Автомобильный аккумулятор – устройство, схема, принцип работы и параметры АКБ

Назначение и особенности аккумуляторной батареи

АКБ – это устройство, которое может накапливать энергию и питать электрические устройства, не вырабатывающие ток самостоятельно.
Аккумуляторная батарея состоит из:

  • пластмассового или эбонитового корпуса;
  • заливной горловины и съемной пробки;
  • сепаратора;
  • пластин с разным потенциалом (отрицательной и положительной);
  • межэлементного соединения;
  • выводов со знаком «+» и «-».

В случае автомобильного аккумулятора бывают обслуживаемые и необслуживаемые источники автономного питания. Аккумуляторы с напряжением в 12 Вт состоят из 6 соединенных между собой банок, которые находятся в одном корпусе. Если в автомобиле установлен необслуживаемый аккумулятор, то единственным способам подзарядки АКБ является подзарядка при помощи генератора во время работы двигателя.

В случае обслуживаемого аккумулятора в него можно подливать электролит (смесь дистиллированной воды и серной кислоты) для повышения его плотности или подзаряжать его при помощи зарядного устройства. Данный процесс предусматривает образование двуокиси свинца путем химической реакции воды и сульфата свинца. При этом существенно увеличивается плотность электролита. Если двигатель работает, то заряд (накопление емкости) АКБ происходит с использованием генератора. Специалисты рекомендуют осуществлять заряд аккумуляторной батареи при незначительном напряжении. Если осуществлять заряд АБ при высоком напряжении, то в результате можно получить огромное разложение воды, что снизит уровень электролита. Неправильное использование аккумуляторной батареи приведет к уменьшению срока использования.
Аккумуляторная батарея эксплуатируется в среднем в течении 3-5 лет в зависимости от условий эксплуатации. Если придерживаться оптимального режима работы такого устройства, то можно увеличить в несколько раз время его использования. Регулярно нужно следить, чтобы все баночки с жидкостью были заполнены до нужного уровня. Это позволит работать аккумулятору в обычном режиме, не перегружаясь и не разряжаясь.

Значение сокращения АКБ

Аббревиатура АКБ может относиться к одной из нескольких сфер, и, следовательно, иметь разную расшифровку.

Прежде всего, стоит выделить два направления, в которых используется это буквосочетание:

  1. Банковская сфера. В этом случае термин АКБ следует понимать как «акционерный коммерческий банк».
  2. Автомобильная сфера. Таким буквосочетанием зачастую называют аккумуляторную батарею, предназначенную для установки под капот автомобиля.

Параметры маркировки

Шифр маркировки будет зависеть не только от страны производителя, но и от типа батареи. Разные аккумуляторы применяются для разных целей. Есть стартерные батареи, которые предназначены для использования в автомобилях. Есть более мощные, сухозаряженные и другие. Все эти параметры должны указываться для покупателя.

Маркировка АКБ

Как правило, маркировка должна содержать следующую информацию:

  • название и страну производителя;
  • емкость аккумуляторной батареи;
  • номинальное напряжение, ток холодной прокрутки;
  • тип АКБ;
  • дата и год выпуска;
  • количество элементов (банок), находящихся в корпусе батареи;
  • полярность контактов;
  • буквенные символы, которые показывают такие параметры, как заряженность или обслуживание.

Каждый стандарт имеет свои общие черты, но и свои особенности. Например, очень важно уметь прочитать дату изготовления. Ведь аккумулятор должен храниться в особых условиях и при определенной температуре. Неправильное хранение может сказаться на качестве батареи. Поэтому лучше выбирать свежие аккумуляторы с полной зарядкой.

Емкость батареи

Этот параметр показывает, какое количество энергии способна отдавать АКБ в единицу времени и чаще всего за основу берется час. Единица измерения емкости автомобильного аккумулятора — Ач. Значение показателя конкретной батареи указывается на наклейке, как и параметр пускового тока.

Исходя из емкости, автовладелец может рассчитать и величину силы тока, при которой АКБ будет равномерно разряжаться до минимального показателя, составляющего 10,8 В. Таким образом, надпись 72 А*ч говорит о том, что АКБ может выдавать ток в 3,2 А в течение 20 часов. По окончании цикла разряда напряжение на ее клеммах составит 10,8 В.

Все это справедливо для показателя номинальной емкости, но существует еще и резервная. Первый параметр характеризуется разрядом под воздействием токов малой силы, а второй показывает временной отрезок, в течение которого батарея будет работать при поломке генератора. В такой ситуации параметр тока разряда составляет 25 А с учетом освещения и обогрева салона.

Этот параметр также может наноситься на этикетку батареи, но в качестве единицы времени берется минута.

Автовладельцам стоит знать о факторах, оказывающих максимальное влияние на емкость АКБ автомобиля:

  • Различная нагрузка.
  • Конструктивные особенности.

О каждом из них стоит поговорить отдельно. Сегодня выпускаются автомобили нескольких классов. Вполне очевидно, что их характеристики существенно отличаются. Это справедливо для большого количества показателей начиная от параметра пускового тока и заканчивая потребляемой электрооборудованием энергии, что связано с используемыми на них силовыми установками.

Если для малолитражек вполне достаточно батареи емкостью 40 или 45 А*ч, то мощные седаны требуют аккумуляторы от 60 до 75 А*ч.

Этот факт связан с параметром пускового тока, ведь в мощной АКБ содержится больше раствора электролита и свинца. Если для запуска силовой установки объемом в 1−1,2 литра достаточно тока 200−250 А, то двигателям в 2−3,5 литра потребуется пусковой ток от 300 до 400 А. Не стоит забывать и об эксплуатации транспортного средства в зимнее время. Так как моторное масло в мороз загустевает, то приходится тратить больше энергии.

Емкость машинного аккумулятора напрямую зависит конструкции.

Говоря проще, на показатель серьезное влияние оказывает количество содержащегося в батареи свинца и раствора электролита. Вполне очевидно, что чем больше этих материалов в АКБ, тем больше в ней будет накапливаться энергии. Именно поэтому батарея емкостью в 40 и 75 А по своим габаритам и массе, отличаются практически в два раза.

Как проверить ёмкость АКБ

Некоторые любознательные владельцы автомобилей интересуются, а как измерить ёмкость автомобильного аккумулятора своими руками. Кто-то хочет сделать это из любопытства, другие хотят проверить соответствие реального значения ёмкости тому, что написано на этикетке. Как же это сделать?

Все довольно просто. Все данные для этого уже были приведены выше. Например, можно проверить ёмкость автомобильной АКБ при проведении контрольно-тренировочного цикла. Для этого собирается следующая схема.

Схема устройства для проведения контрольно-тренировочного цикла аккумулятора

Сопротивление резистора для схемы вычисляется по формуле:

R = U/I, где

Здесь U – напряжение батареи,

I – ток разряда.

Ток разряда выбирается в зависимости от ёмкости автомобильной батареи и цикла разряда (10 или 20 часов). На практике для разряда обычно используют автомобильную лампочку подходящей мощности. Мультиметром можно измерить точную величину проходящего в цепи тока и засекаете время до падения напряжения до 10,8 вольт. Полученное время, умноженное на ток, и будет реальной ёмкостью автомобильной батареи.

Разновидности источников питания

Параметры аккумулятора автомобиля во многом зависят от его типа. Наиболее распространенная разновидность батареи свинцово-кислотная, так как она характеризуется лучшим соотношением цены и качества. В группу подобных источников энергии входят батареи на основе геля, которые обладают продвинутыми эксплуатационными качествами.

Для изменения эксплуатационных характеристик в состав электролита вносятся различные легирующие элементы:

  1. Серебро.
  2. Кальций.
  3. Сурьма.

За счет применения специальных веществ при изготовлении батарея становится более устойчивой к нагреву и быстро охлаждается. Кроме этого, большинство легирующих элементов повышает стойкость пластин к коррозии и сульфатации. Однако слишком высокая концентрация различных примесей может негативно отражаться на некоторых характеристиках аккумулятора.

В последнее время большое распространение получили никель-металлогидридные и литиевые батареи. Они устанавливаются на автомобилях с гибридными двигателями, что связано со специфическими эксплуатационными характеристиками. Такие АКБ не рекомендуется использовать для питания обычного двигателя.

Все источники питания классифицируются по нескольким параметрам. Если подобрать АКБ неправильно, то он не прослужит долго. Частыми проблемами назовем быструю потерю емкости и разрушение пластин.

Проверка

Проверить емкость аккумулятора автомобиля довольно просто, для этого потребуются мультиметр (вольтметр), лампочка и резистор. Используя эти вещи можно собрать схему, и произвести все измерения – выбираете лампочку подходящей мощности, подсоединяете к аккумулятору, и засекаете время. Необходимо подождать, когда напряжение на вольтметре будет показывать 10.8 В. После этого, время умножается на ток – полученный результат и есть реальная ёмкость аккумулятора.

АКБ

Пусковой ток

Ещё один важный параметр АКБ. От него зависит насколько уверенно батарея запустит двигатель в любую, даже холодную погоду.

Производители с разных континентов в маркировке используют свои наименования:

  1. Российский: ГОСТ 959 2002.
  2. Европейский: EN.
  3. Немецкий: DIN.
  4. Американский:

Важно! Параметры российского и европейского стандарта идентичны. Если нашему автолюбителю нужно купить аккумулятор с пусковым током 600 А, то можно выбирать продукцию с маркировкой ГОСТ или EN 600 А.

В случае, если на батарее указан немецкий стандарт DIN, то придётся произвести следующие вычисления: показатель, стоящий за DIN умножить на коэффициент 1,7, получится требуемое значение.

При покупке аккумулятора американского производителя, цифру, стоящую после аббревиатуры SAE, следует уменьшить на 5-10%.

Жителям северных районов страны лучше приобретать изделия с большим показателем пускового тока. Они стоят дороже, зато не будет проблем с запуском в сильные морозы.

Основные характеристики автомобильной АКБ

Автомобильная батарея на зарядке

Основные типоразмеры АКБ, вес, расшифровка, цвет, таблица электролитов, ГОСТ — все эти моменты будут оговорены ниже. На сегодняшний день аккумуляторы для транспортных средств, использующиеся на территории РФ, должны соответствовать международному стандарту.

Для того, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатация АКБ и всего оборудования транспортного средства, устройство должно соответствовать размерам, а также техническим характеристикам авто:

  1. В первую очередь, это полярность. Данная характеристика по ГОСТ определяет нахождение минусового и плюсового контактов АКБ. Посмотрев на батарею с той стороны, к которой контакты расположены ближе, можно понять, что полярность прямая, если плюсовой контакт расположен слева, а минусовой, соответственно, справа. Если же плюсовой контакт расположен справа, а минусовой — слева, то полярность устройства по ГОСТ обратная.
  2. Размеры. Что касается размеров длины и высоты по ГОСТ, то они могут быть больше стандартных, если такие размеры допускают габариты места для установки батареи. Размер ширины АКБ авто всегда должен соответствовать стандартному ГОСТ. В этом случае размер очень важен, так как АКБ фиксируется в автомобиле на боковые выступы.
  3. Показатель номинальной емкости по ГОСТ — это объем электролита, который может отдавать сам аккумулятор в результате двадцати-часового разряда током.
  4. Показатель резервной емкости. Этот параметр по ГОСТ обозначает время разряда в мин на 100% заряженной батареи. В данном случае температура электролита составляет 25 градусов. Следует отметить, что по отечественному стандарту параметры номинальной и резервной емкости определяются в результате помещения АКБ в емкость с водой температурой от 23 до 27 градусов. Численно показатель резервной емкости выше номинального примерно в 1.63 раза по ГОСТ — к примеру, если емкость АКБ автомобиля составляет 55 Ач, то резервная емкость будет равна 90 минутам. Это обозначает время, на протяжении которого на 100% заряженный аккумулятор сможет обеспечить энергией самые важные потребители, необходимые для эксплуатации авто в случае выхода из строя генератора.
  5. Еще один параметр ГОСТ — ток холодной прокрутки. Этот параметр обозначает ток разряда, который сможет отдать АКБ на протяжении 10 секунд. Уровень напряжения в этом случае должен быть не менее 7.5 вольт, а температура электролита может быть не меньше 18 градусов. Чем данный показатель будет больше, тем лучше вы сможете заводить мотор в период холодов. Следует отметить, что при слишком большой нагрузке на стартер его срок эксплуатации может снизиться. Данный параметр может быть разным — здесь все зависит от метода измерения. Приблизительные показатели тока холодной прокрути приведены в таблице ниже.
Таблица тока холодной прокрутки

Размеры

Важно! Новая батарея должна подходить по габаритам под соответствующий отсек в автомобиле. Установка аккумулятора меньших размеров нецелесообразна, т. к. изделие будет перемещаться по площадке, что чревато потерей контакта между клеммами и проводами.

Размещение более крупного устройства не оправдано: его тяжело закрепить в неподвижном состоянии.

Размеры АКБ зависят от таких показателей, как ёмкость и марка авто. Европейские производители выпускают аккумуляторы в более длинных, но низких корпусах, азиатские – приближёнными к квадратному формату.

Стандартные размеры первых (возьмём для примера аккумулятор для автомобиля ёмкостью 60 А-ч) – 242 х 175 х 190 мм;

– габариты аналогичных батарей из Азии: 232 х 173 х 225 мм.

AKB

В колонке слева — примерные виды аккумуляторов для автомобилей различных типов

Полярность. На отечественных автомобилях «плюс» располагают слева, а «минус» — справа. Такую полярность именуют прямой. На европейских и большинстве азиатских машин всё наоборот, отсюда и термин «обратная полярность». У американцев встречаются оба типа, причем преобладает второй.

Клеммы. На европейских и азиатских машинах они отличаются друг от друга размерами. Причем «+» и «-» во избежание ошибок при подключении имеют разный диаметр.

Российский ГОСТ 0959–2002

6СТ-55АПЗ

  1. Количество аккумуляторов (банок) в батарее
  2. Назначение: СТ — стартерная батарея
  3. Емкость батареи, А·ч (55, 60, 66, 77)
  4. Информация об исполнении батареи: А — с общей крышкой; З — залитая и заряженная; П — сепаратор-конверт из полиэтилена; М — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида; Э — корпус — моноблок из эбонита; Т — моноблок из термопластичной пластмассы

Причины падения показателя

Современные аккумуляторы вне зависимости от технологии изготовления деградируют. Срок службы классических кислотных АКБ в среднем составляет от 3 до 5 лет. Среди основных признаков снижения емкости батареи можно отметить:

  • Индикаторная лампочка заряда АКБ не горит.
  • В момент запуска стартера раздаются щелчки.
  • Свет фар стал более тусклым.
  • Стартер работает медленнее.

При слабом заряде аккумулятора, вся бортовая сеть автомобиля функционирует со сбоями. Если батарея уже не может в течение 10 секунд отдавать номинальный пусковой ток, то ее необходимо менять. Основными причинами деградации аккумулятора являются:

  • Сульфация электродных пластин — после глубокого разряда АКБ на ее пластинах появляется слой солей кислоты. Так как это приводит к уменьшению размеров пятна контакта с раствором электролита, емкость батареи падает.
  • Осыпание электродов — этот процесс может активироваться после перезаряда аккумулятора. Особенно это актуально для батарей, в банках которых наблюдается низкий уровень раствора электролита.
  • Замыкание элементов питания — если их полюса оказались замкнутыми, то снижается не только емкость аккумулятора, но и напряжение. Сами банки в такой ситуации выходят из строя.

 

Как выбрать правильную ёмкость аккумулятора для своего автомобиля?

Обычно этот параметр аккумулятора подбирают по объёму двигателя. Ниже приводится таблица зависимости от объёма двигателя транспортного средства.

Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
55 легковые автомобили 1 – 1,6
60 легковые автомобили 1,3 – 1,9
66 легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники) 1,4 – 2,3
77 грузовые автомобили малой грузоподъемности 1,6 – 3,2
90 грузовые автомобили средней грузоподъемности 1,9 – 4,5
140 грузовые автомобили 3,8 – 10,9
190 спецтехника (экскаваторы, бульдозеры) 7,2 – 12
200 грузовые автомобили (фуры, автопоезда) 7,5 – 17

Как видите, для легковых автомобилей самыми ходовыми являются автомобильные батареи ёмкостью 50─65 А-ч. Для внедорожников обычно устанавливают батареи ёмкостью 70─90 А-ч. Здесь стоит отметить ряд моментов, когда следует брать АКБ с ёмкостью немного больше:

  • если в бортовой сети автомобиля работает большое количество потребителей (навигация, регистратор, охранная система, телевизор, различные виды обогрева и т. п.);
  • если у вас автомобиль с дизельным двигателем (им для пуска требуется аккумулятор большей мощности).

Небольшой запас выручит в холодное время года. Согласно эмпирической зависимости, начиная от плюс 20 градусов Цельсия, при падении температуры на один градус, ёмкость автомобильного аккумулятора уменьшается на 1 А-ч. Так, что с большей ёмкостью у вас будет небольшой запас прочности в холодное время года.

Но, помните, что слишком высокое значение также «не есть хорошо». Этому есть две причины:

  • Бортовая сеть автомобиля, включая генератор, рассчитаны на определённые характеристики аккумулятора. Поэтому могут полностью не заряжать автомобильную АКБ большей ёмкости. В результате работы в таком режиме аккумулятор потеряет преимущество в виде дополнительной ёмкости;
  • Стартер автомобиля будет работать в более напряжённом ритме. Это скажется на износе щёток и коллектора. Ведь стартер также рассчитывается под определённые параметры (пусковой ток и т. п.).

Восстановление

В некоторых аккумуляторах есть возможность восстановления его характеристик, благодаря заливанию дистиллированной воды. Для этого нужно открыть аккумулятор, пока не будет получен доступ к «банкам». После этого, используя шприц необходимо добавить дистиллированную воду (взять можно в аптеке). Добавить необходимо 1-2 «кубика», после чего дать несколько часов аккумулятору отстояться, чтобы вода вступила в реакцию с электролитом.

Если потребуется, то воду можно долить, но нет необходимости заливать много воды – это может повредить АКБ. Достаточно, чтобы стекловолокно с гелем было увлажнено.

Измерение ёмкости аккумулятора

Если воды залито слишком много – откачать можно, используя шприц, которым она и заливалась.

После вступления воды с электролитом в реакцию – АКБ собирается обратно, и ставится на зарядку (напряжение 14.4-14.6 В), а ток должен быть 0.1 от общей ёмкости батареи.

Важно: необходимо следить за зарядкой, пока не пойдёт ток – если пропустить момент, то АКБ будет испорчен.

Но если аккумулятор потерял ёмкость, то восстановление необходимо производить циклической зарядкой. Используя лампочку нужно посадить аккумулятор до напряжения 10.8 В, после чего зарядить его до полной зарядки. Повторить это нужно 4-5 раз, и восстановление ёмкости на этом будет завершено.

Важно: способы восстановления рассмотрены на гелиевых аккумуляторах. Восстановление на АКБ другой классификации может отличаться, от описанного.

Что следует знать при покупке нового аккумулятора?

Выбирая товар автолюбитель должен помнить о следующих факторах:

  1. На изделии должен стоять штамп о дате выпуска. Срок реализации аккумуляторной батареи – полгода. Больший показатель свидетельствует о неготовности устройства для работы.
  2. Наличие отметки о токе холодного пуска. Для южных районов этот показатель не критичен. В северных областях необходимо выбирать батарею с более низкой температурой запуска, которая не подведёт владельца в сильные холода.
  3. При покупке нужно попросить продавца замерить напряжение на клеммах. Оно должно быть равно 13-13,5 В без нагрузки для 12-вольтовых аккумуляторов. Меньший показатель говорит о длительном стоянии на полке изделия или его неисправности.

Иногда в торговых точках предлагают контрафактный товар.

Важно! Чтобы не нарваться на подделку необходимо проверить сертификат устройства, его внешний вид. На упаковке не должно быть ошибочных надписей, этикетки – наклеены ровно, целлофановая упаковка – находиться в идеальном состоянии.

Принцип работы аккумуляторной батареи автомобиля

В основе принципа работы АКБ лежит преобразование химической энергии в электрическую. Электроды взаимодействуют с электролитом, образуя в результате воду и сульфат свинца. Необходимо отметить, что в случае такого взаимодействия постепенно уменьшается плотность электролита и, соответственно, мощность аккумулятора.
Стоит отметить, что температура воздуха влияет на режим работы устройства: ее увеличение влияет на некоторое увеличение мощности батареи. Однако вместе с такими изменениями может увеличиться коррозия электродов и саморазряд. Если на улице минусовая температура воздуха, то можно прослеживать уменьшение разрядной емкости, уменьшение электролита и замедление химических процессов. Поэтому автомобилисты рекомендуют снимать АКБ во время длительной стоянки машины в условиях зимы.

Устройство и принцип работы аккумуляторной батареи

Виды АКБ. В наше время можно приобрести различные аккумуляторные батареи, которые отличаются между собой двумя признаками:

  • принципом действия;
  • конструкцией.

По химическому составу активного вещества АКБ бывают следующих видов:

  • серебряно-цинковые;
  • никель-кадмиевые;
  • свинцово-кислотные;
  • щелочные железо-никелевые аккумуляторы.

Все эти виды АКБ имеют разную степень использования. Так, например, популярными можно считать накопительные устройства, которые имеют свинцово-кислотные наполнители (автомобильные варианты аккумулятора). Устройства, использующие химическое взаимодействие железа и никеля, используются реже. Серебряно-цинковые аккумуляторы практически не используются. Это можно объяснить тем, что стоимость их довольно велика, а время использования незначительное. Различные аккумуляторы имеют разный принцип работы, время эксплуатации, емкость.
Важным параметром любой АКБ считается емкость. От такого показателя зависит потребление и отдача энергии. На аккумуляторах, которые предназначены для автомобилей, можно увидеть маркировку, которая указывает на емкость устройства. Она может быть представлена таким образом: 55, 60, 75 Ам*ч. Для телефонных батарей характерна такая емкость – 2000, 1500, 1000, 700 mAh (тысячные доли Ампера). Выбор аккумуляторной батареи необходимо осуществлять, исходя из потребляемого заряда или предполагаемой нагрузки устройства. При неправильном или длительном использовании АБК емкость может уменьшаться. Очень часто это прослеживается при длительном использовании аккумуляторной батареи в легковом автомобиле или же при неполной зарядке батареи, если речь идет про мобильный телефон.

АКБ европейского производства

Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:

  1. ENT (European Typical Number) – считается международным.
  2. DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.

Стандарт ENT

Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.

  1. Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
    • «5» – диапазон до 99 А*ч;
    • «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
    • «7» – от 200 до 299 А*ч.
  2. Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
  3. Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
  4. Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.
Маркировка АКБ по стандарту ENT

Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.

Стандарт DIN

Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.

Цифры условно делятся на три группы:

  1. Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
    • “5” – до 100 А*ч;
    • “6” – до 200 А*ч;
    • “7” – свыше 200 А*ч.
  2. Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
  3. Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.

Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.

Ёмкость

Это – основная рабочая характеристика устройства. Единица измерения – ампер/час (А-ч).

Совет! Требуется подбирать батарею согласно рекомендации производителя данной марки автомобиля, который в свою очередь руководствуется объёмом двигателя, размещённого на этой машине.

Покупка устройства с меньшим значением не принесёт пользы: батареи просто не хватит для нормального функционирования автомобильной сети, для запуска мотора. Приобретение АКБ большей ёмкости экономически не оправдано. Она будет стоить дороже, а эффекта в работе не прибавится.

Напомним о маркировке.

Например, обозначение 6СТ-60 говорит о следующем:

  • цифра 6 – изделие состоит из 6 банок;
  • СТ – тип батареи: стартерная;
  • 60 – показатель заряда энергии, или просто: ёмкость.

Аббревиатура за последними цифрами рассказывает о материале изготовления аккумулятора.

Общие требования маркирования аккумуляторов

Необходимо учитывать, что маркировка автомобильных аккумуляторов и расшифровка обозначение, будь то свинцовые или другие устройства, может и будет отличаться в зависимости от изготовителя. Как известно, для разных транспортных средств производятся разные батареи, здесь речь идет не только о размерах, но и основных свойствах. В разных государствах мира принимаются собственные требования к маркировке и расшифровке обозначений, то есть сколько производителей — столько и маркировок. Но есть некоторые обязательные условия к маркировке АКБ и расшифровке обозначений, которые описываются в нескольких стандартах.

Сколько бы ни было в мире производителей батарей, все они пытаются отметить на корпусе своего товара все нужные данные:

  1. Название компании и ее фирменное обозначение.
  2. Характеристики обозначения номинального напряжения батареи.
  3. Характеристика обозначения уровня емкости АКБ
  4. Тип АКБ. В этом случае тип устройства может быть отмечен по одному либо нескольким стандартам.
  5. Число банок, расположенных в свинцовой АКБ.
  6. Обозначения полярности выходов свинцовой батареи.
  7. Дату, когда АКБ был выпущен.
  8. Другие предупреждающие знаки. Сколько их может быть — зависит от производителя. Как правило, это значки, определяющие правила использования и транспортировки устройства.

Обозначение российских устройств

Отечественная маркировка приборов

Маркировка аккумуляторов, выпущенных в России, будь то свинцовые или другие АКБ, производится в соответствии с принятым стандартом 959-91.

В обозначении батареи отмечаются буквы А, Б, С и Д, их расшифровка следующая:

  • А — обозначает число банок устройства для питания автомобиля. Принято считать, что одна банка батареи дает около двух вольт. Цифра 6 обозначает, что в устройстве находится шесть банок, каждая из которых дает по два вольта, то есть в общей сложности 12 вольт;
  • Б — так обозначается тип батареи. Символы СТ обозначают, что перед вам стартерный аккумулятор;
  • С — параметр номинальной общей емкости устройства, расшифровывающийся в ампер-часах. Если после С идет цифра 60, то это значит, что емкость батареи составляет 60 ампер-часов, если 65 — соответственно, 65 Ач;
  • Д — способ производства аккумулятора, а также материал, который использовался для его выпуска.

Что касается буквы Д, то чтобы правильно определить тип батареи, следует использовать следующую расшифровку:

  • А. Обозначает, что устройство оснащено общей крышкой;
  • З. Свидетельствует о том, что свинцовая батарея заряжена на 100%;
  • Э. Эта буква говорит о том, что корпус батареи произведен из эбонита;
  • Т. Расшифровка этого символа свидетельствует о том, что корпус аккумулятора произведен из термопластичного материала;
  • М. Для производства прибора на заводе применялся мипласт;
  • П. При изготовлении устройства применялись полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

Маркировка приборов европейского производства

Что касается продукции, выпускаемой в странах Европы, то он в целом соответствует ГОСТу DIN. По этому стандарту свинцовые устройства маркируются пятью цифрами. Также европейские производители могут использовать еще один стандарт — ETN, состоящий из девяти цифр для обозначения батарей.

Начнем с пятизначного обозначения характеристик приборов и их расшифровки:

  1. Три символа, которые идут вначале, определяют параметр емкости аккумулятора. Чтобы правильно вычислить этот параметр, необходимо от трехзначного числа отнять 500 — это и будет емкость.
  2. Два крайних символа указывают, к какому типу относится аккумулятор.

Что касается непосредственно типа, то по стандарту он может шифровать в себе:

  • метод, по которому был произведен прибор;
  • вариант исполнения, а также габариты клемм, предназначенных для подключения;
  • вид компонентов фиксации аккумулятора, а также компонентов для транспортировки;
  • показатель вибропрочности;
  • способ отвода газов внутри конструкции устройства (автор видео — Рамиль Абдуллин).

Если обозначение на корпусе девятизначное, то его расшифровка осуществляется в соответствии с приведенной ниже информацией:

  1. Первый символ отмечает диапазон обозначения параметра емкости устройства.
  2. Следующие два символа обозначают уровень емкости аккумулятора внутри диапазона. Необходимо отметить, что если первый символ — это 6, то для получения точной расшифровки необходимо прибавить еще 100 ампер-часов, если 7 — то прибавляется 200 Ач.
  3. Следующие три цифры — 4, 5 и 6 по счету — это символы определяющие способ конструктивного исполнения. Также по этим цифрам осуществляется расшифровка материалов, которые применялись для производства.
  4. Крайние три символа, идущие в коде, обозначают параметр, равные 1/10 от показателя тока холодной прокрутки.

Необходимо учитывать, что на АКБ европейского качества могут отмечаться и другие варианты маркировки. Ниже приведена таблица, которая позволит правильно осуществить расшифровку.

Символы Обозначение
12 В Уровень напряжения АКБ — 12 вольт.
60 Ач 60 ампер-часов — показатель емкости прибора.
R.C. 60 min Показатель резервной емкости составляет 1 час.
LOAD TEST 200 Это значит, что устройство может выдержать недолговременную нагрузку в 200 Ампер для запуска мотора авто.
CCA Таким образом отмечается показатель максимального уровня тока запуска мотора в условиях отрицательных температур.
BCI Эти символы обозначают максимальный ток холодного запуска.
IEC Обозначает уровень максимального тока при холодном старте мотора. Показатель измеряется по стандарту International Electrotechnical Commission.
DIN Эти символы обозначают максимальный ток при холодном пуске по Deutche Industri Normen.

При выборе аккумулятора руководствуйтесь тем, что рекомендует завод-изготовитель вашего авто.

Аккумуляторы российского производства

Маркировка аккумуляторных батарей российского производства производится согласно ГОСТ 959-91. Значение условно делится на четыре категории, которые сообщают определенную информацию.

  1. Указывается количество элементов (банок) в корпусе батареи. Стандартным количеством является шесть. Каждый дает напряжение чуть больше 2В, что в сумме составляет 12В.
  2. Второе буквенное обозначение показывает тип аккумулятора. Для автомобильных это буквы «СТ», что означает «стартерная».
  3. Следующие цифры показывают емкость батареи в ампер-часах.
  4. Далее буквы могут указывать на материал корпуса и состояние батареи.
Маркировка АКБ российского производства

Пример. 6СТ-75АЗ. Цифра «6» указывает на количество банок. «СТ» говорит о том, что батарея стартерная. Емкость батареи – 75 А*ч. «А» означает, что в корпусе общая крышка для всех элементов. «З» значит, аккумулятор залит электролитом и заряжен.

Последние буквы могут обозначать следующее:

  • А – общая крышка аккумулятора.
  • З – батарея заправлена электролитом и полностью заряжена.
  • Т – корпус сделан из термопласта.
  • М – корпус сделан из минеральной пластмассы.
  • Э – корпус из эбонита.
  • П – сепараторы из полиэтилена или микроволокна.

Значение пускового тока не указывается в маркировке, но его можно найти на других этикетках на корпусе. Для каждого типа аккумулятора разной мощности существует своя сила пускового тока, габариты корпуса и продолжительность разряда. Значения указаны в следующей таблице:

Тип аккумулятора Стартерный режим разряда Габаритные размеры батареи, мм
Сила разрядного тока, А Минимальная продолжительность разряда, мин Длина Ширина Высота
6СТ-55 255 2,5 262 174 226
6СТ-55А 255 2,5 242 175 210
6СТ-60 180 3 283 182 237
6СТ-66А 300 2,5 278 175 210
6СТ-75 225 3 358 177 240
6СТ-77А 350 2,5 340 175 210
6СТ-90 270 3 421 186 240
6СТ-110А 470 2,5 332 215 230

Аббревиатура в других сферах

При чтении аббревиатуры можно понять, как расшифровывается АКБ, исходя из контекста. Ведь техническая сфера далеко не единственная, где применяется такое сокращение. Не всегда АКБ — это автомобильная аккумуляторная батарея. Это может быть также акционерный коммерческий банк или даже, например, архитектурно-конструкторское бюро. Термин АКБ применяется также в области продаж. Здесь эта аббревиатура расшифровывается как «активная клиентская база».

Расшифровок аббревиатуры «АКБ» много, однако автомобилисты, увидев такое сокращение, конечно же, сразу представляют себе аккумуляторную батарею.

Когда требуется замена аккумулятора?

В жизни каждого автолюбителя встречается такая ситуация, когда его «родная» батарея начинает подводить своего владельца. Она начинает «капризничать»: заводиться не с первого раза, а то и вовсе может не запустить мотор.

Часто это случается в холодную погоду. Согласитесь, мало приятного: бегать с прикуривателем по соседям с просьбой о помощи завести авто. Иные варианты выхода из тупикового положения: найти человека, согласившегося «дёрнуть» машину на тросе или «толкнуть» с горки.

Помимо этих случаев неисправная батарея даёт о себе знать следующими способами:

  • на табло бортового компьютера высвечивается требование зарядить устройство;
  • вольтметр показывает низкий уровень заряда, даже после интенсивного движения;
  • появляется посторонний затхлый запах от батареи;
  • низкий уровень плотности в одной из банок;
  • аккумулятор не заряжается до нужного уровня даже при помощи зарядного устройства.

В некоторых моделях имеется глазок – индикатор, с помощью которого можно определить уровень электролита в устройстве.

Источники

  • http://gearavto.ru/ustrojstvo-i-princip-raboty-akkumulyatornoj-batarei/
  • https://ProAkkym.ru/avto/rasshifrovka-abbreviatury-akb
  • https://TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/istochniki-pitaniya/markirovka-akb.html
  • https://ProAkkym.ru/avto/vybor-akb-dlja-avto
  • https://akbinfo.ru/ustrojstvo/jomkost-avtomobilnogo-akkumuljatora.html
  • https://ProAkkym.ru/avto/vidy-i-harakteristiki-akkumuljatornyh-batarej-dlja-avtomobilej
  • http://akkuminfo.ru/vybor/emkost-akkumulyatora-avto
  • https://shosse.ru/remont/elektronika-i-oborudovanie/kak-podobrat-akkumulyator-dlya-avto-top-10-akkumulyatorov/
  • https://labavto.com/elektronika/akb/harakteristika-avtomobilnogo-akkumulyatora/
  • https://www.zr.ru/content/articles/793079-kak-rasshifrovat-markirovku-akb/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: