Аквапланирование автомобиля, что это такоке, за счет чего достигается эффект, в чем опасность

Содержание
  1. Понятие эффекта аквапланирования
  2. Опасность аквапланирования
  3. Причины аквапланирования
  4. Как избежать аквапланирования?
  5. Действия при возникновении аквапланирования
  6. Осторожно: влажная дорога
  7. Удачного аквапланирования!
  8. Вековая борьба со всплыванием
  9. Величайшие достижения “шиностроения”
  10. Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
  11. Рисунок шин
  12. Толщина водяной пленки
  13. Скорость движения
  14. Состояние подвески
  15. Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?
  16. Типичные ошибки
  17. Что такое водяной клин на дороге
  18. Чем он опасен
  19. Как образовывается водяной клиной
  20. Водяной клин: что делать в такой ситуации?
  21. Советы опытных водителей
  22. Как определить начало аквапланирования
  23. Как победить аквапланирование, учитывая привод
  24. Наиболее частые ошибки
  25. Профилактика
  26. Что увеличивает риск аквапланирования
  27. Как снизить риск аквапланирования
  28. Как проявляется аквапланирование?
  29. Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
  30. Чем опасно аквапланирование?

Понятие эффекта аквапланирования

Эффект аквапланирования связан с потерей покрышками способности сцепляться с дорожным покрытием. Причиной такого явления выступает водная пленка, которая покрывает дорогу. В момент движения транспортного средства по дороге при соблюдении определённого скоростного режима возникает гидродинамический клин. Он отрывает колесо от дорожного полотна. В таком случае управление автомобилем становится затруднительным. Аквапланирование часто путают с эффектом скольжения. Хоть возникают эти явления в похожих условиях, но суть у них разная, автомобиль реагирует по-разному, равно как и действия водителя также отличаются. Допустим, сцепление на сухой дороге будет равняться единице. На снежном и грязном покрытии этот показатель снизится до 0,5.

При аквапланировании сцепление будет равно 0. Этот пример должен наглядно показать суть явления и продемонстрировать его опасность.

Опасность аквапланирования

Главный риск аквапланирования заключается в потере автомобилем управляемости. Он становится неконтролируемым, совершенно не реагирует на действия водителя. Такая ситуация нередко становится причиной серьёзных ДТП, в которых бывает задействованным большое количество машин. Избежать жертв в таких ситуациях можно лишь в очень редких случаях. Даже скользкая дорога не является такой опасной, как мокрое покрытие. На скользкой поверхности сохраняется сцепление покрышек, пусть оно минимальное, но всё же присутствует.

При глиссировании покрышка полностью отрывается от дороги и вообще не сцепляется с дорогой. Протектор не успевает своевременно отводить воду из точки соприкосновения с дорогой, особенно если он изрядно полысел. Тормозной путь существенно увеличивается, что делает колеса ещё более неустойчивыми. Каждый водитель должен осознавать опасность аквапланирования и обязательно соблюдать осторожность при движении по мокрым дорогам.

Причины аквапланирования

Не всегда возникает эффект глиссирования, поскольку для его образования необходимо наличие некоторых условий. Если знать и всегда помнить о причинах, по которым возникает явление аквапланирования, то можно избежать образования опасной ситуации на дороге.

  1. Скоростной режим в пределах 70 — 100 км/ч является критическим. Он зависит от других факторов, поэтому может меняться в большую или меньшую сторону. При стечении определённых обстоятельств глиссирование может начаться даже при 40 км/ч.
  2. Тип и качество дороги подразумевает целый ряд характеристик:
    • зернистость (на гладкой дороге вероятность образования аквапланирования автомобиля будет существенно выше);
    • равномерность распределения материала определяется соблюдением правил укладки асфальта;
    • наличие дренажной системы и её эффективность.
  3. Особенности погодных условий и толщина плёнки воды на дороге. Чем больше воды, тем выше вероятность образования водяного клина.
  4. Рельефные характеристики протектора — это, по сути, степень его изношенности и затёртости. Этот параметр играет большую роль в образовании водяного клина. Для каждой категории автомобиля имеется рекомендуемая глубина протектора. Если этот параметр не будет соблюдаться, то риск аквапланирования будет возрастать в геометрической прогрессии. Например, для легковых автомобилей минимальная высота протектора составляет 1,6 мм. Если показатель меньше, то резину можно признавать «лысой» и опасной для движения. При высоте протектора 1 мм. площадь сцепления колеса с дорогой снижается до отметки в 11%. Это ничтожно мало. Езда на таких колёсах ставит под угрозу не только вашу жизнь, но и тех водителей, которые передвигаются в близости от вашего авто.
  5. Уровень давления воздуха не должен быть низким, поскольку в таком случае площадь пятна контакта также будет сниженной. Это условие хоть и является второстепенным, но всё же при его несоблюдении вероятность глиссирования возрастает.
  6. Степень изношенности амортизаторов — ещё одна второстепенная причина, которая оказывает влияние на образование эффекта аквапланирования

Как избежать аквапланирования?

Каждый водитель может избежать такой неприятной и опасной ситуации, если будет соблюдать ряд несложных правил:

  1. Состояние шин необходимо периодически проверять и адекватно оценивать. Особенное внимание уделяется глубине протектора. Если шины наполовину стёрлись, то необходимо задуматься об их замене, поскольку их способность отводить воду из пятна контакта теряются на 70%.
  2. Во время движения требуется следить за состоянием и качеством дороги. Особую опасность несут гладкие и ровные дороги. С виду они всегда кажутся лишь слегка влажными, но зачастую это является зрительным обманом. На таком полотне колёсам не за что цепляться и автомобиль может круто занести. Наличие на дороге колеи, оставленной грузовиками, должно служить предупреждающим знаком. В таких узких колеях автомобили часто поддаются глиссированию, причём происходит это в самый неожиданный момент.
  3. Передвижение в дождливую погоду должно осуществляться только на низкой скорости. За верхнюю границу можно взять отметку в 50 км/ч. И это при условии наличия хорошей резины.
  4. Соблюдать сезонность в использовании резины: летние шины катаем только в тёплое время года, с приближением зимы переобуваем автомобиль.
  5. Любую лужу необходимо преодолевать исключительно по прямой. Такое правило объясняется разницей эффективности отвода воды в продольном и поперечном направлении. В первом случае вода отводится с пятна контакта лучше и быстрее.

Действия при возникновении аквапланирования

Если уж так вышло, что автомобиль попал в гидродинамический клин, то нужно действовать чётко, быстро и грамотно. Ошибкам места нет, поскольку ситуация очень опасная и может забрать человеческие жизни. Ниже мы расскажем, что делать при аквапланировании. Эту информацию необходимо выучить, чтобы можно было быстро отреагировать и исправить ситуацию.

  1. Нельзя поворачивать руль, более того – его нужно всеми силами удерживать в первоначальном положении. Поверьте, это может быть очень сложно, поскольку при контакте колёс с твёрдым и устойчивым основанием руль может быть круто вывернут. Действия водителя кардинально отличаются от тех, которые должны предприниматься во время скольжения. В этом заключается главная сложность, поскольку у каждого водителя присутствует большой соблазн вывернуть руль. При таких действиях занос не будет погашен, а лишь наберёт свою силу.
  2. Рабочий тормоз не задействуем, для остановки движения используем торможение двигателем.

Вот и все правила, которые должен всегда помнить водитель. Их всего два — не крутим руль и тормозим двигателем, а не рабочими тормозами.

На дороге водителя подстерегает много опасных ситуаций. Одной из них является вероятность появления эффекта аквапланирования. А поскольку вы уже предупреждены о способах устранения вероятности наступления такого эффекта и знаете о правильных действиях, то вам аквапланирование, или глиссирование, не страшно.

Осторожно: влажная дорога

Необходимо помнить, что жизненно важная величина трения быстро и неуклонно падает на влажной трассе. И это происходит тем скорее, чем больше водная пленка на поверхности дороги. Особенно катастрофично происходит уменьшение величины трения и уход “в штопор” машин, имеющих шины с низкой глубиной профиля. Это часто случается с отъездившими свой срок или бывшими в употреблении шинами. Величина m, ничтожно малая в начале торможения, стремительно возрастает с увеличением скорости – как раз в этот момент роль шин особенно важна. При этом скорость падает быстро и отчетливо только незадолго до остановки автомобиля.

Насколько различаются тормозные характеристики на сухой и влажной дороге, наглядно продемонстрировали специалисты известного концерна Dunlop. В результате прямого сравнения тормозной путь Audi А4 при скорости 50 км/ч на сухой дороге составил 11.7 м, на мокром же асфальте – 14.2 (разница составила 2.5 м). При скорости 60 км/ч разница в тормозном пути на сухой и мокрой дороге составила уже 3.1 м. А при конечной скорости 100 км/ч разница тормозного пути подскочила до отметки 8.7 м.

Удачного аквапланирования!

Мокрые дороги вдвойне опасны в условиях аквапланирования. Его суть состоит в образовании водяного клина между колесами и поверхностью дороги: вода не успевает уходить из-под протектора, под ним образуется пленка, по которой автомобиль и начинает скользить, как по льду. Шина как бы всплывает на поверхность этой пленки. Как следует из многочисленных исследований, уже после 70 км/ч в начале всплывания (оно зависит от качества шины, глубины протектора, высоты воды, нагрузки) шина испытывает снижение величины трения, достигающее критической отметки. Сцепление с дорогой в этот момент практически отсутствует. Всплывая, шина уже не в состоянии нормально переносить поперечные и продольные силы. Так как критическая скорость всплывания зависит от многих факторов, ее практически невозможно подсчитать, и она тем опасней, чем выше скорость автомобиля.

Лимит сцепления Тормозной путь при 100 км/ч
Сухая дорога 100% 40-50 м
Мокрая дорога 70% 50-80 м
Снег 20% почти 200 м

Как видно из таблицы, чем более скользкая дорога, тем больше тормозной путь и меньше сцепление.

Если лимит сцепления задействован лишь в одном направлении, то для переноса сил на другое уже не остается необходимого потенциала. Это важно помнить в условиях скользкой дороги, когда лимит сцепления и так ограничен. К примеру, полностью буксующее и при этом заблокированное колесо имеет 100% пробуксовку (машина движется, а колесо остается статичным), и полностью задействуется лимит сцепления в продольном направлении. Поскольку перенос боковой силы больше невозможен, автомобиль становится все более неуправляемым и может уйти в сторону. При использовании антиблокировочной системы (АБС) пробуксовка составит от 5 до 25% и, несмотря на полное торможение, произойдет перенос боковых сил, необходимых для поворота колеса. За 100% пробуксовки принимается заблокированное стоящее колесо или полностью прокручивающееся.

Вековая борьба со всплыванием

К важнейшим требованиям, предъявляемым к современной шине, относится наличие хороших антиаквапланировочных свойств. Перед допуском новой шины к эксплуатации автопроизводителями обязательно проводятся соответствующие ездовые тесты на продольную и поперечную аквапланировку (при езде по прямой и на поворотах). Хорошие результаты таких тестов становятся предпосылкой для допуска шины к первичному оснащению новых автомобилей.

Инженеры-конструкторы с давних пор пытались если не устранить, то хотя бы смягчить проблему аквапланирования. Специалисты концерна Dunlop, например, занимаются этим вопросом с 1960 г., и только с началом эксплуатации широких шин эффект всплывания в дождевую погоду значительно пошел на убыль.

При езде на неприспособленной резине наступает опасное состояние, сравнимое с “танцем яиц на сковородке”, когда на высокой скорости перед колесом образуется водяной клин, просачивающийся под его поверхностью и заставляющий его всплывать. На высокой скорости это происходит тем быстрее, чем выше уровень воды. На очень высокой скорости всплывание происходит и при низком уровне слоя воды. Также наступление аквапланирования зависит от следующих факторов: нагрузка на колесо, высота уровня воды, конструкция шины (контур, внутреннее строение), распределение нагрузки на протектор, давление воздуха, ширина шины, глубина профиля и его строение.

После появления перспективных широких шин для легковых автомобилей их разработчики предприняли дополнительные меры с тем, чтобы еще больше снизить риск аквапланирования. Важным элементом при решении этой задачи выступает профиль протектора со сравнительно высоким у дождевых шин процентом негативного профиля (дренажные канавки и каналы). Именно с его помощью с поверхности протектора вбирается и быстро выводится достаточно большое количество воды. Очень эффективны также стрелообразные, направленные профили с уходящими к боковине каналами, которые, ускоряя отток воды, создают гидродинамический эффект. Но этот профиль не может быть слишком большим, так как блоки протекторного профиля становятся при этом более подвижными, что негативно сказывается на таких свойствах, как точность руления, боковой увод и износ шины. И в этом случае при конструировании шин важно выдержать необходимые пропорции между сокращением риска аквапланирования и ухудшением остальных функций колеса.

Величайшие достижения “шиностроения”

Главной проблемой летних дождевых шин, обладающих боковыми дренажными каналами, остается тем не менее недостаточно эффективный отвод воды из центральной части протектора. Что же может быть в этом случае логичней широкого и глубокого желобка, опоясывающего средину протектора? Идея эта не нова, и первые патенты на нее были выданы еще в 70-е годы. Но ее практическое воплощение состоялось только в средине 90-х.

Первым объявил о создании подобной конструкции – широкой и высокоскоростной шины AquaContact – немецкий концерн Conti. В 1991 г. Goodyear представил в Америке новую шину Aquatred, появившуюся двумя годами позже в Европе со скоростным индексом Т (190 км/ч), но с небольшим диапазоном размеров. В том же году Michelin презентовал свой прототип Catamaran в сверхскоростной версии (235/45 ZR17), а итальянский Pirelli уже в 1997 г. представил свою версию – Pirelli P 5000 Drago (со скоростными индексами H и V 210-240 км/ч от 45 до 65 серии). Всем этим конструкторским решениям была свойственна широкая кольцеобразная канавка посреди протектора и направленный рисунок. Боковые дренажные каналы были несколько короче: чтобы центральный обеспечивал наиболее интенсивный отток воды в продольном направлении. Pirelli Drago до сих пор находит спрос у автолюбителей, а Catamaran от Michelin так и не был запущен в серийное производство. По-прежнему доказывает свой высокий класс при езде по мокрым дорогам и “пионер” дождевых шин Uniroyal (новые антиаквапланировочные шины Uniroyal RainSport 1, Uniroyal Rallye 580/680).

И все же главной проблемой подобных шинных конструкций остается их зависимость от вполне определенных погодных условий. Такие колеса плохо подходят для езды по сухой дороге.

Эта проблема решена у спортивных шин за счет жесткого центрального профильного ребра, которое сознательно опущено конструкторами антиаквапланировочных шин. Экспериментально и на практике доказано, что конструкторский приоритет одного из шинных свойств практически сводит на нет остальные важные функции шины.

Тем не менее опыт крупнейших шинопроизводителей свидетельствует о возможности достижения разумного компромисса в различных областях применения и категориях шин. Так современные высокоскоростные и широкопрофильные шины Dunlop SP Sport 9000, Goodyear Eagle F1, Pirelli PZero или Michelin Pilot Sport, несмотря на экстремальные габариты, обладают удивительно действенной аквапланировочной защитой.

И все же абсолютной защитой от аквапланирования не обладает ни одна, даже самая совершенная шина. Водителю следует всегда помнить об этом. На аквапланирование влияет также регулировка давления в шинах. Недостаточное давление изменяет контур покрышки и сокращает распределение давления на средину протектора, шина при этом всплывает раньше времени. Сюда же следует отнести и глубину профиля: с недостаточным остатком профиля (тем более при “лысой” резине) опасность аквапланирования возрастает многократно. Законодательно предусмотренная в странах Евросоюза глубина профиля в 1,6 мм, по мнению специалистов, все же недостаточна для широких низкопрофильных шин и должна находиться на границе около 3 мм. Не последнюю роль играет и выбранная водителем скорость: в дождь и при стоячей воде на дороге, естественно, нужна особая осторожность.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Итак, высокая скорость — одна из главных причин потери контроля над автомобилем и в целом виновница более 80% всех ДТП, и такие, как:

  • попадание в лужу на высокой скорости;
  • сильный поток воды по дороге;
  • недостаточная толщина протектора или неправильный рисунок;
  • неровная дорога, вследствие чего неравномерное распределение воды;
  • разное давление в шинах;
  • неисправность подвески, люфт рулевого управления, а также перегруз автомобиля.

Рисунок шин

Остаточная толщина протектора, при котором шина гарантированно выполняет свои функции — 8 мм. Крайне важно, чтобы износ шин был максимально равномерен, что позволит даже при минимальном остатке рисунка добиться стабильного сцепления с дорогой. Езда на “лысой” резине по воде выглядит так: при наборе скорости свыше 60 км/ч, вода собирается перед колесами, образовывается волна. Из-за недостаточной толщины водоотталкивающих бороздок колеса теряют контакт с дорогой, а между ними возникает прослойка воды. Автомобиль “плывет”, ощущается легкость руля, однако при малейшем неправильном усилии на него автомобиль поведет юзом, возникает неконтролируемый занос. Что делать в данной ситуации:

  • снизить плавно скорость, исключить езду в нейтральном положении, желательно тормозить двигателем;
  • не превышать скорость 40 км/ч;
  • добавить давление в шинах на 0.2-0.4 атмосферы выше нормы, выравнивать значение во всех колесах;
  • освободить заднюю ось от нагрузки.

Если вам регион преимущественно дождливый, то необходимо выбирать соответствующие шины — водоотталкивающие с широким протектором.

Толщина водяной пленки

Непосредственную роль играет толщина слоя воды. Мокрая дорога обеспечивает лучшее сцепление, а глубокие лужи и сильный поток воды (ливень и дождь, или пробой канализации), наряду с неравномерностью дорожного покрытия, моментально приведет к аквапланированию. При этом даже самая лучшая шина не способна в полной мере сохранить контроль над авто.

Скорость движения

Даже при тонком слое воды аквапланирование начинается с 70 км/ч. С каждым десятком повышения скорости коэффициент сцепления диаметрально-противоположно. Для максимальной безопасности желательно держать скорость на уровне 50-70 км/ч. Также такая скорость безопасна для двигателя, минимизируется вероятность попадания воды в цилиндры двигателя, замыкание генератора и электроцепи.

Состояние подвески

Следствие неисправной подвески — повышенный люфт между подвижными деталями. Из-за этого автомобиль уходит в сторону, либо его кидает по дороге, необходимо постоянное подруливание, а резкое движение рулевым колесом может привести к заносу. Также старайтесь осторожно тормозить, без резких нажатий на педаль тормоза, что позволит сохранить тормозные диски в рабочем состоянии, иначе их деформация неизбежна (на раскаленный металл попадает вода).

Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?

1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.

2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.

3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.
4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.

5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.

Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории. Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй – дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем

Типичные ошибки

Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.

Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.

Снижение последствий эффекта аквапланирования и управление автомобилем в заносе – удел подготовленных водителей. В первую очередь человек должен понимать, что может произойти в ситуации теоретически, и быть к ней готовым практически. Если водную преграду будет проходить неподготовленный водитель, он может не справиться с заносом (первым или вторым) и спровоцировать негативную ситуацию с выездом на встречную полосу или уходом на обочину. Из каждой нештатной ситуации водить будет выходить на основе полученных навыков: чем их больше, тем оперативнее и правильнее будет его реакция.

Что такое водяной клин на дороге

Водяной клин – это возникновение водяной пленки между колесом и дорогой. Во время такой ситуации на скорости выше 40-60 км/ч машина становится фактически неуправляемой. Сцепление шин с поверхностью покрытия пропадает, вода отделяет их друг от друга. Представьте себе ситуацию, в которой вы на летней резине выехали на лед. Вот примерно такие ощущения появляются и во время водяного клина.

В каких условиях можно «поймать» водяной клин? Чаще всего это происходит при проезде больших луж на скоростных шоссе. Видя разлив, водитель не притормаживает и со всего маху оказывается на несколько секунд в неуправляемой машине. Также образование водяного клина может произойти на дорогах с колеей. Во время дождя на них моментально скапливается вода, которая и служит причиной для заноса.

Чем он опасен

Аквапланирование на дороге гораздо опаснее, чем езда по снегу или даже льду. Зимние шины ориентированы на плохое сцепление, а вот колес, предназначенных для езды по воде, пока еще не изобрели. Чем же коварен водяной клин?

  • Увеличение тормозного пути. Во время появления пленки между дорогой и колесом эффективность торможения снижается примерно в три раза.
  • Потеря управления. Самая опасная ситуация. На больших скоростях избежать водяного клина практически невозможно. «Поймав» это неустойчивое положение, вы не спутаете его ни с чем. Автомобиль словно начинает парить над землей, перестает реагировать на поворот руля. Если уж вы попали в такую ситуацию, вам остается только надеяться на то, что автомобиль не уйдет в занос. Хуже всего, когда водяной клин срабатывает только на одном или двух колесах, тогда заноса точно не избежать.
  • Предсказать заранее аквапланирование невозможно, так как оно зависит от слишком многих нюансов: качества асфальта, шин, скорости.

Как образовывается водяной клиной

Как ни странно, но водяной клин чаще всего образовывается на новых шоссейных покрытиях с идеальным асфальтом. На старой дороге выпавшая влага быстро уходить сквозь неровности и трещины. А новенькое шоссейное покрытие становится пленкой, удерживающей влагу на поверхности. Проезжая такие участки на большой скорости, машины зачастую не справляются с нагрузкой и попадают в ДТП. Современные узкоколесные автомобили с дождевыми шинами могут даже и не почувствовать ничего на высокой скорости, так как площадь соприкосновения с водой будет маленькая и непродолжительная. А вот модели с широкими колесами и старой резиной могут и на 40 км/ч уйти в занос. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно заранее озаботиться правильными покрышками и регулярно их проверять. Профилактика – лучший способ борьбы с аквапланированием.

Водяной клин: что делать в такой ситуации?

Избежать гидропланирования можно, внимательно следя за состоянием шин. Они – главное подспорье в безопасной езде по лужам. Специальные углубления и канавки помогают избежать «полета» колеса, вовремя отводя воду. Не забывайте и о том, что у колес есть срок годности, а шины изнашиваются с каждой поездкой. У колес, которые отслужили половину своего срока, опасность аквапланирования увеличивается на 70%. Что еще можно сделать для предотвращения опасных ситуаций на дороге?

Следите за состоянием дороги. Во время или сразу после дождя на дороге нужно быть особо внимательным. На первый взгляд может показаться, что дорога лишь чуть-чуть влажная. А на деле на ней окажется та самая тонкая пленка, которая уведет машину в сторону. Гнать по влажному покрытию также не стоит. Не зря во время осадков на всех скоростных трассах вывешивают ограничения скорости, как правило, не больше 90 км/ч. А если у вас старые шины, то выше 60-70 км разгоняться точно не стоит.

Если вы увидите впереди лужу, объехать которую нет возможности, постарайтесь сбросить скорость и держать руль прямо. Колеса автомобиля наиболее устойчивы в ровном положении. При попытке свернуть уже после начала гидропланирования ваша машина поведет себя непредсказуемым образом.

В случае потери сцепления в водяном клине ни в коем случае не нажимайте на тормоз. Помните о том, что торможение хорошо во время сцепления с дорогой, но во время гидропланирования его просто нет. Наиболее эффективно торможение двигателем. Отпустите педаль газа и держите руль прямо – и таким способом вы выберетесь из гидропланирования с наименьшими потерями.

Советы опытных водителей

В межсезонье, весной и осенью, дороги особенно опасны. Советы опытных водителей помогут вам избежать неприятностей и водяного клина:

  1. Если видите, что дорога влажная, не обгоняйте все, что движется, соблюдайте скоростной режим. Старая поговорка «Тише едешь – дальше будешь» по-прежнему актуальна и здесь.
  2. Если видите впереди колею с водой или лужу – сбросьте скорость, убрав ногу с педали газа.
  3. Соблюдайте дистанцию – уйти в занос может не только ваша машина, но и та, которая едет впереди. Соблюдение оптимальной дистанции обезопасит вас и других участников движения.
  4. Держите обе руки на руле в правильном положении. Во время аквапланирования машина становится неуправляемой, и вам, скорее всего, понадобятся обе ладони для стабилизации движения.

Соблюдая эти несложные и очевидные правила, вы сможете сохранить контроль над ситуацией на дороге.

Как определить начало аквапланирования

Для того, чтобы под колесами образовался водяной клин, требуется совпадение двух основных факторов: лужа на дороге и достаточно высокая скорость автомобиля. Все остальное вторично. В момент всплытия водитель ощущает резкий удар в руль, после чего рулевое колесо становится «пустым» — управление теряется.

В некоторых случаях всплывают не передние, а задние колеса. Такое обычно происходит на переднеприводных машинах. Тяжелая передняя часть достаточно сильно прижимает колеса к дороге, что не позволяет им приподняться над ее поверхностью.

А вот более легкий багажник не способен оказать аналогичное действие. Задние колеса всплывают. Автомобиль начинает слегка «вилять» задней частью. Малоопытные водители не всегда придают значение этому опасному признаку и узнают о неприятностях только тогда, когда развивается занос.

Как победить аквапланирование, учитывая привод

Аквапланирование передней оси практически полностью лишает водителя возможности управлять автомобилем. Попытки работать рулем не приведут ни к чему, кроме заноса при выезде на асфальт. Поэтому единственным решением в данной ситуации является плавный сброс «газа». На автомобилях с задним приводом допустимо плавное торможение.

При ослаблении усилия на педаль акселератора, автомобиль начинает активно тормозить двигателем. В сочетании с сопротивлением, которое оказывает водяной клин, это позволяет быстро сбросить скорость до показателей, находящихся ниже пределов начала аквапланирования.

Дополнительное торможение с использованием рабочей тормозной системы на переднем приводе может спровоцировать снос передней оси или блокировку колес с последующим выключением двигателя.

Наиболее частые ошибки

Частой ошибкой неопытных водителей при аквапланировании является паническое экстренное торможение. Как правило, это заканчивается заносом. Автомобиль скользит по мокрой поверхности, окончательно теряя управляемость.

Аналогично заканчиваются и попытки активно крутить рулем. Видимого эффекта это не приносит, зато при выезде из лужи аквапланирование автомобиля быстро переходит в занос. Задняя ось, обладающая избыточной поворачиваемостью, в условиях пониженного сцепления с дорогой уходит в сторону.

Профилактика

Основой профилактики аквапланирования является адекватный скоростной режим в дождливую погоду.

Обычная скорость движения должна быть снижена на 30-50%. Однако, учитывая высокие средние скорости не только на трассе, но и в городе, этого недостаточно. Двигаясь быстрее 30-40 км/ч, необходимо избегать проезда глубоких луж.

Если водяной клин все же образовался, необходимо с силой удерживать руль в прямом положении. Также держать его необходимо при проезде глубоких луж, если нет возможности их объехать. Жителям дождливых регионов рекомендуется использовать дождевую резину. Она имеет особый рисунок протектора и активно отводит воду из-под колес даже на относительно высоких скоростях.

Что увеличивает риск аквапланирования

Какие факторы могут увеличить риск аквапланирования?

Помимо скорости, важную роль в появлении «водяного клина» на дороге могут сыграть: техническое оснащение автомобиля, размер пересекаемой лужи и общее состояние колёс. . Далее, рассмотрим по порядку основные факторы, повышающие риск образования «водяного клина».
Во-первых, это шины. Авторезина имеет протектор в виде рисунка из множества желобов. Часть канавок выполняет функцию водоотвода, обеспечивая уверенное пятно контакта. Въезжая в лужу, вода выдавливается из-под шины, через водоотводы. Если скорость велика, то желоба не справляются с объёмами, появляется прослойка воды и пятно контакта с дорожным полотном исчезает. Машина начинает скользить.
Во-вторых, это толщина водяной прослойки. В случае попадания в глубокую лужу, ни одна шина не силах справиться с большим объёмом воды, и обеспечить пятно контакта колесу. Следовательно, завышенная скорость и не удаляемая водяная прослойка, гарантированно образуют «водяной клин». Единственный разумный способ избежать аквапланирования – заранее снизить динамику движения.
В-третьих – остаточная глубина протектора. Это очень важный фактор, способный отчётливо влиять на возникновение «водяного клина». Чем меньше остаточная глубина водоотводных желобов, тем меньший объём жидкости они способны удалить из-под шины. Изношенная авторезина, значительно теряет общую функциональность и менее эффективна в сцеплении с мокрой дорогой. Зная о плохом состоянии колёс, это обстоятельство следует учитывать при выборе скоростного режима. Осознанный подход к выбору резины, к её своевременной замене, повышают шансы на безопасное вождение. 
Установка гоночной резины под названием слик и полуслик, для увеличения сцепления с асфальтированной дорогой, практически полностью обезоруживают автомобиль и водителя, для езды по мокрой автостраде. Такие покрышки, оснащены незначительным протектором, а в некоторых случаях, рисунок вовсе отсутствует.
Стоит уделить внимание дополнительным факторам, которые влияют на эффект аквапланирования. Среди них: качество дороги, давление в шинах, общее состояние подвески и загруженность машины.
Ситуация с дорожным полотном, более ясна: чем ровней и грамотней спроектирована трасса, тем меньше на ней воды. Следовательно, риск появления аквапланирования остаётся невысоким.
Раз речь зашла о качестве дорог, хотелось бы упомянуть такое явление, как – колейность на асфальте. Заполненная дождевой водой колея, увеличивает вероятность образования «водяного клина». Водитель способен потерять управление автомобилем, и транспортное средство может самопроизвольно перестроиться. По инерции. 
Давление в шинах – одна из причин возникновения «водяного клина» на небольшой скорости. Низкое давление в колесе, не позволит «врезаться» в водяную преграду. Поверхность лужи, способствует сжатию в профиле шины, что влечёт увеличение площади давления на поверхность. На основании изложенного можно говорить о том, что шины с низким давлением увеличивают риск возникновения аквапланирования, причём даже на малой скорости.
Аналогичный эффект низкого давления в резине, может обеспечить изношенная подвеска автомобиля. В частности, неисправные амортизаторы, которые не позволяют должным образом прижиматься к дорожному полотну неподрессоренной массе. Это следует отнести к факторам повышенной опасности. Что касается загруженности или конструктивной массы автомобиля, то здесь ситуация очевидна – чем меньше вес транспортного средства, тем больше у него шансов «задержаться» на поверхности лужи, при меньшей скорости.

Как снизить риск аквапланирования

Какие способы борьбы с аквапланированием существуют? Самым верным решением избежать «водяного клина», будет снижение скорости перед водным препятствием. Зная о внезапном появлении эффекта, не следует практиковать динамичную езду на мокрой дороге. Если передвижение происходит по сухому покрытию, и на пути внезапно появилась большая лужа, то следует снизить скорость, и спокойно пересечь препятствие.
Влетая в лужу, на отметке спидометра 80 км/ч и более, автомобиль не только будет подвержен скольжению, но и возникает опасность попадания воды в работающие системы (электроснабжение, воздухозаборник).
Учитывая фактор скорости, не стоит забывать о траектории движения. Водоотвод шин более эффективен на прямой дороге. При поворотах, эти функции снижаются. Соответственно, прохождение поворотов будет разумным на малой скорости. Таким образом, можно избежать внезапного образования «водяного клина», который будет способствовать инерционному движению на встречную полосу или на обочину.
Если вы ощутили эффект аквапланирования (автомобиль начал плыть), то самое главное – не крутить рулём, и не применять экстренное торможение. Стандартные методы борьбы с заносами на льду или снегу, в этом случае будут неэффективны. «Водяной клин», может также быстро исчезнуть, как и появиться. Вывернутый руль, и внезапное появление контакта шины с поверхностью, могут спровоцировать полноценный занос или переворот машины. Аналогичное влияние, могут оказать, блокированные тормозами, колёса.
Оптимальным действием будет следующее: отпустить педаль акселератора и не вращать рулевым колесом.

Автомобиль, притормаживаемый двигателем, под естественными воздействиями вернёт сцепление с автодорогой. Затем, водитель может возобновить движение.
Дополнительный нюанс: «водяной клин» может проявиться не на всех колёсах, а только на некоторых из них. Например, автомобиль въехал в водное препятствие одной стороной. В таком случае, крепкая фиксация рулевого колеса будет более важна. Разная степень сцепления шин с автодорогой, может стать ключевым обстоятельством разворота, или даже инерционного вращения автомобиля. Поэтому, опасайтесь въезжать на высокой скорости в лужу одной стороной, и не пытайтесь выравнивать автомобиль при начавшемся аквапланировании.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию

Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Источники

  • https://DriverTip.ru/osnovy/chto-takoe-akvaplanirovanie.html
  • https://www.best-tyres.ru/articles/info/akvaplan
  • https://zen.yandex.by/media/avtotachki/chto-soboi-predstavliaet-akvaplanirovanie-5ed3fba0e69033768dc871a9?from=feed&rid=430071000.606.1591514903614.85209&integration=site_desktop&place=layout&secdata=CMmjyuCmLiABMAJQDw%3D%3D
  • https://aif.ru/auto/practice/42002
  • https://FB.ru/article/349809/chto-takoe-vodyanoy-klin-na-doroge
  • https://ZnanieAvto.ru/rulim/akvaplanirovanie-ili-vodyanoj-klin.html
  • https://pin-avto.ru/pin-ekspert/akvaplanirovanie-avtomobilya-chto-eto-chem-opasno-i-kak-predotvratit.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/909576-akvaplaniovanie-shin-chto-ehto-i/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об устройстве автомобилей, советы, помощь