя механический прерыватель, создающий ток и распределяющий его по цилиндрам. Эти действия выполняются при помощи контактов. Распределением тока занимается механика.

Бесконтактный трамблёр — более современный компонент, датчик, заменивший контактную систему. Позволяет снизить расход горючего, уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Выгорание топлива происходит под действием напряжения в 30 000 вольт. Для аккумулирования энергии применяется транзисторный коммутатор, выполняющий роль прерывателя.

В электронной системе ток создается и распределяется по цилиндрам электронными устройствами — механические контакты отсутствуют. Раньше применялась объединенная система зажигания, где электронный блок управлял как зажиганием, так и впрыском.

Современные системы зажигания схожи между собой — отличаются только процессы образования импульса. Накопители делят на емкостные и индуктивные. Индуктивный накопитель — трансформатор, состоящий из первичной и вторичной обмоток. Первичная индукция формирует ток, вторичная — повышает напряжение, которого достаточно, чтобы пробить воздушный зазор свечи.
При необходимости замены распределителя нужно покупать деталь под конкретную модель автомобиля. Например, на “Копейке” слишком короткий вал, для “Тройки” нужен подлиннее. Замену распределителя лучше доверить мастерам-профессионалам, поскольку, если подойти к процедуре при отсутствии опыта и должных навыков, можно не только наломать еще больше дров, но и получить серьёзную травму.
 

Из чего состоит трамблер

Такое устройство, как трамблер, включает в свой состав большое число разнообразных деталей. Рассматривать их назначение не входит в задачу данного материала, но ознакомиться, из каких узлов состоит трамблер, можно на приведенном ниже рисунке


Как видно из рисунка, трамблер состоит из нескольких самостоятельных узлов. И если назначение и принцип работы узла распределителя напряжения просты и понятны, то с работой других можно ознакомиться более подробно. Тем не менее, проверить, в каком состоянии находится высоковольтный распределитель и бегунок, желательно при каждом обслуживании авто.

Центробежный регулятор

Такое устройство определяет момент начала сгорания ТВС в цилиндрах двигателя. Как уже отмечалось, изначально искра появляется, когда поршень занимает положение ВМТ, именно под этот момент и настраивается первоначально трамблер. Однако необходимо учесть два момента:

  • Сгорание ТВС происходит с постоянной скоростью, начинаясь от свечи и затем распространяясь дальше по объему цилиндра. Горение происходит не мгновенно, а наибольшая эффективность работы бензинового ДВС достигается, когда поршень миновал ВМТ и пошел к НМТ (нижней мертвой точке).
  • При работе мотора число оборотов коленвала меняется, его увеличение уменьшает время, необходимое на эффективное сгорание ТВС.

Для устранения этого противоречия и вводится понятие УОЗ, что подразумевает начало сгорания топлива до достижения ВМТ поршнем. Устройство, обеспечивающее формирование УОЗ – центробежный регулятор, показано на рисунке, он состоит из грузиков, соединенных пружинами, и пластины.

Его принцип работы основан на центробежной силе, увеличение оборотов коленвала вызывает расхождение грузиков, а через пластину – изменение положения кулачка и бегунка. Из-за этого размыкание контактов будет происходить раньше, а также вызовет более раннее появление высокого напряжения и искры. Воспламенение ТВС произойдет при положении поршня, не достигнувшем ВМТ, чем будет обеспечено эффективное его сгорание.

Подобную регулировку момента воспламенения ТВС имеет трамблер от разных производителей, в том числе и в автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108.

Вакуумный регулятор

Подобное устройство предназначено для изменения УОЗ при изменении нагрузки мотора, определяемой положением дроссельной заслонки. Как это осуществляется, поможет понять рисунок:

Вакуумный регулятор является замкнутой полостью, разделенной диафрагмой. Одна из полостей соединена с карбюратором. Создаваемое в нем разрежение, зависящее от положения дроссельной заслонки, заставляет перемещаться диафрагму. Изменение ее положения через тягу передается на подвижный диск, что сказывается на положении кулачков прерывателя, корректирует время его срабатывания (раньше или позже), и соответственно, время воспламенения ТВС.

Таким образом, трамблер в зависимости от нагрузки на мотор, изменяет момент искрообразования, влияя на характеристики двигателя. Такая регулировка присутствует во всех автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, а совместная работа описанных регуляторов, способна обеспечить эффективную работу мотора во всем диапазоне нагрузок и числа оборотов коленвала.

Октан-корректор

Это устройство позволяет механически изменять УОЗ в зависимости от используемого топлива (октанового числа) или его качества. Увидеть корректор можно на приведенном рисунке.

Фактически, это две пластинки, одна установлена на трамблер и имеет стрелку, другая крепится на двигатель, и на ней нанесены риски. Меняя их положение по отношению между собой, можно механически установить нужный угол зажигания. Требуется это главным образом при использовании разных сортов бензина.

Бесконтактные системы и датчик Холла в трамблере

Тот трамблер, что описан выше, является классическим вариантом и долгие годы использовался на всех авто, и семейства ВАЗ в том числе, таких как 2109, 2106, 2107, 2108. Однако по мере развития электроники стали появляться коммутаторы напряжения, в которых сигнал прерывателя применялся не для коммутации катушки зажигания, а для управления электроникой. В дальнейшем трамблер лишился механического прерывателя, ему на смену пришел датчик Холла.

Используемый датчик Холла имеет достаточно простую конструкцию. Да, надо напомнить, что датчик Холла – это элемент, который реагирует на магнитное поле. Поэтому конструкция датчика с использованием элементов Холла основывается на этом принципе. Для этого на пластине располагается непосредственно датчик Холла, на другой стороне – постоянный магнит, а между ними – вращающийся металлический экран, в котором сделаны специальные щели.

Когда экран перекрывает поле от установленного магнита, датчик Холла на выходе имеет нулевое напряжение, когда вместо сплошного экрана открываются окна, то датчик Холла формирует на выходе высокое напряжение. Эту сформированную последовательность импульсов трамблер передает на коммутатор напряжения, и он управляет катушкой зажигания.

В свое время подобная система была реализована во многих машинах, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 не составили исключения.

Какие признаки неисправностей трамблера?

Прерыватель-распределитель, а на самом деле так и звучит трамблер по-настоящему, является уникальным механизмом, который призван определять момент формирования в системе высоковольтных импульсов. Трамблер применяется для того, чтобы распределять сформированное электрическое зажигание по цилиндрам двигателей инжекторного и карбюраторного вида. Функции у трамблера сводятся к прерыванию первичной цепи зажигания и распределению между свечами цилиндров энергии в определенном количестве. В первом случае также трамблер обеспечивает в первичной обмотке катушки колебания, за счет которых и появляется высокое напряжение. Что касается признаков неисправности с таким элементом, то они могут быть следующими:

  • Мотор дергается непривычно и ненормально;
  • Силовой агрегат не заводится;
  • Появляется стук поршневых колец в процессе набора скорости;
  • Медленный набор скорости;
  • Увеличение расхода топлива.

Но главное в этом вопросе и то, что даже при наличии любого из этого фактора нельзя быть полностью уверенным в том, что проблема скрывается именно в распределителе зажигания. Но тем не менее, если они возникли обязательно следует что-то предпринять. А лучше всего заранее начать готовится к тому, что вероятнее всего трамблер придется ремонтировать.

Неисправность трамблёра приводит к сбою в работе системы зажигания.

Характерными признаками, когда есть неисправность трамблёра, являются неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, рывки при движении, на автомобилях оборудованных тахометром (кроме ГАЗ-3110) вибрация его стрелки.

Неисправность контактного трамблёра.

Неисправность трамблёра при контактном зажигании обусловлено изменением зазора в контактах или загрязнение их. На работу контактного трамблёра, в отличие от бесконтактного, очень большое влияние оказывает состояние контактов, которое надо проверять через 10000 км. К неисправностям трамблёра относится износ кулачков вала и упора контактов скользящего по ним, износ втулок в которых вращается вал, разрушение подшипника подвижной контактной пластины, ослабление контактной пружины, заедание контактов на оси, подгорание, эрозия или загрязнение контактов.

Все эти неисправности приводят к изменению зазора или нарушение контакта между контактами. Как следствие потеря мощности двигателя, прекращение работы двигателя на холостом ходу, снижение приёмистости, возможны рывки при резком нажатии на педаль газа.

При большом износе или разрушении подшипника подвижной контактной пластины, критическом износе втулок, обрыве минусового шунта, нарушение контакта рычага контактной пары и самого контакта приводит к возникновению хлопков во впускном коллекторе и глушителе. Так же это возможно при сгорании резистора от радиопомех, находящийся в бегунке распределителя.

Когда двигатель не заводится это может быть связано с отсутствием контакта или зазора в контактной паре, так же пробой бегунка. Отсутствие, загрязнение или выгорание контактов определяется визуально, если отсутствует искровой разряд на высоковольтном проводе идущем от катушки зажигания. При наличии искры на центральном проводе и отсутствии на свечных проводах, свидетельствует о пробое бегунка. Так же к неисправностям относится неисправность центробежного и вакуумного регуляторов. При слабой искре на центральном проводе и большом искрении между контактах скорей всего неисправен конденсатор. Не следует устанавливать дополнительные конденсаторы и конденсаторы большей ёмкости. Ёмкость конденсатора должна быть в пределах 0,15 — 0,35 мкФ.

Неисправность бесконтактного трамблёра.

При работе бесконтактных трамблёров основной неисправностью является неисправность датчика холла или индуктивного датчика. Незначительный износ и люфт во втулках и подшипнике подвижной контактной пластине на работу трамблёра не влияют, пока ротор датчика не будет касаться статора.

Такие неисправности как пробой бегунка, сгорание его сопротивления. Пробить может так же крышку трамблёра между цилиндрами. Эта неисправность характерна для бесконтактных трамблёров, так как вторичное напряжение в этих системах в два раза выше чем в контактной.

Как проверить трамблер

Для выявления различных видов неполадок в работе трамблера проводятся те или иные диагностические процедуры — причем многие из них можно выполнить и самостоятельно:

  • при подозрении на неполадки с крышкой ее достаточно осмотреть при хорошем освещении на предмет механических повреждений, стертых контактов, следов конденсата или воды. Чтобы диагностика была максимально точной, рекомендуется снять крышку трамблера и очистить ее внутреннюю и внешнюю поверхности. Особенно внимательно нужно проверить внутреннюю часть: осмотрите контакты на наличие графитовой пыли, а также графитовый стержень. Клеммы не должны быть обуглены, кнопка бегунка должна быть в рабочем состоянии. При обнаружении любого повреждения следует как можно скорее заменить деталь;
  • для проверки вакуумного регулятора его придется разобрать — диафрагма устройства скрыта под защитным кожухом. После разбора осмотрите ее на наличие повреждений и следов грязи;
  • проверка конденсатора выполняется мультиметром в режиме не более 20 микрофорат. При отклонении его показаний от заводских следует заменить конденсатор;
  • неисправности ротора трамблера диагностируются следующим образом: снимите крышку трамблера и поднесите к его бегунку центральный кабель катушки зажигания — появление искры будет свидетельствовать о пробитом роторе.

Для более точной диагностики и последующего ремонта трамблера вашего автомобиля рекомендуется обращаться к квалифицированным мастерам.

Замена

Как можно заменить трамблер своего автомобиля самостоятельно и возможно ли это? Да, это действительно можно сделать даже в условиях гаража. Чтобы осуществить демонтаж такой детали, потребуется снять минусовую клемму с АКБ. Теперь нужно полностью убрать высоковольтные проводки, ведущие к крышке, отключить от вакуумного корректора шланг. Затем снять кронштейн, аккуратно поддерживая все провода.

Заметьте что установка нового трамблерчика осуществляется в определенном положении. Так например в вазовской девятке, она возможна лишь в одном роторном положении, что безусловно существенно облегчает весь процесс. И никакие пометки не нужны, это банальный миф, который придумывают себе владельцы машин.

Другими словами установка заключается всего лишь в помещении новой детали на законное штатное место. Конечно же все гаечки нужно хорошенько подтянуть, чтобы обеспечить должную фиксацию к движку. Вот и вся замена.

Вложиться или продешевить?

На сегодня существующие системы применяемые для воспламенения топлива хороши далеко не все и не всегда. Практически у всех них есть собственные плюсы и недостатки. Но создавать особо сложную систему в собственном авто очень дорого. Намного доступнее будет использование более простых и дешевых систем.

Таким образом, получается что прямой необходимости помещать в свое недорогое авто крутую дорогую систему зажигания вовсе нет. Почему? Да потому что так вы поднимете саму стоимость машины, но отнюдь не само качество зажигания. Поэтому если родное зажигание и трамблер, в том числе не подводят вас при езде на автомобиле, зачем что-то менять.

Вот теперь вы знаете об этом автомобильном элементе все самое главное и важное, надеемся что данная информация поможет вам в общении с вашим железным другом.

 

Как отремонтировать трамблер?

Когда были выявлены неполадки в работе трамблера необходимо начинать готовиться к ремонту элемента. И первое, что необходимо в этом случае делать, так это правильно демонтировать трамблер. Чтобы сделать это для начала нужно проверить нет ли искр на работающем силовом агрегате. Если искры есть, то это говори о нарушении изоляции. После выполнения такой проверки нужно снять с клеммы АКБ провод минус. От самого трамблера отсоединить высоковольтные провода и шланг вакуума. Вынуть трос из привода дроссельных заслонок и снять кронштейн. Нанести на крышку трамблера и приводы вспомогательных устройств метки, чтобы сохранить стартовый момент зажигания. Отжать отверткой фиксатор разъема и вытащить провода. Затем вытащить резиновую заглушку и прокрутить коленвал так, чтобы в мертвой точке оказался поршень первого цилиндра. Добиться совпадения риски маховика со средним делением на шкале корпуса. На последнем этапе владелец авто должен открутить гайки вместе с крышкой элемента и вынуть сам элемент. Установку устройства необходимо совершать аналогично. но в обратной последовательности.

Подробнее о замене крышки трамблера в этом видеоролике:

 

Ремонт

Перед тем, как проверить крышку или другие элементы конструкции, к ремонтным работам надо подготовиться. Ремонт крышки, замена сальника трамблера и другие задачи по восстановлению работоспособности осуществляются после выставления меток. Как выставить метки — риски наносятся на корпус устройства, его крышку, а также приводы вспомогательных элементов — это позволит сохранить необходимый момент зажигания без регулировки. Также перед тем, как снять узел, отметьте положение проводов, которые идут на свечи, поскольку если вы их перепутаете при дальнейшем монтаже, это может привести к поломке механизма.

Что касается непосредственно ремонта, то он выполняется так:

  1. После демонтажа устройства производится диагностика крышки. Если вы заметили, что она пробита, то ее придется менять на работоспособную.
  2. Далее, надо проверить бегунок трамблера — его необходимо поменять в том случае, если расплавился предохранитель или на элементе появилась ржавчина и гарь.
  3. После этих действий производится демонтаж пылезащитного экрана — сначала извлекается клемма напряжения, после чего выкручиваются два болта, фиксирующие опорную пластину датчика Холла, сама пластина после этих действий тоже снимается. Сделав это, из штифта пластины следует извлечь стопорное кольцо, выкручиваются болты, фиксирующие вакуумный корректор, сам компонент снимается. Затем вытаскивается опорная пластика и диагностируется ее втулка — на ней не должно быть следов повреждений.
  4. Далее, снимается пружинное кольцо, которое фиксирует штифт муфты. Если вы видите, что состояние кольца печальное, его нужно поменять, поскольку в противном случае толку от него не будет. Далее, необходимо из муфты выбить штифт — его замена осуществляется только в том случае, если стерлись шипы.
  5. Многих автовладельцев интересует вопрос — как проверить конденсатор. Этот элемент также может выйти из строя, поэтому перед тем, как проверить конденсатор. понадобится приготовить мультиметр. Диагностика осуществляется тестером.
  6. Из конструкции извлекается центробежное регулирующее устройство с валиком. Замена трамблера осуществляется в том случае, если имеются зазоры, следы износа и прочие повреждения (автор видео — Роман Романов).

Диагностика бегунка трамблера

Замена бегунка осуществляется в том случае, если этот элемент уже не может выполнять свои функции. Для диагностики вам может понадобиться мультиметр.

Как проверить бегунок в домашних условиях, несколько вариантов:

  1. Щупы мультиметра нужно установить в то место, где соединяются сам бегунок с угольком в месте пробоя. Чтобы выявить пробой, необходимо внимательно посмотреть на устройство — искра будет уходить или полностью в сторону, или только частично. Но следует учитывать, что пробой удается определить не всегда.
  2. Еще один вариант диагностики — устройство проверяется с применением центрального типа кабеля. Вам нужно будет только произвести демонтаж самой крышки, после чего поднести высоковольтный кабель с катушки на разносчик, затем попытаться завести двигатель. При прокручивании стартера, если разносчик пробитый, искра начнет проскакивать. Если же проскакивания нет, то искать причину проблемы нужно не здесь.
  3. Если на бегунке имеется трещина, то искра будет уходить в сторону. В том случае, если сопротивление элемента полностью выгорело, но при этом могла произойти попытка восстановления проводника. В свою очередь, это могло привести к электрическому пробою элемента и его полной поломке. В этом случае его необходимо полностью заменить.

После проведения ремонта производится регулировка трамблера. Отрегулированный механизм ставится на место, при установке важно правильно сопоставить метки и подключить высоковольтные кабеля. Процедура регулировки зажигания в целом может отличаться в зависимости от транспортного средства, да и вариантов настройки может быть несколько.

 

Порядок регулировки зазора

Снять крышку распределителя и бегунок и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 4 в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда подушечка рычага прерывателя установится на вершине грани кулачка. После этого плоским щупом проверяют зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить стопорный винт и, поворачивая эксцентрик 23, установить требуемый зазор; далее закрепить винт и снова проверить зазор. Затем нужно поставить крышку на место и закрепить ее защелками 10. После регулировки зазора между контактами прерывателя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому установку зажигания надо проверить и, если требуется, уточнить.

Установка момента зажигания

Момент зажигания на двигателе необходимо устанавливать следующим образом.

Вывернуть свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и закрыть отверстие для свечи в головке блока пробкой из смятой бумаги. Далее следует открыть крышку смотрового окна на картере сцепления и медленно вращать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала такта сжатия в первом цилиндре, которое определяют по выталкиванию бумажной пробки, закрывающей отверстие для свечи. Продолжая вращать коленчатый вал двигателя, установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее моменту проскакивания искры на электродах свечи (10° до в. м. т.), при котором метка МЗ на маховике (запрессованный в обод шарик) совпадает с острием штифта, закрепленного в смотровом окне картера сцепления. В этом положении коленчатого вала ослабить гайку шпильки, скрепляющей пластины октан-корректора, и установить октан-корректор в среднее положение, совместив стрелку подвижной пластины с нулевой отметкой шкалы октан-корректора. Затем гайку шпильки, скрепляющей пластины октан-корректора, плотно затянуть.

После того как двигатель и распределитель зажигания подготовлены, снимают крышку распределителя и присоединяют проверенную заранее контрольную лампу напряжением 12 е с патроном (например, переносную, прилагаемую к автомобилю) концом одного провода к клемме 3, соединенной с рычажком прерывателя, а концом другого провода — к массе. Далее, ослабив болт крепления неподвижной пластины к двигателю и включив зажигание, поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя, нажимают пальцем на бегунок 9 в направлении часовой стрелки (для устранения зазоров в механизме привода) и в направлении по часовой стрелке медленно поворачивают корпус распределителя до тех пор, пока не загорится контрольная лампочка.

Для проверки точности установки контактов прерывателя на размыкание нужно снять бегунок и провернуть кулачок 4 по часовой стрелке, одновременно слегка прижимая пальцем рычажок 18. При этом контрольная лампочка должна погаснуть или должно уменьшиться свечение нити. Если проверка показывает, что установка момента зажигания сделана правильно, то, не меняя положения корпуса распределителя, надо затянуть болт крепления пластины распределителя к двигателю.

Затем следует поставить на место и закрепить защелками крышку распределителя, ввернуть на место свечу первого цилиндра и вставить наконечник ее провода в гнездо клеммы крышки, расположенное над клеммой корпуса распределителя. Провода остальных свечей присоединить к распределителю в соответствии с порядком работы цилиндров (1—3—4—2), учитывая, что бегунок вращается против часовой стрелки. После этого закрыть крышку смотрового окна на картере сцепления.

Если вследствие какой-нибудь причины после установки коленчатого вала двигателя в положение, соответствующее концу такта сжатия в первом цилиндре (по метке МЗ на маховике), распределитель зажигания будет снят, то при обратной его установке нужно обеспечить правильное положение валика кулачка 4. Для этого перед установкой распределителя на двигатель надевают на кулачок бегунок и поворачивают валик так, чтобы контактная пластина бегунка была обращена точно по направлению и в сторону клеммы, служащей для присоединения провода низкого напряжения. Не меняя положения валика, вставляют распределитель в его гнездо на головке блока цилиндров и закрепляют болтом.

После установки распределителя на двигатель важно не забыть присоединить трубопровод к штуцеру камеры вакуумного регулятора. Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке МЗ на маховике при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные и экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется бензин А-76.

При применении для двигателя бензина с октановым числом ниже 76, но не ниже 72, окончательно корректировать установку зажигания нужно на ходу автомобиля после предварительного прогрева двигателя до нормальной эксплуатационной температуры.

Наиболее выгодным опережением зажигания будет такое, при котором во время резкого разгона полностью нагруженного автомобиля на горизонтальной дороге с начальной скорости 30—40 км/ч на прямой передаче будут едва прослушиваться единичные детонационные стуки в цилиндрах двигателя. Если при интенсивном разгоне автомобиля стуки отсутствуют, это значит, что зажигание установлено поздно; наоборот, появление ряда последовательных отчетливых стуков свидетельствует о слишком раннем зажигании.

При необходимости некоторого корректирования установки момента зажигания используют октан-корректор. Момент зажигания необходимо устанавливать с особой тщательностью, так как даже при небольших отклонениях в установке зажигания уменьшается мощность двигателя и значительно увеличивается расход бензина.

Как должен правильно ставиться трамблер

Демонтированное или новое устройство обязано быть поставлено на место правильно. Монтаж проводится с учетом того, что экспозиция распределителя выставлена грамотно.

Как должен ставиться распределитель

В первую очередь распределить ставится так, чтобы УОЗ всецело приближался к нужному показателю. Это даст возможность завести силовую установку.

Что касается нюансов инсталляции трамблера:

  • Поршни 1-го и 4-го цилиндров силовой установки выставляются в ВМТ.

Чтобы суметь выставить поршни в ВМТ, следует поворачивать коленвал по часовой до совпадения рисок на трамблерном устройстве и ГРМ-крышке. Помимо этого должны совпадать друг с другом метки картера сцепления и шкапа.

Обязательно знать, что при установке трамблера огромное значение имеет положение контакта бегунка. Он ставится на вывод бронепровода 1-го цилиндра. Осуществить это легко, если приложить крышку к распределителю и найти метку вывода 1-го цилиндра.

Перед монтажом распределителя на силовую установку, манжету трамблера следует обязательно смазать, а затем только посадить на шпильки. Надо учитывать, что выступы на трамблерном вале должны входить в прорезь на конце распредвала.

Установка УОЗ

Фиксация распределителя осуществляется не до конца, так как еще не установлен УОЗ. Надо вращать трамблер до тех пор, пока этот угол не установится правильно. Только после этого можно будет поставить на место крышку и затянуть фиксаторы.

Типы и применимость трамблеров ВАЗ

Распределители зажигания используется в автомобилях ВАЗ с карбюраторными и некоторыми инжекторными двигателями — это все модели ВАЗ «Классика» (2101 – 2107), некоторые модификации ВАЗ-2108 и 2109, ВАЗ-2121 «Нива» и ее модификации, а также ВАЗ-1111 «Ока». Более современные и все актуальные модели Lada оснащаются электронной системой зажигания, поэтому распределителя в них нет.

Независимо от модели автомобиля ВАЗ, на нем может быть установлен один из двух типов трамблеров:

  • Распределитель контактной системы зажигания (КСЗ);
  • Распределитель бесконтактной системы зажигания (БСЗ).

К первому типу относятся наиболее распространенные тремблеры ВАЗ моделей 30.3706 (и его более ранняя модификация Р-125), ко второму типу — оснащенные датчиком Холла распределители 38.3706 и 40.3706. Распределители 30.3706 и 38.3706 наиболее часто используются на автомобилях ВАЗ-2101 — 2107 и ВАЗ-2121, а распределитель 40.3706 подходит для более современных моделей ВАЗ-2108, 2109 и 21099.

При покупке нового трамблера обязательно необходимо учитывать тип используемой на автомобиле системы зажигания (контактная или бесконтактная), а главное — ориентироваться на модификацию установленного ранее трамблера. Интересно отметить, что многие автовладельцы отказываются от КСЗ, самостоятельно устанавливая БСЖ, однако в этом случае придется не только поставить новый распределитель, но также оснастить автомобиль электронным блоком управления (контроллером) и новой проводкой, что под силу далеко не каждому.

Преимущества БСЗ

Задача системы зажигания — обеспечение в нужный момент искры зажигания достаточной энергии для воспламенения топливной смеси. Чем точнее выполняется этот процесс, тем выше мощность и эффективность двигателя. Правильно выставленное зажигание позволяет повысить мощность двигателя, снизить расход топлива и выбросы вредных веществ.

В последние годы и десятилетия эти цели приобретали все большую актуальность. Контактная система зажигания не смогла справиться с требованиями, которые к ней предъявлялись. Максимально передаваемую энергию, необходимую для зажигания рабочей смеси, увеличить не удалось, хотя это было необходимо для двигателей с высокой компрессией и мощностью, частота вращения которых становились все больше.

Кроме того, из-за постоянного износа контактов не возможно обеспечить точное соблюдение заданного момента воспламенения. Это вызывало перебои в работе двигателя, повышение расхода топлива и выбросам вредных веществ атмосферу.

Благодаря развитию электроники удалось инициировать процесс воспламенение бесконтактно, в результате чего решились проблемы износа и технического обслуживания. При этом заданный момент зажигания точно соблюдается практически в течение всего срока службы.

В первую очередь, это достигается благодаря индуктивному формированию сигнала (бесконтактная транзисторная система зажигания с накоплением энергии в индуктивности) и формированию сигнала датчиком Холла (TSZ-h).

Поскольку обе эти системы экономичны и относительно недорогие, они используются и сегодня на некоторых двигатетелях малого объема.

Основные преимущества бесконтактной системы зажигания:

  • отсутствие износа и технического обслуживания,
  • постоянный момент воспламенения,
  • отсутствие дребезга контактов и, как следствие, возможность увеличения частоты вращения,
  • регулирование накопления энергии и ограничение первичного тока,
  • более высокое вторичное напряжение системы зажигания
  • отключение постоянного тока.

Устройство и принцип действия типовой системы зажигания

Компоненты системы зажигания

С технической стороны система зажигания входит в комплекс электрооборудования двигателя. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

  • Аккумулятор или другой источник питания. Он подает в сеть низкое напряжение 12 вольт.
  • Переключатель. При повороте ключа переключатель замыкается и низкое напряжение поступает в накопитель энергии.
  • Накопитель энергии. Бывает двух видов: индуктивный (катушка зажигания трансформаторного типа, преобразующая низкое напряжение в высокое до 30 тысяч вольт) и емкостной (конденсатор).
  • Блок управления аккумулированием и распределением энергии. В зависимости от типа системы зажигания это может быть прерыватель, транзисторный коммутатор или ЭБУ (электронный блок управления).
  • Распределитель. Этот узел может быть механическим или электронным. Он осуществляет снабжение определенных свечей энергией в заданный момент времени.
  • Провода цепи высокого напряжения. По ним поступает высокое напряжение к электродам свечей.
  • Свечи зажигания.

Работа системы зажигания основана на следующем принципе: при подаче в сеть низковольтного напряжения, происходит накопление и преобразование энергии, что затем распределяется по свечам, на электродах которых формируется искра, провоцирующая воспламенение топливовоздушной смеси.

Источники

  • http://shokavto.ru/trambler/
  • https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/tramblyor.html
  • https://nivovod.ru/ekspluatatsiya-i-obsluzhivanie/trambler-opisanie-neispravnosti-printsip-raboty/
  • https://ZnanieAvto.ru/fire/trambler-vaz-2107-ustrojstvo.html
  • https://AvtoNov.com/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%80-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5/
  • https://mashinapro.ru/1790-chto-takoe-trambler-v-avtomobile.html
  • https://automend.ru/articles/proverka-nepoladok-kryshki-tramblera-i-rekomendacii-otnositelno-ih-ustraneniya/
  • https://avtolektron.ru/sistema-zazhiganiya/neispravnost-tramblyora
  • https://avtozam.com/elektronika/pusk/remont-tramblera-svoimi-rukami/
  • https://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistema-zazhiganiya/raspredelitel-zazhiganiya/
  • https://ozapuske.ru/trambler/gde-naxoditsya-trambler.html
  • https://www.avtoall.ru/article/5392890/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: